Проценты. 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • сформировать понятие процента,
  • научить читать и записывать знак %,
  • научить обращать десятичную дробь в проценты, переводить проценты в десятичную дробь.

Развивающие: развитие внимания и памяти, развитие математического и общего кругозора.

Воспитательные: воспитание интереса к математике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: смешанный.

Оборудование:

1. Запись слов Левитана о полете Ю.А. Гагарина в космос, песня “Знаете, каким он парнем был?”

2. Картинка корабля “Восход”.

3. Фотография Ю.А.Гагарина, фотография К.Э.Циолковского.

4. Стоклеточная шахматная доска (плакат), два пакета из-под кефира (на одном указана жирность 3,4%, на другом 1%).

5. Набор пуговиц 100 штук (в пакете 1 пуговица большая зеленого цвета, 3штуки красного цвета, остальные белого).

6. Раздаточный материал: палетки, пакетики с монетами по 1 копейки (в каждом пакетике по 100 штук монет, среди них 3 монеты бумажные, 2 монеты старого образца), перфокарты для самостоятельной работы, прямоугольники 20*5 клеток.

7. Проектор, доска

8. Мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение о дне космонавтике и К.Э.Циолковском. (Слайд 2)

Сегодня 12 апреля. День космонавтики. Много лет тому назад, когда мне было столько же лет, сколько сейчас вам, я впервые услышала эти слова.

(Звучат слова Левитана о полете человека в космос).

- Ребята, есть на карте нашей Родины места, которые навсегда останутся священными для ступившего в космос человека: Москва (слайд3), Байконур (откуда стартовала космическая ракета) (слайд 4), город Гагарин на Смоленщине, где родился Ю.А.Гагарин (слайд 5)и Калуга (слайд6). Именно здесь, на Калужской земле, скромный школьный учитель Константин Эдуардович Циолковский разработал теорию реактивного движения, и высказал мысль о возможности использования ракет для полетов в мировое пространство, когда не было на Земле космодромов и сама идея освоения космоса представлялась в виде неосуществимой фантазии. Сегодня Вселенную бороздят многочисленные аппараты, созданные руками и разумом человека. И мы восхищаемся гением К.Э.Циолковского, человеком, обладавшим творческой способностью. (Гений – высшая творческая способность, человек, обладающий этой способностью).

- Прочтите слова на экране (слайд 7).

“Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения”. (Т. Эдисон)

- Вдохновение – творческий подъем, прилив сил; потеть - трудиться над чем-то долго и упорно. Гений – это Циолковский, а что означает слово “процент” мы узнаем сегодня на уроке. (Учитель объявляет тему урока и план работы)

План работы.

  1. Что называют процентом? (слайд8)
  2. Обозначение.
  3. Как перевести проценты в десятичную дробь?
  4. Как обратить десятичную дробь в проценты?

II. Актуализация знаний.

1). Устно: (слайд 9)

а) Числа умножить на 100: 1,25; 0,25; 0,5.

б) Разделить на 100: 125; 25; 5.

в) Умножить на 0,01: 125; 25; 5.

2) Работа по таблице учебника №1483.

Записать в листочках для устного счета большее из чисел: 0,125 и 0,25;

3)Демонстрируем стоклеточную шахматную доску. Вопросы:

- 1 клетка – какая часть доски? 3 клетки – какая часть доски? 15 клеток?

III. Изучение нового материала.

1. Продолжи ряд (слайд 10).

1 см 1 а 1 мм 1 коп. ?
1 м 1 га ? ? ?
1 см = 0,01м 1а = 0,01га      

Вывод: 1см – это сотая часть метра. 1 ар – это сотая часть гектара (слайд 11)

Сотую часть любой величины или числа называют процентом.

2. Некоторые дроби, часто встречающиеся в повседневной жизни, получили особое название, к ним относятся: (слайд 12)

Таблица

- половина

- треть

- четверть

- процент

Опора

Один процент – это одна

сотая доля.

= 0,01

1% = 0,01

Итак, процентом называется дробь

= 0,01, Обозначение 1% = 0,01

Запись в тетрадях 1% = 0,01процент

= 0,01 (слайд 13)

3. Работа с учебником, стр.327. Выучить определение. Работа в парах (рассказать друг другу).

4. Историческая справка (учебник стр.336).

IV. Закрепление нового материала.

1. Практическая работа.

1). Показать 1% от 1дм2 на форзаце учебника.

2). Показать 1% от 1 м на метровой линейке.

3). Заштриховать 1% на палетке.

2.Чтение и запись (возвращаемся к шахматной доске)

1) 0,03 = 3%;  0,15 = 15%.

2) Обратить внимание уч-ся, что ударение в слове “процент” в единственном и множественном числе сохраняется на втором слоге.

3) Прочтите предложения на экране (слайд 14).

а) Производительность труда повысилась на 4%.

б) Цены снижены на 30%.

3. Практическая работа.

1) Работа с пуговицами. (У учителя пакетик, внутри 100 пуговиц, 1- зеленая, 3- красные, остальные - белые)

Сколько процентов составляют зеленые пуговицы? Сколько процентов составляют красные пуговицы? Белые?

2) Работа с копейками.

На каждом столе пакетик, внутри 100 монет-копеек. Из них 2коп. – 2 монеты старого образца, 3 коп. – 3 монеты бумажные, остальные новые.

Сколько процентов составляют монеты старого образца?

Сколько процентов составляют монеты бумажные? Новые?

3) Работа с прямоугольниками.

У каждого ученика прямоугольник, в котором 100 клеток 520.

а) Заштриховать 5%.

б) Проверка (слайд 15). На доске 100-клеточныый прямоугольник 205. Показать несколько случаев, как дети могли заштриховать.

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

Перевести проценты в десятичную дробь (слайд 16).

На листочках для устного счета записать проценты в виде десятичной дроби: 1% , 3%, 6%, 23%, 69%.

Самостоятельно в рабочих тетрадях, один ученик за крылом доски.

Перевести проценты в десятичную дробь: 4%, 45%.

Обратить десятичную дробь в проценты (слайд 17).

1) на листочках для устного счета: 0,01; 0,03; 0,06; 0,16; 0,69.

2) Самостоятельная работа в тетрадях, один ученик за крылом доски.

Обратить дробь в проценты:0,87; 0,09; 1,15.

6. Задача № 1537.

V. Итог урока. Возвращаемся к плану. Ответить на вопросы по плану

Домашнее задание: Вопросы, стр.328, №1569(1,2,3*), 1570(1,2,3*,4), 1583а. (под знаком* отмечены необязательные задания для выполнения).

Самостоятельная работа с перфокартами и копиркой на два варианта.

Самостоятельная работа. Тот, кто первым доберется до ракеты, будет командиром корабля, второй – бортинженером, остальные – верно выполнившие задания, зачисляются в экипаж.

Выполнение самостоятельной работы (слайд 18).

Фамилия, имя. ...................... Фамилия, имя. ....................
1 вариант.

Запишите в виде десятичной дроби

а) 8 % =

б) 23 % =

в) 123 % =

Запишите дробь в процентах

а) 0,05 =

б) 0,65 =

в) 1,82 =

г)

1
4 =

 

Ответ:

..............

..............

..............

 

................

...............

...............

...............

2 вариант.

Запишите в виде десятичной дроби

а) 7 % =

б) 13% =

в) 139 % =

Запишите дробь в процентах

а) 0,06 =

б) 0,56 =

в) 1,56 =

г)

1
5 =

 

Ответ:

..............

..............

..............

 

................

...............

...............

...............

Самопроверка по таблице на экране (слайд 19).

- Кто выполнил все правильно - получает “5”,

- Кто сделал 1-2 ошибки - получают “4”,

- Кто сделал 3-4 ошибки - получает “3”.

Учитель обьявляет командира корабля, бортинженера и членов корабля.

“Я хочу подарить капитану корабля фотографию, она мне очень дорога, т.к. я хранила ее много лет. На ней изображен Ю.А.Гагарин, когда он приезжал в июне 1961г. в город Киров Калужской обл., а мы взрослые и дети тепло встречали его на нашей родной земле”.

Звучит песня “Знаете, каким он парнем был?”.