Цель курса: курс является пропедевтическим, способствующим подготовке учащихся к углубленному изучению систематического курса химии на втором этапе в 8–9 классах, формированию у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с химическим оборудованием и химическими реактивами, информацией из справочной литературы; отработать основные понятия из раздела “Основные понятия химии”, “Свойства неорганических и органических веществ” с учетом возрастных особенностей учащихся; использование на уроках проблемного обучения через эксперимент, наблюдения, исследования.
Задачи курса:
- Первоначальное знакомство с языком и методами новой науки – химии;
- Развитие мышления учащихся;
- Создание условий для приобретения учащимися практических навыков;
- Создание условий для развития устойчивого интереса к изучению химии.
Курс рассчитан на:
5 класс– 17 часов,
6 класс – 17 часов.
Основное содержание курса:
5 класс.
I. Введение (2 часа).
Природа. Химия. Научный метод. Вещество. Химическое явление.
II. Вещество.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии.
Знаки химических элементов, химические формулы.
Смеси. Чистые вещества. Вещество простые и сложные.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Ионы
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Растворы. Явления физические и химические. Закон сохранения массы.
III. Элементарные основы неорганической химии. Кислород. Водород. Вода.
IV. Экспериментальные основы неорганической химии.
Правила работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Нагревание устройства.
Проведение химических реакций при нагревании. Получение газообразных веществ. Наблюдения физических и химических явлений.
Требования к уровню подготовки пятиклассников.
В результате изучения вопросов химии в 5 классе ученик должен знать/ понимать:
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы веществ, являющихся важным составляющими природы (кислород, водород, вода, поваренная соль, соляная кислота, гидроксид натрия), уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, ион, вещество, классификация веществ, химическая реакция;
- Основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон.
Уметь:
- Называть: химические элементы, отдельные соединения;
- Объяснять : положение химического элемента в периодической системе Д.И. Менделеева;
- Определять : состав веществ по их формулам;
- Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- Распознавать опытным путем: кислород, водород, кислоты, щелочи, крахмал.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с веществами;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки шестиклассников.
В результате изучения вопросов химии в 6 классе ученик должен знать/ понимать:
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы веществ, являющихся важным составляющими природы (поваренная соль, соляная кислота, гидроксид натрия), уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: вещество, классификация веществ, оксид, кислота, основание, соль, белки, жиры, углеводы, химическая реакция (соединеия, разложения);
- Основные законы химии: сохранения массы веществ.
Уметь:
- Называть: химические элементы, отдельные соединения;
- Объяснять : состав неорганических и органических веществ.
- Определять : состав веществ по их формулам;
- Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- Распознавать опытным путем: кислоты, щелочи, крахмал.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с веществами;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Приложение 1. Основное содержание курса: 6 класс.
Приложение 2. Календарно-тематический план спецкурса «Рассказы Химилы» (5 класс).
Приложение 3. Календарно-тематический план спецкурса «Рассказы Химилы» (6 класс).
Приложение. Презентация