Тип урока: обобщающий урок.
Цели урока:
- Обучающие: обобщить знания учащихся о действиях с многозначными натуральными числами, закрепить навык решения задач и уравнений, показать взаимосвязь математики с другими предметами, ввести новые понятия и показать их смысловое значение;
- Развивающие: развить память, внимание, воображение, логическое мышление;
- Воспитательные: воспитать интерес к истории своей страны ее обычаям, воспитать дружный коллектив, чувство взаимопомощи, умение выражать свое мнение и слушать других.
Ход урока
1) Оргмомент.
- Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
2) Устный счет.
СЛАЙД 1 Тема сегодняшнего нашего урока: “Натуральные числа в истории Московского Кремля”.
СЛАЙД 2
- Эпиграфом к нашему уроку может служить следующее высказывание:
“Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще.
Для города имени город Москва,
Для площади - Красная площадь!” СЛАЙД 3
СЛАЙД 4 Как всегда начнем урок с небольшого устного счета, который сегодня носит название:
“Из глубины....”
- Ой, одно слово потерялось! Давайте найдем его, выполнив задания арифметического диктанта (один ученик выполняет на закрытой доске).
Арифметический диктант.
- Число 27 увеличили в 3 раза.(81)
- Делимое 105, делитель 3. Найти частное.(35)
- Во сколько раз 84 больше 42.(2)
- Число 123 увеличили на57.(180)
- Число 34 увеличили в 100 раз.(3400)
- Проверим полученные результаты. Каждому полученному значению соответствует определенная буква. Сложите из этих букв недостающее слово в нашем названии.
35-е
3400-в
180-о
2-в
81-к
- Правильно!
3) Тема урока.
СЛАЙД 5, 6, Итак ребята сегодня на уроке мы постараемся лучше узнать историю Московского Кремля, выясним, как менялся его облик на протяжении многих веков. Для этого нам предстоит решить много математических задач. Такие задачи приходилось решать и мастерам в древности, зодчим. Вам, как и им придется проявить смекалку, находчивость, сообразительность, точный расчет, чувство гармонии.
СЛАЙД 7 - А сейчас послушайте стихотворенье, которое посвятил нашей столице Брюсов
Нет тебе на свете равных,
стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий,
Посреди глухих лесов
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
СЛАЙД 8 - Москва огромный современный город и трудно представить ее маленькой деревушкой. И конечно главным украшением столицы является Кремль и Красная площадь. Пройдемся по дороге истории. И начнем свой путь с поднятия по хронологической лестнице (на доске нарисована лестница с закрытыми датами).
- Чтобы подняться по лестнице, надо справиться со всеми заданиями.
СЛАЙД 9
1) Задание первой ступени.
Найти длину ломанной, если СД=247 м, а ДЕ=900 м.(1147)
- Что это за дата? ( год основания Москвы)
- А теперь, послушайте задачу “Площадь Кремля 11 века составляла 15000м.кв., а при Юрии Долгоруком на 75000м.кв. больше. Найти площадь Кремля при Юрии Долгоруком.”(90000 м.кв.)Хорошо!
СЛАЙД 10 - Поднимаемся дальше.
2) Решите уравнение:
У-25=1314 (1339) А кто знает, что произошло в этом году?
В этом году был построен дубовый Кремль князем Иваном Калитой (денежный мешок).
“Площадь Кремля при Иване Калите была на 109000м.кв. больше, чем при Юрии Долгоруком. Какова была эта площадь?” (199000 м.кв.)
СЛАЙД 11 - Продолжаем подниматься!
3)Решите уравнение:
Х+13=1380 (1367) Что обозначает эта дата?
Эта дата связана с постройкой Дмитрием Донским Белокаменного Кремля.
СЛАЙД 12 - Итак, осталось преодолеть последнюю ступень
4) И чтобы подняться на последнюю ступень, отгадайте, о каком веке идет речь?
“Век, в котором произошло это событие обозначается двузначным нечетным числом, которое меньше 20 и делиться на 3 и на 5” (15 век)
- В этом веке Иваном 3 был построен уже привычный нам Кремль из красного кирпича. Молодцы! Мы поднялись по всей лестнице.
4) Проверка Д/З.
СЛАЙД 13-А теперь проверим как вы справились с домашним заданием и решили задачу на движение. Давайте напомним условие (читают). А как вы ее решали? (20 км/ч)
- Скажите, а как связано это число с Московским Кремлем? (количество башен)
- Правильно!
5) Закрепление пройденного.
Все башни Московского Кремля отличаются друг от друга по внешнему виду, названию, высоте.
СЛАЙД 14 - Сравним некоторые башни по их высоте.
- Посмотрим, на сколько Тайницкая башня выше Благовещенской, для этого решим уравнение. ( на закрытой доске) Скажите, а кто знает откуда произошли названия этих башен?
(428-х):12=35 (8)
СЛАЙД 15 - Сравним высоту Троицкой и Спасской башен, для этого решим пример:
(6781-6646): (197-13*14)=9 (на закрытой доске)
А кто объяснит, почему эти башни имеют такие названия?
СЛАЙД 16 На территории Кремля располагаются различные здания и сооружения . Одним из них является Грановитая палата, внутри которой проходят сейчас различные приемы на государственном уровне.
СЛАЙД 17 “А вот в 1668 году для обновления росписи Грановитой палаты мастера потребовали 78 пудов натуральных красок (вохры - желто-красной краски, лазори - темно-голубой, киновари - ярко-красной, сурика - желтой). Сурика взяли 2 пуда, киновари в 8 раз больше, чем сурика, а лазори и вохры одинаково. Сколько пудов взяли вохры, лазори и киновари в отдельности”. (30,30,16) (дома перевести в кг) Итак, из условия задачи мы видим, что пуд это единица измерения веса.
СЛАЙД 18 - Около Московского Кремля располагается площадь, на которой раньше проходили народные гулянья, проводились ярмарки. И всегда на них можно было встретить скоморохов, которые веселили народ (музыка, выходят скоморохи Фома и Фока).
- Здравствуй весь честной народ, здравствуйте ребята! Давайте с вами поиграем!
1 скоморох
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка раз
Лишь скажу я слово “три”
Ты в ладоши постучи.
2 скоморох
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых ...две.
1 скоморох
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри.
А жди команду: “Раз, два ...марш!”
2 скоморох
Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше... три.
1 скоморох
Недавно поезд на вокзале
мне три часа пришлось прождать.
Хорошо, вы справились с заданием!
2 скоморох
Балалайка звонкая, тульский самовар.
Праздники на ярмарке – праздничный базар!
СЛАЙД 19
1 скоморох
А кто знает, что такое маховая сажень и локоть? Послушайте такую задачку с ярмарки:
2 скоморох
Две девицы на базаре покупали отрезы материи.
1 скоморох
Одна купила отрез красного сукна длиной 5 маховых сажень( показывает -880см)
2 скоморох
А другая отрез зеленого атласа длиной 10 локтей (показывает-450 см)
1 скоморох
Найдите длину каждого отреза в сантиметрах и сравните кто купил больше?
СЛАЙД 20, 21
2 скоморох
Хорошо! Вы справились с задачкой! А как вы думаете что такое верста? Это единица измерения расстояния. Так вот на ярмарке можно покататься на тройке лошадей. Решите такую задачку (Читают задачку) (42680м в ч, 60000м в ч)
- Спасибо вам скоморохи!
6) Итог урока. СЛАЙД 22
СЛАЙД 23, 24, 25 - А теперь подведем итог урока и ответим на вопросы викторины.
- 14
- 66
- 20
- 30
- 46
- 23
7) Д/З СЛАЙД 26
Перевести в кг пуды в задаче про грановитую палату, придумать свою задачу про башни Московского Кремля.