Наблюдения и изодеятельность

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


 Тополиный пух.

Цель: побуждать узнавать и называть тополь, дать представление об особенностях размножения этого дерева.

1. Загадки.
2. Наблюдение с рассказом воспитателя.
3. Исследовательская деятельность.
4. Художественное слово. (Стихотворения, скороговорка.)
5. Игры дидактические и подвижные.
6. Игры пальчиковые.

1. Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает. Почему же он не тает?

Чей пух по городу летает? Среди июля – снегопад!
Прохожие его ругают, а это ветер виноват!

То ли с крыши, то ли с неба – или вата, или пух.
Или может, хлопья снега появились летом вдруг?
Может, кто исподтишка сыплет, будто из мешка?

Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие.

Летом в жару он в шубе пуховой, в холод зимой – совершенно голый!

Среди лета – метелица: пух летит и стелется.

С земли и ребенок поднимет, через забор и силач не перекинет.

Клейкие раскрылись почки, нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь. Догадались? Это…(Тополь) (Е. Савельева)

Что это? Как снег кружится, тихо на траву ложится.
Будто рой ленивых мух, с тополей слетает…(Пух) (Е. Савельева)

Он пушист и очень бел, летом с дерева слетел.
Приземлился на лопух мягкий тополиный…(Пух) (Н. Иванова)

Ой, в июне снегопад! Хлопья белые летят!
С веточек они слетают, но на солнышке не тают.
Это вовсе не снежок. Ты узнал его, дружок? (Н. Иванова)

Нет занятия милей, чем слететь мне с тополей.
Тихо падаю я летом, крашу травку белым цветом. (Н.Иванова)

2. Тополь – высокое дерево с зеленовато-серым стволом и густой кроной. Весной на тополях набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Бывает, с утра дерево еще без листвы, а в полдень уже блестит и переливается молодыми листиками. У листочков тополя длинные черешки, поэтому они очень подвижны, волнуются и дрожат при малейшем дуновении ветра. Тополя часто сажают в городе, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти, выделяя кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько 4 сосны или 7 елей. Они неприхотливы и быстро растут. Лист тополя гладкий, овальный с ровным краем. Женские экземпляры тополя при цветении покрываются пухом. Белый тополиный пух состоит из тонких ворсинок, которые хорошо впитывают влагу и создает условия для прорастания семян. Семечко тополя растет быстро: набухает за 4 часа, через 8 часов появляется корешок, а через 11 дней уже появляются листья. Из древесины тополя делают бумагу, а из почек крема, духи и одеколон.

Исследовательская деятельность (по гербарию).

Сравнение сережек тополя по стадиям развития (маленькие фиолетовые; зеленые коробочки; коробочки с пухом).

3. Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух –
Над улицей несутся сотни белых мух. (С. Васильева)

Встал Андрейка раньше всех, выглянул с балкона
И увидел белый снег на траве зеленой.
Летом – снег? Ой, поскорей надо торопиться!
Он от солнечных лучей может растопиться.
Вмиг спустился по ступеням, быстро поднял руки вверх –
И застыл от изумленья 6 сверху падал теплый снег!
Может быть Андрейке снится, что трава белым-бела,
Что на плечи снег ложится и не тает от тепла?
Нет, ему совсем не снится небывалый снегопад:
Рой снежинок на ресницах, в кружевных узорах сад.
Это плавает вокруг тополиный белый пух. (Е. Белова)

Снег с небес слетает и неслышно кружится,
Этот снег не тает в теплых майских лужицах.
В городе старинном все белым-бело!
Вьюгой тополиной город замело. (Т.А.Шорыгина)

Скороговорка.

Тополь, тополь, тополек надел теплый платок.

4. И.Д. “Что было сначала, что будет потом”.

Цель: разложить карточки по стадиям развития.

Сначала тополь цвел, у него цветы – сережки. Потом появились плоды – коробочки. Коробочки раскрылись, на парашютиках – пушинках полетели семена, чтобы прорасти на новом месте. Если семечко попадет на землю, оно пустит корни, вырастет молодой тополек.

И.П.

Топали да топали, до тополя дотопали, да ноги все протопали.

(Ритмичные продвижения внутрь круга с притоптыванием и обратно.)

5. Пальчиковая гимнастика.

Невесомые пушинки – тополиный пух разлетелся всюду, словно туча мух.

(Ритмично перебирают пальцами, скрещивают и разводят руки)

Пух-пух-пух, пух-пух-пух. Мухи белые на крыше, в парке на траве,
На дорогах, тротуарах, в окнах на стекле.

(Загибают на каждую фразу пальцы левой руки, начиная с мизинца)

Пух-пух-пух, пух-пух-пух. Лезут в нос они и в глазки, хочется чихнуть.

(“Замок”)

И бегут они, как в сказке, выбирая путь.

(Шевелят средними и указательными пальцами)

Пух-пух-пух, пух-пух-пух. Только дождик им преграда.
И дождю они не рады. Не летается тогда. Вот унынье! Вот беда!

(Приседают) (Е. А. Алябьева)

Для закрепления знаний о тополе проводятся занятия по изодеятльности “Барашки” и “Зайка”, см. Приложение 1 и Приложение 2.