Цель:
- систематизировать полученные знания по теме площадь;
- закрепить знания по применению свойств углов и свойств многоугольников;
- воспитывать чувства единства, побудить интерес к уроку геометрии.
Ход урока
– Добрый день, ребята! Вас приветствует игра “Счастливый случай”.
Кто любит математику
Кто талантлив, способный.
Кто использует науку в деле,
Те вышли сегодня в бой.
Под девизом “Если вы хотите участвовать в жизни, то учите математику!” мы начинаем наш урок.
Класс делится на две команды. Команды придумывают себе название, девиз, приветствуют друг – друга.
I гейм. “Вперед, вперед, вперед...”
(Гейм начинается под музыкой. Каждой команде в течение одной минуты задаются вопросы.)
Вопросы I команде.
- Наука, изучающая свойства фигур на плоскости. (планиметрия)
- На руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Как называется координата х на координатной плоскости? (абсцисса)
- Параллелограмм, у которого все стороны равны. (ромб)
- Формула площади параллелограмма. (S = a • h)
- Каким свойством обладают углы при основании равнобедренной трапеции? (равны)
- Свойство вертикальных углов. (равны)
- Груша тяжелее яблока, яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: персик, или груша? (груша)
- I русская женщина среди математиков. (Софья Ковалевская)
- Верно ли утверждение: “Если у четырёхугольника диагонали равны, то это -квадрат”? (нет-может быть прямоугольник)
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана)
- Луч – который выходит из угла и делит угол пополам (биссектриса)
Вопросы II команде.
- Как называется координата у на координатной плоскости? (ордината)
- График линейной функции (прямая)
- I татарская женщина среди математиков (Сара Шакулова)
- Прямоугольник – у которого все стороны равны. (квадрат)
- Свойство смежных углов? (сумма 180°)
- Четырёхугольник, стороны которого попарно-параллельны (параллелограмм)
- Формула площади треугольника (S = 0,5a • h)
- Сумма сторон четырёхугольника. (периметр)
- Как пересекаются диагонали ромба? (взаимно перпендикулярны)
- Верно ли утверждение: “Если у четырёхугольника все стороны равны, то это – квадрат”? (Нет – может быть ромб.)
- В семье 7 мальчиков, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье? (8)
- Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника в противоположную сторону (высота).
II гейм. “Из бочки заморочки”
Каждой команде дается конверт, где находится две теоремы, отрезанные на кусочки. Собрать теоремы.
I команда.
- Сумма углов треугольника равна 180°.
- Если гипотенуза и катет одного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого треугольника, то эти треугольники равны.
II команда.
- Если сторона и прележащие к этой стороне углы одного треугольника соответсвенно равны стороне и прележащим к этой стороне углам другого треугольника, то эти треугольники равны.
- Площадь параллелограмма равна произведению основания к высоте опущенной на это основание.
Образец.
III гейм. “Ты мне, я тебе”
(Команды задают другой команде свои вопросы, которых подготовили заранее)
IV гейм. “Темная лошадка”
(Заходит ученик и задает командам вопросы.)
- В честь какого ученого часть геометрии которая изучаетя в школе называется его именем? (Евклид)
- На земле углы измеряются специальным прибором. Как называется этот прибор? (Астролябия)
- Что тяжелее: 1 кг хлопка, или 1 кг железа? (Равны)
- Разгадайте кроссворд и найдите в красной клетке ключевое слово. (Транспортир)
Кроссворд.
- Величина измерения углов. (Градус)
- Прямоугольник – у которого все стороны равны. (Квадрат)
- Величина измерения длины. (Сантиметр)
- В квадрате АВСD ВСD что? (Угол)
- 1 км = 1000... (метр)
- Инструмент для измерения длины отрезка (линейка)
- Один из видов параллелограмма. (Прямоугольник)
V гейм. “Гонка за лидером”
(Каждой команде дается геометрическая задача. Задачу с рисунком и оформлением записывают на доске. (Можно показать на интерактивной доске)).
1 команде. АВСD прямоугольник, сторона АВ больше ВС в три раза. Если периметр прямоугольника 96 см, то найдите его площадь. (S = 432 см2)
2 команде. Периметр прямоугольника АВСD 48 см, стороны ВС : АВ = 1:2 то найдите его площадь. (S = 128 см2)
Итоги урока
Объявляются победители, ставятся оценки.