Цель: Формирование знаний по теме “Бюджет семьи”.
Задачи:
- Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме “Бюджет семьи”, раскрыть основные понятия.
- Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность, самостоятельность, формирование бережливости и экономии.
- Развивать познавательную активность, умение анализировать, работать в группе, применять полученные знания на практике.
Наглядное пособие: плакаты, карточки, учебники, тетради.
Методы: словесные(беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся), наглядные, практические приемы(Самостоятельная работа учащихся, тест), контроль.
Вопросы:
1) Бюджет.
2) Виды бюджета.
3) Бюджетное устройство.
4) Семейный бюджет.
5) Бюджет школьника.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Занятие 1.
1. Организационный момент:
– название темы
– постановка цели.
2. Развитие внимания и мышления.
3. Постановка проблемного вопроса.
Задача: Бабка на рынке продавала щенка. Шли мимо три парня. Собрали по 100 рублей, отдали бабке 300 рублей и ушли. Бабка подумала: “ Что-то я очень дорого продала щенка!” Подозвала мальчишку дала ему 50 рублей и велела отдать парням. Тот подумал: “ А как они разделять 50 рублей на троих? Отдам-ка я им 30 рублей, а 20 оставлю себе”. Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил за щенка по 90 рублей, т.е. все вместе они отдали 270 рублей, а 20 рублей осталось у мальчика. Т. е. всего 290 рублей. Куда делись 10 рублей?
(Расход парней 270 рублей. Доход бабушки 250 рублей и доход мальчика 20 рублей = 270 рублей.)
4. Изложение нового.
1) Слово “Бюджет” означает буквально “денежная сумма”.
Бюджет определяет финансовое состояние, наклонение денег, соответствие доходов и расходов.
Бюджет в прямом смысле этого слова есть роспись доходов и расходов в денежной форме на определенный срок: на год, полгода, квартал, месяц.
Понятие “Бюджет” имеет двоякое толкование. Это– соотношение между доходами и расходами, соответствие дохода и расхода денег.
Но бюджет – это и совокупность, запас, количество финансовых ресурсов, средств, которыми располагает государство, предприятие, семья.
2) Бюджетное устройство – это способ организации бюджета, распределения и перераспределения денежных средств между отдельными частями экономики.
Изучение бюджета позволяет получить конкретное представление о том, откуда и в каких количествах приходят деньги, на какие цели и в каких масштабах они расходуются.
Схема бюджетной системы
Отметим, что собственно государственный бюджет называют федеральным, а с учетом бюджетов республик и областей, входящих в состав государства – консолидированным.
Чтобы получить более предметное представление бюджетах, приведем примерный государственный бюджет.
Пример носит чисто иллюстрированный характер и ставит своей целью показать какие статьи доходов и расходов учитываются в государственных бюджетах.
Предлагаю детям выбрать из стопы карточек названия доходов бюджета карточки с расходами.
Доход бюджета | Расход бюджета |
1) Налог на добавленную стоимость 600 | 1) На народное хозяйство 660 |
2) Налог на прибыль 400 | 2) На оборону 200 |
3) Акцизный сбор 110 | 3) На науку 200 |
4) Подоходный налог 120 | 4) На оплату государственного долга 400 |
5) Доход от внешней экономики 450 | 5) Внешнеэкономические расходы 200 |
6) Доход от приватизации 90 | 6) На содержание государственного аппарата 170 |
1770 | 1770 |
По закону доходы должны равняться расходам.
Но бюджет не всегда удастся в полной мере сбалансировать, и возникает превышение расходов над доходами. То есть наблюдается дефицит государственного бюджета.
Отдохнем. Двое крестьян делили 7 рублей. Причем один получил на 3 рубля больше другого. Сколько рублей досталось каждому?
3) Семейный бюджет.
Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы.
Расходы – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы.
На другую гирьки в виде расходов, так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Если весы находятся в равновесии – расходы равны доходам.
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи.
Ребята, кто из вас знает пословицы о труде?
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Овчинка выделки не стоит.
- Не бравшись за топор, избы не срубишь.
- Без топора не плотник, без иглы не портной.
Структура доходов семьи россиян в процентах.
Большое влияние на доход оказывает инфляция, т.е. выпуск в стране чрезмерного количества денег.
Планировать семейный бюджет – дело довольно сложное. Чтобы планировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать цены на товары.
Мы имеем 4 основных группы расходов:
- Обязательные платежи.
- Питание.
- Промтовары.
- Культурно-бытовые услуги.
Обязательные платежи: – погашение ссуд в банке; оплата коммунальных услуг (квартира, отопление ,газ, вода, электроэнергия, телефон); детсад; транспортные расходы; дополнительные услуги образования (кружки, секции).
Подоходный налог – вид налогового обложения, при котором облагается доход физического лица.
4) Бюджет школьника.
– Ребята. Вы когда-нибудь задумывались над тем сколько денег тратят родители на ваши прихоти? Молодые люди любят ходить в кино, покупают сладости – это личный бюджет.
У школьника имеются постоянные расходы – это те, которые в течении года почти не изменяются (плата за кружок).
Переменные расходы – включает в себя периодические (покупка дисков).
Непредвиденные расходы –сломалась ручка.
Занятие 2.
5. Прежде чем мы с вами начнем вторую часть нашего занятия мне хотелось бы узнать. Что в вашей жизни деньги?
Тест:
– Есть ли у вас хобби, на которое уходит большая часть ваших денег?
А. Не хочу тратить на ерунду.
Б. У меня нет на хобби лишних денег.
В. Есть. А что дорого– хобби есть хобби.
– Как по– вашему, почему люди берут в долг.
А. Потому что слишком мало получают.
Б. Потому что не умеют жить по средствам.
В. Потому что в этом виноваты непредвиденные расходы.
– Кого из двух вы предпочитаете: богатого, но глупого, не богатого, но интересного в общении?
А. Выберу более симпатичного.
Б. Выберу богатого.
В. Выберу более эрудированного.
– Как вы относитесь к людям, которые считают, что “ рай в шалаше” невозможен?
А. Мне их жалко.
Б. Ненавижу людей, для которых в жизни, кроме денег, ничего не существует.
В. Согласны с ними. И если уж “ рай в шалаше” , все же существует, то надолго.
– Хватает ли вам ваших ежемесячных доходов?
А. Почти никогда не хватает.
Б. Когда как.
В. Хватает.
– Как вы воспринимаете театральную премьеру, “светские тусовки”?
А. Мне это интересно.
Б. В зависимости от настроения.
В. Мне это не интересно.
Ответы: | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
А. | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 |
Б. | 1 | 1 | 5 | 0 | 3 | 1 |
В. | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 | 0 |
– Если вы набрали от 4 до 9 баллов, то для вас духовные ценности важнее
материальных.
– Если вы набрали от 10 до 16 баллов, то вы относитесь к категории таких людей,
которые могут довольно долго находиться без денег.
– Если вы набрали от 17 до 24 баллов, то вам в жизни нужны только деньги.
6. Практическое задание.
По психологии и развитию учащихся. От простого к сложному.
Составить структуру семейного бюджета.
Семейный доход | рубли | Семейные расходы | Рубли |
1 2 3 4 5 6 |
7. Закрепление:
“Соединение слова”.
Для решения этих задач вам необходимо определить, какие два слова соединены в одной строчке. Причем последние буквы первого слова одновременно является началом второго слова.
н | а |
а) Денежное выражение стоимости товара.
б) Обязательный платеж, взымаемый государством в государственный или местный
бюджет.
о | к |
а) Система экономических отношений, для которой характерна свобода в выборе
покупателей и продавцов, определении цен.
б) Размер месячной заработной платы работников, руководителей, установленный в
зависимости от должности.
8. Подведение итогов.
– Кто скажет куда девались 10 рублей?
9. Домашнее задание.
Рассчитайте затраты на приобретение необходимых вещей и принадлежностей учащегося 8 класса.
Литература:
- Учебник “ Технология” 8 класс Москва 2001 г.
- Сборник игр А.С. Прутченков. Москва 1994 г.
- Увлекательно об экономике Мунтян А.В. Ижевск 1992 г.
- Экономика Липсиц И.В. Москва 1997 г.
- Введение в экономику Ранзберг Б.А. Москва, 1993 г.