Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-презентация.
Цели урока:
- ознакомить учащихся с древнеегипетской культурой: религией, искусством, письменностью и научными знаниями древних египтян;
- воспитание положительного отношения к знаниям;
- продолжить развитие познавательного интереса к урокам истории.
Понятия: культура, храм, жрецы, бальзамирование, мумия, саркофаг,пирамида, Сфинкс, рельеф, иероглифы, папирус, свиток.
Ход урока
Организационный момент.
Вводное слово учителя.
У древних египтян существовала вера в загробную жизнь. Так египтяне в гробницу фараона клали статуэтки, расписывали стены пирамид, строили храмы. Все это несомненно является ценнейшим источником о культуре Древнего Египта.
На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит познакомиться с культурой Древнего Египта.
Изучение нового материала.
- Озвучивание темы урока (слайд №1)
- Затем учитель объясняет что такое культура.(слайд №2)
- Учащиеся в тетрадях записывают определение культуры.
План
- Религия древних египтян
- Искусство Древнего Египта
- Архитектура
- Живопись
- Скульптура
- Письменность
- Наука в Древнем Египте
- Медицина
- Астрономия
- Математика
Конспект урока
Религия древних египтян
Древние египтяне были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего мира.Для своих богов они строили храмы (слайд№3).
Связь между людьми и богами осуществляли жрецы (слайд№4).
Жители Древнего Египта поклонялись животным – птицам, змеям, рыбам, насекомым. Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного.
Далее учитель продолжает свой рассказ демонстрируя слайд №5.
Так, богиня плодородия и деторожденияБастет (дочь бога Ра) изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Она же исцеляла болезни и взращивала злаки.
Наиболее чтимым верховным божеством был бог солнца, которого звали Ра, Амон или Амон-Ра. Изображали его с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Извечным врагом бога Ра был Апомп –огромный змей, олицетворяющий мрак и зло.
Популярными божествами древнеегипетского пантеона были также Нут – богиня неба (изображалась в виде коровы, тело которой усеяно звездами) и Геб – бог земли (в виде человека с головой змеи). Потомками Геб и Нут былидевятьбогов. Среди них – Сет, Осирис, Исида, Нефтида. Осирис олицетворял умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Гор (в облике сокола) олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот (у него голова птицы ибиса с длинным клювом).Сет – бог пустыни, брат Осириса, один из четырех детей Геба и Нут. Изображали в виде человека с длинным и тонким туловищем с ослиной головой.
Одним из древнейших и наиболее уважаемых богов Древнего Египта является Бог Анубис (изображали с черной головой шакала). Он является богом и покровителем мертвых, сын Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Бог Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой шакала.
В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например богиня справедливости и правосудия Маат (дочь бога Ра, изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой).
В Древнем Египте также был широко распространён культ мёртвых. Далее учитель должен разъяснить учащимся что означает термин культ.
Древние египтяне мыслили загробную жизнь продолжением земной, и именно эти представления привели к стремлению сохранить тело умершего, бальзамировав его.
Слайд №6.Сначала бальзамировщик работал над высушиванием тела. Его покрывали смолистыми веществами и заворачивали в льняные бинты. После этого мумию клали в саркофаг. Саркофаги часто изготовлялись из дорогих пород дерева, драгоценных металлов, других ценных материалов и украшались росписью, надписями.Саркофаг с мумией несли к погребальной камеры в пирамиде или гробницы. В древнем Египте саркофаги были неотъемлемой частью торжественных захоронений различных великих людей, всевозможных фараонов и жрецов. А при особо богатых погребениях использовался не один, а несколько саркофагов разной величины, которые помещались друг в друга, по принципу матрешки.
Слайд №7. Покровителем мертвых у древних египтян был Анубис. Его называют также богом бальзамирования, потому что он помогал сохранить тело Осириса. Здесь учитель рассказывает миф об Осирисе и Исиде.
Искусство
Представления древних египтян о загробной жизни оказали большое влияние и на архитектуру, и на скульптуру, и на живопись Древнего Египта.
Египтяне всю жизнь готовились к смерти, свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Так для фараона строилиогромные гробницы–пирамиды(слайд №8). Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса – сооружена в XXVIII веке до н. э. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть.Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам.
Наиболее известнойявляется гробница фараона Тутанхамона, одна изнемногих, которая не была ограблена. Открытие гробницы позволил осоставить представление о материальном мире египтян: вещи, которымионипользовались,одежду. Мумия фараона размещалась в одномиз восьми саркофагов, вложенных друг в друга.
Слайды №9, 10. Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги и вообще все то, что могло быть ими оформлено. Художники и скульпторы Египта придерживались определенных правил. Фигуры людей изображали в зависимости от ихположения в обществе. Так, например, вельможу или царя показывают обычно крупным планом, изображая их очень большими. Глядя на изображение человека в росписях и рельефах можно обнаружить еще такую закономерность: верхняя часть тела – плечи, руки – выглядят так, будто человек стоит передом, а ноги и голова – в профиль (боком).
Распространеннымскульптурным изображением был Сфинкс–существо с головой человека или животного и телом льва. Египтяне считали это создание священным.
Письменность
Слайд №11. На языке древних египтян в современном мире никто уже не разговаривает, она является лишь письменным памятником, которую сохранила история. Такие языки называют мертвыми.Египтянеодниизпервых научились обозначать слова определенными знаками, которые называются иероглифами. Известнооколо 1 000 таких знаков.Запомнить всезнаки былоочень трудно, поэтому грамотных людей в Египте было мало. В основном владели грамотой жрецы и писцы. Овладевали грамотой в школе писцов только мальчики с шестилетнего возраста. Обучение длилось двенадцать лет.
Египтяне писали на разных материалах: глине, камне, ткани, дереву. Но наиболее распространенным был папирус. Трость нарезали тонкими полосками, затемсклеивали, просушивали и прессовали. Выходили огромные свитки, их длина иногда достигала нескольких десятков метров.
Слайд №12. В 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта был найден черный камень, покрытый древнеегипетскими иероглифами. Эту надпись сумел расшифровать французский исследователь Жан-Франсуа Шампольон.
Об этом было заявлено 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции, с тех пор эта дата считается днем рождения науки египтологии.
Научныезнанияегиптян
Слайд №13. Больших успеховегиптяне достигли в областимедицины. Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем, которая оказала влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира, в том числе на греческую..Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита.
Древнеегипетские врачи могли лечить различные болезни, а также с помощью медицинскихинструментовосуществлятьсложныехирургическиео перации. Они осуществляли рассечения покойников, поэтому хорошо знали анатомию.
Древние египтяне обладали многими знаниями и в области лекарственных трав, они заложили начало для развития фармакологии. Древние египтяне знали и антибиотические свойства некоторых растений, таких как чеснок. Очень популярным средством был мед.
Слайд №14.Египтяненаблюдализа звездами и планетами и научились фиксировать солнечные и лунные затмения. Знали планеты: Венеру, Марс, Меркурий, Сатурн, Юпитер. Египтяне разделили звездное небо на 36 созвездий, создали карту звездного неба.
Астрономические знания применяли, проектируя пирамиды и храмы. На основе наблюдений зазвездами уже в III тыс. до н.э. египтяне создали собственный солнечный календарь. По их представлениям год имел 365 дней и разделялся на двенадцать частей. Каждая из них имела по 30 дней. Пятьдней, которые оставались, добавляли в конец года. Они были праздничными.
Слайд №15. В повседневной жизни египтян постоянно возникала потребность проводить подсчеты: измерять уровень воды, строить каналы, дамбы и пирамиды, вести учетурожая.
Для этого древние египтяне использовали четыре арифметических действия: сложение, вычитание, у множения и деления. Для чисел у них существовали специальные обозначения. Единицы изображали черточками, десятки – значками в виде подковы, сотни в виде скрученной веревки, тысячи – лотоса. десятки тысяч – зогнутого пальца, сотнитысяч - птицы, миллионы – фигурой сидящего бога. Поэтому, например, число 50 состояло из пятизнаков 10.
Закрепление изученного материала.
Работа над понятиями.
Слайд №16.
Культура – это достижения людей в разных областях человеческой жизни.
Храм – сооружение, предназначенное для поклонения богам.
Жрецы – посредники между богами и людьми.
Культ – почитание каких-либо предметов, бога или богов, поклонение.
Бальзамирование – метод предотвращения гниения трупов, применяемый для сохранения тел людей после их смерти.
Мумия – забальзамированное тело человека.
Саркофаг – гроб, куда клалимумию и на котором писали заклинания и изображалибогов.
Пирамида – гробница фараона.
Роспись – красочные рисунки на стенах, потолках и т. п.
Рельеф – выпуклое изображение на плоскости.
Сфинкс – существо с головой человека или животного и телом льва.
Иероглифы - вид письменности, который использовался в Древнем Египте.
Папирус – материал для письма.
Свиток – лист папируса, свернутый в трубочку.
Выполнение теста
1. Как называется место обитания богов?
- музей
- храм
- дворец
- саркофаг
2. Установите соответствие между божеством и тем, что они олицетворяли. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Слайд №17
Божество | Что олицетворяет |
а. Ра б. Тот в. Осирис г. Бастет д. Сет е. Анубис ж. Апоп з. Нут и. Геб к. Исида л. Гор м. Маат |
|
Ответы:
а б в г Д е ж з и к л м 4 7 11 8 1 10 3 5 6 12 9 2
3. Служителей богов при египетских храмах называли:
- мумиями
- писцами
- жрецами
- вельможами
4. Самой высокой пирамидой является пирамида:
- Хеопса
- Геродота
- Тутмоса
- Тутанхамона
5. Пирамида фараона Хеопса была возведена в:
- 4000 г. до н. э.
- 3000 г. до н. э.
- 2600 г. до н. э.
- 1500 г. до н. э.
6. Установите соответствие между понятием и определением.
Слайд №18.
Понятие | Определение |
а. Пирамида б. Рельеф в. Иероглиф г. Сфинкс д. Роспись е. Папирус ж. Свиток з. Саркофаг |
|
Ответ:
а б в г д е ж з 7 3 8 1 2 6 5 4
Подведение итогов урока.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание