Программа спецкурса "Рассказы Химилы" для учащихся 5–6-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цель курса: курс является пропедевтическим, способствующим подготовке учащихся к углубленному изучению систематического курса химии на втором этапе в 8–9 классах, формированию у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.

Структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с химическим оборудованием и химическими реактивами, информацией из справочной литературы; отработать основные понятия из раздела “Основные понятия химии”, “Свойства неорганических и органических веществ” с учетом возрастных особенностей учащихся; использование на уроках проблемного обучения через эксперимент, наблюдения, исследования.

Задачи курса:

  • Первоначальное знакомство с языком и методами новой науки – химии;
  • Развитие мышления учащихся;
  • Создание условий для приобретения учащимися практических навыков;
  • Создание условий для развития устойчивого интереса к изучению химии.

Курс рассчитан на:
5 класс– 17 часов,
6 класс – 17 часов.

Основное содержание курса:

5 класс.

I. Введение (2 часа).

Природа. Химия. Научный метод. Вещество. Химическое явление.

II. Вещество.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии.

Знаки химических элементов, химические формулы.

Смеси. Чистые вещества. Вещество простые и сложные.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Ионы

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Растворы. Явления физические и химические. Закон сохранения массы.

III. Элементарные основы неорганической химии. Кислород. Водород. Вода.

IV. Экспериментальные основы неорганической химии.

Правила работы в школьной лаборатории.

Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Нагревание устройства.

Проведение химических реакций при нагревании. Получение газообразных веществ. Наблюдения физических и химических явлений.

Требования к уровню подготовки пятиклассников.

В результате изучения вопросов химии в 5 классе ученик должен знать/ понимать:

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы веществ, являющихся важным составляющими природы (кислород, водород, вода, поваренная соль, соляная кислота, гидроксид натрия), уравнения химических реакций;
  • Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, ион, вещество, классификация веществ, химическая реакция;
  • Основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон.

Уметь:

  • Называть: химические элементы, отдельные соединения;
  • Объяснять: положение химического элемента в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • Определять: состав веществ по их формулам;
  • Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • Распознавать опытным путем: кислород, водород, кислоты, щелочи, крахмал.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Безопасного обращения с веществами;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Требования к уровню подготовки шестиклассников.

В результате изучения вопросов химии в 6 классе ученик должен знать/ понимать:

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы веществ, являющихся важным составляющими природы (поваренная соль, соляная кислота, гидроксид натрия), уравнения химических реакций;
  • Важнейшие химические понятия: вещество, классификация веществ, оксид, кислота, основание, соль, белки, жиры, углеводы, химическая реакция (соединеия, разложения);
  • Основные законы химии: сохранения массы веществ.

Уметь:

  • Называть: химические элементы, отдельные соединения;
  • Объяснять: состав неорганических и органических веществ.
  • Определять: состав веществ по их формулам;
  • Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • Распознавать опытным путем: кислоты, щелочи, крахмал.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Безопасного обращения с веществами;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Приложение 1. Основное содержание курса: 6 класс.

Приложение 2. Календарно-тематический план спецкурса «Рассказы Химилы» (5 класс).

Приложение 3. Календарно-тематический план спецкурса «Рассказы Химилы»   (6 класс).

Приложение. Презентация