Цель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники
Задачи:
- выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптацию
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я классный руководитель ваших детей. Меня зовут Маргарита Юрьевна. Спасибо за доверие мне своих детей. Спасибо, что быстро реагируете на мои просьбы по написанию необходимой информации, что предупреждаете об отсутствии детей.
Сейчас вашему вниманию будет представлен фильм один день из школьной жизни нашего класса, который любезно согласилась смонтировать родительница ученицы нашего класса Кучина Елена Борисовна.
Как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.
Во взаимоотношениях со взрослыми дети уже могут и желают участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. т.е быть самостоятельными. А как гласит “закон об образовании” статья 52: в обязанность родителей входит еще и научить ребенка самостоятельно учиться, научить добывать знания. Помните, пожалуйста, что вам необходимо осуществлять контроль за успеваемостью, за выполнением домашнего задания, обязательно посещать школу, просматривать электронный дневник. Необходимо зарегистрироваться в электронном дневнике. (Выдать коды.)
Проговорим организационные моменты:
Расписание:
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
1. математика | природа | труд | история | ||
2. история | рус.яз. | труд | рус.яз. | рус.яз. | |
3. литература | рус.яз. | математика | рус.яз. | физ-ра | литература |
4. рус.яз. | математика | математика | литература | музыка | |
5.физ-ра | инфо/англ.яз | ОБЖ | природа | англ.яз. | |
6. изо | англ.яз/инфо | физ-ра | математика | ||
7. | англ.яз. |
Каникулы:
– осенние с 1 ноября по 11 ноября.
– зимние с 31 декабря по 10 января.
– весенние с 24 марта по 31 марта.
Ведение дневника: заполнить титульный лист, указать адрес школы, наименование школы (МАОУ “СОШ № 94”), ФИО директора, классного руководителя, расписание звонков, предметы в расписании пишем с маленькой буквы.
Расписание звонков. | |
1ур. 8.15 – 9.00 | Перемена 10 минут |
2ур. 9.10 – 9.55 | Перемена 20 минут |
3ур. 10.15 – 11.00 | Перемена 20 минут |
4ур. 11.20 – 12.05 | Перемена 20 минут |
5ур. 12.25 – 13.05 | Перемена 15 минут |
6ур. 13.20 – 14.05 | Перемена 10 минут |
7ур. 14.15 – 15.00 | |
Расписание звонков на субботу. | |
1ур. 8.15 – 9.00 | Перемена 10 минут |
2ур. 9.10 – 9.55 | Перемена 10 минут |
3ур. 10.05 – 10.50 | Перемена 10 минут |
4ур. 11.00 – 11.45 | Перемена 10 минут |
5ур. 11.55 – 12.40 | Перемена 10 минут |
6ур. 12.50 – 13.35 | Перемена 10 минут |
7ур. 13.45 – 14.30 |
Иметь при себе блокнот, где записывать домашнее задание, в случае сдачи дневников на проверку.
Опрятный внешний вид – однотонный верх – черный низ. Спортивная форма – на улицу: спортивный костюм (до +10), зимой –лыжи (до– 18). Зал – светлая майка (однотонная), шорты, белые носки, кеды с белой подошвой. Форма для мальчиков на технологию – комплект 120 рублей.
Во время уроков не звонить детям.
В школе имеются следующие кружки:
– “ЮИДД”;
– школьный информационный киоск;
– шахматы;
– УШУ (платные) занятия: среда – 19.00, суббота – 17.00;
– Баскетбол – понедельник, среда, пятница -16.00 (Скворцова М.Ю.);
– Танцевальная студия “Звездопад” – платно;
– “Хайлайт” – платно
Питание прочитать список, опросить родителей устраивает ли их комплекс питания, который кушают дети.
Хочется также ознакомить вас с отчетом о финансово-хозяйственной деятельности школы по итогам 2011–2012 учебного года.
На настоящий момент в школе завершается капитальный ремонт актового зала, проводится капитальный ремонт 1 стояка туалетов, планируется и ведется подготовка к открытию актового зала, работает информационный киоск (подарок родителей 4 классов), на сайте, в холле 1 этажа вы можете получить оперативную информацию. Поэтому, как и в начальной школе, так и в средней требуются добровольные пожертвования 100 рублей в месяц (квитанцию показать)
Поскольку вы являетесь социальными заказчиками школы, вы должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в нашем классе. Поэтому, я предлагаю вам заполнить следующую анкету.
Уважаемые родители, в каких делах класса вы смогли бы помочь (укажите свои
ФИО):
– проведение бесед с учащимися на специальные темы;
– организация экскурсии на предприятие;
– помощь в изготовлении пособий;
– помощь в организации походов, поездок;
– помощь в организации досуговой деятельности;
– другое______________________________________
А так как одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительских комитетов, то нам необходимо выбрать родительский комитет (председатель + 2 родителя).
В заключении хочется сказать о посещении школьных собраний родителями в двух словах: Явка обязательна
2. Выступление психолога.
Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие проблемы могут возникнуть у них в период адаптации к новым условиям обучения. Также психолог знакомит родителей с результатами анкетирования “Удовлетворенность учащихся школьной жизнью”. В конце своего выступления педагог предлагает рекомендации родителям пятиклассников и газету психологический вестник школы для учителей, работающих в 5 классе.
3. Выступление учителей предметников.
Учителя-предметники высказывают свое мнение о классе в целом, обращают внимание на требования, которые они предъявляют учеников, рассказывают о той помощи, которую они могут оказать.
4. Слово предоставляется родителям.
Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.
5. Подведение итогов собрания.
Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:
- Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
- Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
- Родителям и классному руководителю способствовать организации сводного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.
- Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
- Провести в конце четверти совместный вечер “Мы и наши родители”.
Закончить наше собрание можно отрывком из книги Зденека Матейчека “Родители и дети”. В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: “Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости”.
Протокол № 1 родительского собрания в 5 “в” классе от 13 сентября 2012 г.
Классный руководитель: Кругликова М.Ю.
Тема: “Адаптация обучающихся 5 “В” класса к новым условиям обучения”.
Присутствовали: 27 человек
Повестка собрания: – рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются
пятиклассники;
– создать условия для самореализации личности обучающихся.
Слушали: выступление завуча Кадычковой Е.И. по учебному плану; выступление школьного психолога (вводная лекция по адаптации); выступление классного руководителя; выступление учителей предметников; выступление родителей (выбор председателя родительского комитета).
Председатель родительского комитета: Аджубей Ольга Анатольевна
- Герасимова Олеся Викторовна.
- Распаева Юлия Александровна.
Решение:
- Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации обучающихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с обучающимися и родителями.
- Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участия в общественной жизни класса.
- Классному руководителю подобрать для обучающихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
Родительское собрание "Подведение Итогов I четверти".
Цель: анализ уровня обученности по итогам I четверти, основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники;
Задачи:
- Проанализировать уровня обученности по итогам I четверти и причины неуспеваемости по предметам;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- привлечь внимание родителей к проблемам школы.
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю вас, что нашли время придти, что быстро реагируете на мои просьбы, что предупреждаете об отсутствии детей. Тема нашего собрания: “Подведение итогов I четверти”. Цель – анализ уровня обученности по итогам I четверти; основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники;
Хочется, прежде чем, дать характеристику нашего класса, прочитать высказывание философа Демокрита: “Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы”.
Обучающиеся 5 “В” класса перешли на старшую ступень обучения, столкнулись с новыми ощущениями, проблемами. Особенно важной проблемой является проблема адаптации обучающихся 5 классов в обществе старшеклассников, новых учителей и нового классного руководителя, а также при появлении новых предметов. Эмоциональный климат в классе, в общем, положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Сильной изоляции полов не выявлено. Большинство конфликтных ситуаций стараемся разрешать в совместной деятельности классного руководителя, учителей предметников, родителей, психолога. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп, а социально-ориентированные ученики очень зависимы от мнения группы, легко подчиняются требованиям. В случае, если референтной для них станет группа, например, характеризующаяся нарушением поведения, то эти ученики могут усвоить нормы этой группы. В этой связи, необходимо следить за сферой общения этих детей.
В классе по итогам I четверти: 11 хорошистов, 5 обучающихся закончили четверть с одной тройкой (3), неуспевающих нет. Дисциплина на уроках в целом нормальная. В школе существуют различные кружки, факультативные занятия и спортивные секции. Более 73% обучащихся занимаются в различных организациях не только в школе, но и за пределами школы. Увлекаются карате, вольной борьбой, плаванием, рисованием, футболом, танцами, гимнастикой, фигурным катанием и фольклором. Используя полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Не раз мы выходили на уборку территории, убирали листья, в конце четверти проводили генеральную уборку. Участвовали в школьных мероприятиях: олимпиадах Неб Дарья заняла призовое место в олимпиаде по русскому языку, заняли I место в анкетировании “Тайны школы № 94”, Синцова Арина написала статью в школьную газету о нашем классе, были посвящены в пятиклассники, съездили в конце I четверти в Крези Парк.
Упражнение “Экзамен для родителей”.
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.
Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.
Они могут быть оформлены на своеобразных “билетиках” – цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.
Одни из вопросов – парные: ответы родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы – одиночные – ответ дается одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:
№ 1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе?
№ 1. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе? – 13
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребенка в 4 классе?
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка у Вашего ребенка в 5 классе? – 32 часа
№ 3. Сколько учителей обучало Вашего ребенка в 4 классе?
№ 3. Сколько учителей обучает Вашего ребенка в 5 классе? – 11 учителей
№ 4. Кто “новенький” в классе?
№ 5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?
№ 6. Сколько времени в среднем тратил Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе?
№ 6. Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе?
№ 7. Какие факультативные курсы были предоставлены детям для изучения в 4 классе?
№ 7. Какие факультативные курсы предоставлены детям для изучения в 5 классе? (Русская словесность, Решение математических задач, разговорный французский язык).
Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.
Вот, мы смогли сравнить насколько сейчас детям пока тяжелее. Опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности, переживаемые в период адаптации к обучению в среднем звене. Поэтому, от вас, уважаемые родители детям нужна поддержка, внимание, требования к детям должны быть гибкими, их не должно быть много.
Организационные моменты.
Рассмотрим вопросы, связанные с питанием. Столовая работает по предоплате, т.е. на счете должно быть не менее 600 рублей.
Поднят вопрос о введении единой школьной формы на следующий год.
В связи с тем, что Аджубей Кристина перевелась в другую школу, нам необходимо выбрать председателя родительского комитета. Предлагаю Бахтыреву Юлию Васильевну.
Новый год: Крэзи парк.
1. программа 55 руб (30 мин.) карта 400 руб бнус 10%
2. программа 105 руб. (1 час)
Угощение сладкий стол 150 руб сок, пирож., мороженое.
Подарки.
2. Выступление психолога.
Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие проблемы могут возникнуть у них в период адаптации к новым условиям обучения. Также психолог знакомит родителей с результатами анкетирования “Удовлетворенность учащихся школьной жизнью”. В конце своего выступления педагог предлагает рекомендации родителям пятиклассников и газету психологический вестник школы для учителей, работающих в 5-м классе.
3. Выступление учителей предметников.
Учителя-предметники высказывают свое мнение о классе в целом, обращают внимание на требования, которые они предъявляют учеников, рассказывают о той помощи, которую они могут оказать.
4. Слово предоставляется родителям.
Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.
5. Подведение итогов собрания.
Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:
- Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации обучащихся и проводить индивидуальную работу с обучащимися и родителями.
- Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
- Родителям и классному руководителю способствовать организации сводного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.
- Провести в конце года совместный вечер “Новый год в Крези Парке”.
Закончить наше собрание можно следующим стихотворением:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутанны,
Пример же – никогда.
Протокол № 2 родительского собрания в 5 “в” классе от 15 ноября 2012 г.
Классный руководитель: Кругликова М.Ю.
Тема: “Подведение итогов I четверти в 5 “В” классе”.
Присутствовали: 19 человек
Повестка собрания: – проанализировать уровень обученности по итогам I
четверти и причины неуспеваемости по предметам;
– рассмотреть трудности, с которыми столкнулись пятиклассники;
– привлечь внимание родителей к проблемам школы.
Слушали: выступление школьного психолога (итоги проведенных исследований); выступление классного руководителя (характеристика класса, организационные моменты); выступление родителей (трудности, с которыми столкнулись пятиклассники, переизбрали председателя родительского комитета).
Председатель родительского комитета: Бахтырева Юлия Васильевна.
1. Герасимова Олеся Викторовна.
2. Распаева Юлия Александровна.
Решение:
1. Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации
обучающихся и проводить индивидуальную работу с обучающимися и родителями.
2. Предоставить возможность родителям посетить интересующие их уроки.
3. Провести в конце года совместный вечер.