Форма проведения: урок-размышление
Цели урока:
- развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного; анализ содержания текста; понимание авторского замысла.
- организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
- развитие эмоциональной сферы второклассников.
Формируемые УУД (способы деятельности)
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей;
- смысловое чтение;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное построение речевого высказывания;
Регулятивные УУД
- целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии;
Личностные УУД
- ценностно-смысловая ориентация; мотивация на процесс и результаты деятельности;
Коммуникативные УУД
- умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения;
- формулирование и аргументация собственного мнения;
- умение работать в группе;
Учебные материалы:
- учебник “Литературное чтение” 2 класс, часть первая (автор О.В. Кубасова);
- карточки для индивидуальной, парной и групповой работы;
- презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер;
Ход урока
I Мотивационно-установочный этап
Ситуация успеха
Слайд № 1
Учитель: Чему учимся на уроках литературного чтения? (У – учимся размышлять, доказывать и делать выводы, Р – развиваем устную речь, О – открываем неизвестное, К – корректируем ответы одноклассников)
Слайд № 2 Как называется раздел по которому мы сегодня завершаем наше путешествие? А как мы учились читать?
Учитель: Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необыкновенные, загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели? Давайте в этом убедимся.
Целеполагание
Слайд № 3 - Прочитайте тему нашего урока. Попробуйте сформулировать цель урока.
- Вы знакомы с этим произведением и его авторами? (Познакомиться с произведением и его авторами)
- А что значит познакомиться с произведением? (Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел)
- Зачем? (Авторы – добрые волшебники, которые учат нас жизни)
- Кроме этого мы будем продолжать учиться размышлять и делать выводы.
II Организационно-деятельностный этап
Слайд № 4 Знакомство с планом работы:
- “Удивительные сказочники” Знакомимся с авторами и произведением.
- Наблюдаем, анализируем, размышляем.
- Формулируем главные мысли урока.
- Оцениваем учебную деятельность.
Самостоятельное чтение - знакомство с авторами (Приложение 1, Карточка 1)
Проверка восприятия
Слайд № 5
Учитель: В немецком городе Ханау, в семье известного немецкого адвоката Филиппа и его почтенной супруги родилось восемь сыновей и одна дочь. Но всемирную славу этой фамилии принесли два брата. Как их звали?
Слайд № 6 (Якоб и Вильгельм)
- Братья – погодки как понимаете?
Старшим из братьев был Якоб, а Вильгельм Гримм на год моложе. С самого раннего возраста и до конца жизни братья были связаны тесными узами дружбы.
- Какими были братья по характеру? (Весёлыми и добрыми)
- Чем они занимались? (Собирали сказки, путешествуя по стране)
Однажды Вильгельм и Якоб повстречали старушку, которая рассказывала им сказки три дня...
Содержание сказок они не меняли, но вернули старым забытым сказкам народный язык. Насчитывается более 200 сказок, которые обработали Гриммы.
- А вы читали сказки этих авторов?
Слайд № 7 Учитель включает музыку. Видели мультфильм?
Слайд № 8 А это немецкий город Бремен. Великолепная четвёрка - осёл, собака, кот и петух. Эти фигурки можно увидеть повсюду: в витринах магазинов, на вывесках кафе и ресторанов.
Вывод: Познакомились с “удивительными” сказочниками.
Слайд № 9 Определите жанр этого произведения? (сказка)
Давайте попробуем догадаться по названию, о чём будет она? Непонятное слово - талер
Слайд № 10 Словарная работа
Работа в парах (Приложение 2 Карточка 2)
Попробуйте по смыслу найти расшифровку каждого слова (указать стрелками), если не сможете, загляните в учебник.
Слайд № 11 Дополнительная информация. Старинные монеты.
Слайд № 12 Учитель: Как вы думаете, о чём же будет сказка?
Слайд № 13
Дорогой доброй сказки
Идём мы без опаски
И дружно говорим:
Идём мы к братьям Гримм!
Чтение сказки учителем
- Слушайте и следите внимательно сказку, т.к. после мы превратимся в археологов и будем “раскапывать” нужную информацию в тексте.
Учитель: Назовите своё настроение.
Слайд № 14 Физминутка
2 пункт плана: наблюдаем, анализируем, размышляем.
Слайд № 15 Текстовые раскопки
Учитель: Сказку можно разделить на 3 части. Прочитайте названия каждой.
3 части сказки.
- “Всем миром покинута”
- Добрые поступки
- Вознаграждение
1 часть
- Почему такой заголовок выбрала?
- Почему девочка пошла в поле?
- Слайд № 16 Как понимаете выражение “полагаясь на волю Господню”?
2 часть
- Какие добрые поступки совершила девочка? Слайд № 17, 18
- Как бы вы поступили на месте девочки?
Ролевое чтение
3 часть
- Как она была вознаграждена за свои поступки? Слайд № 19
- Почему такой прекрасный конец?
- Какова была воля Господня? (сначала испытания, потом вознаграждение)
Вывод: Молодцы, вы – внимательные читатели.
III Контрольно-регулировочный этап
3 пункт плана: Формулируем главные мысли урока
Самостоятельная работа в группе (Приложение 3 Карточка 3)
Прочитайте пословицы и зачитайте, какая, по-вашему, отражает главную мысль урока?
IV Рефлексивно-оценочный этап
Слайд № 20 "Спешите подарить добро"
Спешите подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как сказочное волшебство
Вернётся к вам по кругу.
Мини-реплика
Слайд № 21
- Сегодня я узнал ....
- Меня взволновало .......
- Сказка помогла мне понять .....
- Я для себя сделал вывод ......
Слайд № 22 Самооценка деятельности обучающихся (приём “цветового пятна”)
V. Целевые установки домашней самостоятельной работы (творческого характера)
Слайд № 23 Мини-сочинение, рисунок (на выбор)
“Если добрый ты”
Продолжи сказку
Слайд № 24 Музыкальный круг “Дорогою добра”.