Данный материал можно использовать фрагментарно на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки, технологии в начальной школе
Задачи:
- Создать осеннее настроение
- Полюбоваться красотой золотой осени
- Уточнить представления детей о ранней и поздней осени
- Уточнить представления обучающихся об осенних изменениях в природе
- Учить распознавать деревья по листьям
Планируемые результаты:
Личностные
- Проявлять интерес к объектам окружающего мира
- Учиться проявлять эстетические потребности, чувства
Метапредметные
- Формулировать совместно с учителем учебную задачу занятия, стараться её выполнить и оценивать свои результаты
- Подбирать нужные материалы для выполнения заданий
Предметные
- Распознавать деревья по листьям
- Наблюдать осенние изменения в природе
- Узнавать осенние явления природы
Межпредметные связи: Окружающий мир “Что это за листья?”, “Осенние изменения в природе”, изобразительное искусство “Красоту надо уметь замечать”, технология “Работа с бумагой”, музыка “Творчество П.И.Чайковского”, литературное чтение “Осень в творчестве русских писателей”.
Ход занятия
Определение цели занятия
Учитель:
- Послушайте стихотворение. О каком времени года в нём говорится?
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный...
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной...
Учитель:
- Почему вы решили, что речь идёт об осени?
- Какое осеннее явление природы описано в этом стихотворении?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Да, наш разговор будет посвящён осени. И мы не только поговорим о ней, но и полюбуемся, и даже послушаем осень. (презентация)
Актуализация знаний
- Назовите осенние месяцы.
Рассмотрите иллюстрации. Какое настроение вызывает у вас сентябрь? октябрь? ноябрь?
- Почему?
- Почему ранняя осень вызывает радостное, весёлое настроение?
Прочитайте отрывки из стихотворений, которые подходят по настроению к данной иллюстрации.
Приложение (Дети читают заранее выученные отрывки, объясняя, почему именно их стихотворение подходит к данной иллюстрации. Как вариант, можно предложить обучающимся несколько распечатанных вариантов стихотворений, чтобы они выбрали подходящие. На этом этапе занятия возможна работа в группах).
Учитель:
- Какое настроение вызывает у вас иллюстрация поздней осени? Почему?
Приложение (аналогично проводится выбор отрывков стихотворений, соответствующих данной иллюстрации).
Восприятие “осеннего настроения”
Осень можно не только описывать в стихотворной форме. Её можно изобразить с помощью красок. Полюбуйтесь на осень Исаака Левитана.
Учитель:
- Какие картины можно отнести к ранней осени? Какие к поздней?
- Какое настроение постарался передать художник?
- Как в думаете Исаак Левитан любил осень? А какой период в осени ему больше всего нравился? Почему?
Осень можно не только описать словами, изобразить на листе бумаги. Осеннее настроение можно ещё услышать.
Послушайте, какую чудесную музыку написал Пётр Ильич Чайковский и попытайтесь определить, какой период осени мы услышим.
Физминутка
“Как живёшь?”, “Рыбки”, “Раз – поднялись, потянулись...” или любые другие, которые используются в классе.
Учитель:
- Какие осенние явления природы вы знаете?
- О каком явлении природы идёт речь, догадайтесь?
Падают с ветки золотые монетки.
(Листопад)Поглядите, поглядите –
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
(Дождь)Не снег и не лёд,
А снегом деревья уберёт.
(Иней)
Весной прилетают, осенью улетают.
(Перелётные птицы)
У нас на занятии тоже начинается самое красивое осеннее явление природы – листопад.
Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие листья закружатся в нашем осеннем хороводе.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой
С длинной ножкой.
(Клён)Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
(Берёза)
Это дерево цветёт
Аромат и мёд даёт,
И спасает нас от гриппа,
От простуд, царевна...
(Липа)Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
(Рябина)Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
Физминутка
Давайте и мы с вами покружимся и устоим настоящий листопад. Летим плавно, как большие кленовые листья. Сыпемся, как хвоинки с лиственницы. Кружимся, как осиновые листочки...
Создание совместной картины “осеннее настроение” (рефлексия)
Учитель:
- Вам понравился наш листопад? Какие чувства он у вас вызвал?
Давайте создадим наше осенне настроение.
(Детям предлагаются заготовки кленовых листьев из белой бумаги. Обучающиеся выбирают цвета, которыми они хотят предать своё осеннее настроение и раскрашивают листочек. А затем прикрепляют свои листья на общее дерево).
Вот какое осеннее настроение у нас получилось.