Цели:
- Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
- Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
- Развивать навыки сознательного чтения.
- Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.
Оборудование:
- мультимедиа,
- презентация “Игра-путешествие “В гости к С.Я. Маршаку”,
- портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964),
- книги,
- сборники произведений С.Я. Маршака,
- рисунки детей к произведениям, плакаты:
- С книгой жить - век не тужить.
- Испокон века книга растит человека.
- Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
- Хорошая книга - лучший друг.
- Кто много читает, тот много и знает.
- Ум без книги - что птица без крыльев.
- Книга - книгой, а своим умом двигай.
- Больше узнаешь - сильнее станешь.
- Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
- Легко забыть то, чего не знаешь.
Ход мероприятия
1ю Организационный момент
Как бы жили мы без книг Ошибка! Закладка не определена.(С. Михалков)
1)
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
2)
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг.
3)
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
4)
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
5)
Нет твоей любимой книжки -
“Чиполино”, например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
6)
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
7)
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
8)
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
9)
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
10)
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
“Тихий Дон” и “Дон Кихот”!
11)
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
2. Сообщение темы и целей мероприятия (2 слайд)
Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.
Мы предлагаем вашему вниманию игру - путешествие, посвящённое С.Я. Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
3. Знакомство с биографией С.Я. Маршака (2 слайд)
(Кнопкой мышки перелистываем фотографии Маршака на 2 слайде)
Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) - поэт, драматург, переводчик, литературный критик.
Он родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, поступил учиться в одну из лучших гимназий. Целые дни он проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.
В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Горький пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с интересными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905 года, Маршак вернулся в Петербург. Туда же к тому времени перебрался его отец.
Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его.
В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в
провинции, публиковал свои переводы в журналах
"Северные записки" и "Русская мысль". В
военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвовал в организации детских
домов в Краснодаре, создал детский театр, в
котором началось его творчество как детского
писателя.
В 1923, вернувшись в Петроград, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка оглупом мышонке", "Пожар", "Почта", перевёл с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т. д. Кроме того, он возглавил один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого собрались талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М. Горького, создавшего Издательство детской литературы (Детгиз).
В годы Отечественной войны активно Маршак сотрудничал в газетах, высмеивая врага в пародиях, эпиграммах, политических памфлетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я".
Маршак много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта и др. За переводы из Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".
Книги Маршака переведены на многие языки мира. Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня.
Литературные труды Маршака были высоко оценены, он получил множество государственных наград и литературных премий. И все-таки это не главное. Главное – это читательское признание, которое у Маршака несомненно есть.
4. Подготовка к игре-путешествию (3 слайд)
Путешествовать будем по Маршрутному листу, где вы будете сами выбирать конкурс.
5. Загадки С.Я. Маршака (4 слайд)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (Очки)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (Пила)Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
6. Угадай произведение по отрывку.
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”) (5 слайд)
Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”) (6 слайд)
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (“Багаж”) (7 слайд)
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! (“Двенадцать месяцев”) (8 слайд)
Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”) (9 слайд)
7. Из какого произведения предметы? (10 слайд)
- Конверт (“Почта”)
- Кольцо (“Двенадцать месяцев”)
- Собачонка (“Багаж”)
- Котёнок (“Усатый полосатый”)
- Сковорода (“Вот какой рассеянный”)
8. Узнай лишнее животное из сказки “Где обедал, воробей?” (11 слайд)
Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк)
9. Музыкальная пауза (12 слайд)
Дети поют и танцуют под песню “Шли куда попало” на стихи С.Я.Маршака.
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!
10. Исправь ошибки в названиях произведений (13 слайд)
- “Детки в зоопарке” - “Детки в клетке”
- “Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев”
- “Откуда стул пришёл?” - “Откуда стол пришёл?”
- “Урок грубости” - “Урок вежливости”
- “Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое”
- “Мышкин дом” - “Кошкин дом”
11. Реши кроссворд (14 слайд)
- Животное, с которым обедал воробей (Морж)
- На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
- Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
- Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)
- Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
- Как звали пожарного из стихотворения “Пожар”? (Кузьма)
12. Вспомни “Сказку о глупом мышонке” (15 слайд)
Вспомни пропущенных персонажей из сказки (Жаба и щука)
13. Доскажи словечко (16-17 слайды)
“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”
Из какого произведения строки? (“Почта”)
“Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)”
Из какого произведения строки? (“Пожар”)
14. Прощальная (18 слайд)
Песня про книги(на мотив “Песенка мамонтёнка”)
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.
Припев:
15. Итог мероприятия. (19-20 слайды)
Вот и закончилось наше путешествие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького “Любите Маршака, учитесь у него!”