Задачи:
- познакомить детей с р.н. сказкой «Лиса и кувшин»;
- совершенствовать навыки пересказывания дошкольниками готовых текстов;
- расширять словарный запас детей;
- развивать умение детей произносить предложения с разными оттенками интонации
- (ласковая, просительная, сердитая);
- воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.
Предварительная работа: чтение
сказок о лисе («Снегурушка и лиса», «Заюшкина
избушка», «Петушок – золотой гребешок»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и
медведь» и др.);
– разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на
примере других сказок («Гуси-лебеди», «Лиса и
журавль», «Медведь и собака»);
– театрализация сказок «Лиса и рак», «Лиса и
журавль» и др.;
– рассматривание иллюстраций к сказкам;
– отгадывание загадок о животных;
– изготовление заготовок книжек-малышек.
Литература:
1) Детство: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А.
Михайлова и др. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2) Развитие речи детей 5 – 7 лет. 2-е изд., перераб. и
дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.,
с.88, 218.
Демонстрационный материал: предметные картинки: лиса, кувшин.
Раздаточный материал: наборы
иллюстраций к сказке по количеству детей;
заготовки самодельных книжек-малышек по
количеству детей;
наборы готовых форм для аппликации по количеству
детей: баба, лиса, кувшин;
клей, кисточки, салфетки, клеёнка для намазывания
клея, клеёнка для наклеивания аппликации по
количеству детей.
Интеграция с областями: социализация, художественное творчество.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I часть. Организационный момент
1. Воспитатель: (Вместе с детьми стоит на ковре в кругу). Девочки и мальчики, посмотрите на своих соседей слева и справа, улыбнитесь им. Посмотрите на меня и улыбнитесь, а я улыбнусь вам. Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им, а они улыбнутся вам.
II часть. Основная
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я
нашла в группе книгу. Даже не знаю, как она к нам
попала.
(Воспитатель показывает книгу) Хотите, я
сегодня вам её прочитаю? (Ответы детей) А что,
в ней лежит? (ответы детей). А что нам делать с
конвертом? (Ответы детей)
(Воспитатель и дети читают письмо)
Уважаемые читатели!
Перед вами необычная книга. Она открывается
не каждому, а только самому любознательному и
сообразительному.
Чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках. Вот первая
загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)
(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей).
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).
Воспитатель: перед нами и ответ. Вы
догадались, как называется эта сказка? Артём, как
ты думаешь? (Никита, Лиза…, вы согласны?) Хотите я
прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин»?
Занимайте свои места и слушайте внимательно.
2. Чтение сказки
Воспитатель: понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов?
(Если будут утвердительные ответы, попросить других детей разъяснить значение этих слов).
3. Беседа по содержанию
Вопросы к тексту:
- О ком была эта сказка? (Сеня, подскажи. Даша, правильно?)
- С чего сказка началась? (Настя, вспомни, пожалуйста. Арсений, ты согласен?)
- Что случилось с лисой? (Аня, скажи нам. Артём, ты согласен? Кто хочет добавить?)
- Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ваня, как ты думаешь? )
- Какие слова она говорила? (Лиза, произнеси слова так, чтобы было понятно, что лиса говорит ласково)
- Кувшин ответил лисе? (Арина). Почему он не ответил? (Андрей, а как ты думаешь?)
- Как стала, потом разговаривать лиса, каким голосом? (Егор)
- Какие слова она говорила? (Никита, произнеси слова так, чтобы было понятно, что лиса говорит сердито.)
- Чем заканчивается сказка? (Андрюша. Маша, согласна?)
4. Физкультминутка «Весело в лесу»: (выполняется под музыку)
– А теперь я предлагаю вам немного поиграть.
Выходите на лужок,
Становитесь все в кружок.
Становитесь по порядку
На весёлую зарядку!
(Дети с воспитателем становятся в круг на ковре)
Воспитатель: Давайте покажем, что лисичка умеет делать.
Лисичка хвостиком следы заметает (наклоны туловища вправо и влево).
Лисичка принюхивается, ищет зайчат (наклоны вперёд с вытянутыми руками).
Лисичка крадётся (шагаем на месте с высоким подниманием коленей).
Лисичка прыгает за мышкой (прыжки на месте или с продвижением вперёд на двух ногах).
Лисичка грустит (тянемся за вытянутыми вверх руками, встаём на носочки).
Другой вариант:
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг да прыг. (прыгают, подняв ладони над головой)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (шагают на месте с высоким подниманием колен к ладоням)
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (наклоны вперёд с вытянутыми руками)
Но зайчата быстро скачут, (подскоки на месте)
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают!
И зайчата убегают! (бег на месте)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (тянутся на носочках вверх)
Тяжело вздыхает, (вдох носом, выдох ртом – 2 раза)
Садится, отдыхает. (садятся на ковёр, руку под щёку)
5.Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Воспитатель: Мальчики и девочки,
хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да
вот беда, перепутались они все между собой.
Помогите мне, пожалуйста, разложить их по
порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару
помощника, с кем бы хотелось выполнить это
задание. Выбирайте место, где вам будет удобно. (Дети
расходятся для выполнения задания. Если ребёнок
остался без пары, можно предложить в пару себя.
После выполнения задания дети остаются на
местах.)
А теперь давайте проверим, правильно ли
выполнено задание.
- С чего началась сказка? Кто должен быть на первой картинке? (Аня, помогай). Выставляет на мольберте.
- Что случилось потом? Кто на второй картинке? (Гриша, что у тебя?) Выставляет на мольберте.
- Что произошло с лисой потом? Что на третьей картинке? (Даша и Лиза, что у вас получилось?) Выставляет на мольберте.
- Чем закончилась сказка? Что было на последней картинке? (Саша и Маша, как вы думаете?) Выставляет на мольберте.
(Дети проверяют свои варианты. Подбодрить детей, у которых задание не получилось.)
6. Изготовление книжек-малышек
Воспитатель: соберите картинки и
подходите все ко мне (на ковёр). Помните, на
прошлой неделе мы начали делать книжки-малышки
(показать одну)? Но в книжках наших чего-то не
хватает. Как вы думаете? (Выслушать ответы детей)
Правильно, красивых, ярких картинок. Давайте их
вклеим на страницы. Берите книжки, подходите к
столу, берите фигурки для наклеивания (показать
детям образцы). Вспомните, с чего начиналась
сказка, а что происходило потом. Аккуратно
пользуйтесь клеем и салфетками.
Кто закончил, занимайте места на стульчиках.
Теперь я прочитаю сказку ещё раз, а вы смотрите на
картинки, слушайте внимательно и постарайтесь
запомнить.
7. Повторное чтение сказки.
Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли
про наших гостей. Они, наверное, тоже хотят
послушать сказку и посмотреть картинки.
Уважаемые гости, поднимите руку, кто хочет
послушать сказку в исполнении наших детей.
Мальчики и девочки, смелее выбирайте, кому вы
хотите рассказать свою сказку и показать
картинки.
(Дети рассказывают зрителям. Нерешительных детей можно взять к себе на пересказ.)
А теперь возвращайтесь все ко мне. Дорогие
гости, понравилась ли вам наша сказка? (Ответы
гостей)
Вы все сегодня большие молодцы. Спасибо вам за
работу. А не хотели бы вы рассказать сказку нашим
малышам и подарить им несколько книжек-малышек. Я
думаю, что они бы очень обрадовались.
(По желанию детей можно пройти в младшую группу и подарить книжки.)