Классный час "Листвы прощальная краса"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Данный материал можно использовать фрагментарно на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки, технологии в начальной школе

Задачи:

  • Создать осеннее настроение
  • Полюбоваться красотой золотой осени
  • Уточнить представления детей о ранней и поздней осени
  • Уточнить представления обучающихся об осенних изменениях в природе
  • Учить распознавать деревья по листьям

Планируемые результаты:

Личностные

  • Проявлять интерес к объектам окружающего мира
  • Учиться проявлять эстетические потребности, чувства

Метапредметные

  • Формулировать совместно с учителем учебную задачу занятия, стараться её выполнить и оценивать свои результаты
  • Подбирать нужные материалы для выполнения заданий

Предметные

  • Распознавать деревья по листьям
  • Наблюдать осенние изменения в природе
  • Узнавать осенние явления природы

Межпредметные связи: Окружающий мир “Что это за листья?”, “Осенние изменения в природе”, изобразительное искусство “Красоту надо уметь замечать”, технология “Работа с бумагой”, музыка “Творчество П.И.Чайковского”, литературное чтение “Осень в творчестве русских писателей”.

Ход занятия

Определение цели занятия

Учитель:

- Послушайте стихотворение. О каком времени года в нём говорится?

Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный...
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной...

Учитель:

- Почему вы решили, что речь идёт об осени?

- Какое осеннее явление природы описано в этом стихотворении?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Да, наш разговор будет посвящён осени. И мы не только поговорим о ней, но и полюбуемся, и даже послушаем осень. (презентация)

Актуализация знаний

- Назовите осенние месяцы.

Рассмотрите иллюстрации. Какое настроение вызывает у вас сентябрь? октябрь? ноябрь?

- Почему?

- Почему ранняя осень вызывает радостное, весёлое настроение?

Прочитайте отрывки из стихотворений, которые подходят по настроению к данной иллюстрации.

Приложение (Дети читают заранее выученные отрывки, объясняя, почему именно их стихотворение подходит к данной иллюстрации. Как вариант, можно предложить обучающимся несколько распечатанных вариантов стихотворений, чтобы они выбрали подходящие. На этом этапе занятия возможна работа в группах).

Учитель:

- Какое настроение вызывает у вас иллюстрация поздней осени? Почему?

Приложение (аналогично проводится выбор отрывков стихотворений, соответствующих данной иллюстрации).

Восприятие “осеннего настроения”

Осень можно не только описывать в стихотворной форме. Её можно изобразить с помощью красок. Полюбуйтесь на осень Исаака Левитана.

Учитель:

- Какие картины можно отнести к ранней осени? Какие к поздней?

- Какое настроение постарался передать художник?

- Как в думаете Исаак Левитан любил осень? А какой период в осени ему больше всего нравился? Почему?

Осень можно не только описать словами, изобразить на листе бумаги. Осеннее настроение можно ещё услышать.

Послушайте, какую чудесную музыку написал Пётр Ильич Чайковский и попытайтесь определить, какой период осени мы услышим.

Физминутка

“Как живёшь?”, “Рыбки”, “Раз – поднялись, потянулись...” или любые другие, которые используются в классе.

Учитель:

- Какие осенние явления природы вы знаете?

- О каком явлении природы идёт речь, догадайтесь?

Падают с ветки золотые монетки.
(Листопад)

Поглядите, поглядите –
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
(Дождь)

Не снег и не лёд,
А снегом деревья уберёт.
(Иней)

Весной прилетают, осенью улетают.
(Перелётные птицы)

У нас на занятии тоже начинается самое красивое осеннее явление природы – листопад.

Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие листья закружатся в нашем осеннем хороводе.

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой
С длинной ножкой.
(Клён)

Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
(Берёза)

Это дерево цветёт
Аромат и мёд даёт,
И спасает нас от гриппа,
От простуд, царевна...
(Липа)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
(Рябина)

Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)

Физминутка

Давайте и мы с вами покружимся и устоим настоящий листопад. Летим плавно, как большие кленовые листья. Сыпемся, как хвоинки с лиственницы. Кружимся, как осиновые листочки...

Создание совместной картины “осеннее настроение” (рефлексия)

Учитель:

- Вам понравился наш листопад? Какие чувства он у вас вызвал?

Давайте создадим наше осенне настроение.

(Детям предлагаются заготовки кленовых листьев из белой бумаги. Обучающиеся выбирают цвета, которыми они хотят предать своё осеннее настроение и раскрашивают листочек. А затем прикрепляют свои листья на общее дерево).

Вот какое осеннее настроение у нас получилось.