Урок по теме "Неопределенная форма глагола". 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цели:

  • Уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола, развивать умение ставить вопросы к глаголу в неопределённой форме.
  • Развивать речь, внимание, наблюдательность.
  • Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.
  • Воспитывать любовь к родному краю, чувство взаимопомощи и коллективизма, прививать нормы культурного поведения.

Оборудование:

  • опорные карточки и таблицы;
  • карточки с дополнительными заданиями;
  • компьютерное оборудование;
  • мультимедийное сопровождение к уроку.
Этапы урока Название этапов Время
1 Организационный момент. 1 мин
2 Минутка чистописания. 4 мин
3 Орфографическая минутка. 10 мин
4 Проверка домашнего задания. 2 мин
5 Актуализация знаний. Формулировка темы и целей урока. 2 мин
6 Физкультминутка. 2 мин
7 Тренировочные упражнения по теме урока. 20 мин
8 Домашнее задание. 1 мин
9 Итог урока. 2 мин

Ход урока

1. Организационный момент

– Начинаем наш урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

2. Минутка чистописания

После мотивации данного этапа (ошибки в тетрадях учащихся), дети пишут соединения букв:

лЛ мМ мм лл лЛ мМ лл мм
ал ам ям ял ля мя

– Задание: вспомнить и записать словарные слова с соединениями лл, мм

(металл, килограмм, аллея, коллектив). Проверка.

Приложение 1, Слайд 2

Познакомимся с новым словарным словом с соединением лл

Запись слова, устное составление предложений с этим словом.

Орфографическая минутка

Даны 2 группы слов, в которые нужно вставить пропущенные буквы, вспомнить название орфограммы, на которую пропущена буква и дописать своё слово в каждый столбик на это же правило.

ро...кий
у...кий
блу...ка
ре...кий
мя...кий
в тетрад...
на ёлк...
на скатерт...
из бумаг...
по дорог...

Работа выполняется самостоятельно, после чего – взаимопроверка в парах.

Слайды 3, 4

Проверка домашнего задания

В домашнем упражнении 411 было дано задание найти и подчеркнуть глаголы в неопределённой форме (содержать, перегибать, писать) Самопроверка.

Слайд 5

Воспитательный момент (о бережном отношении к книгам).

Объявление темы урока, актуализация знаний

– Таким образом, мы продолжим работать над темой “Неопределённая форма глагола”, будем учиться находить в тексте, подбирать сами данные глаголы, правильно ставить к ним вопросы.

– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголах неопределённой формы. Слайд 6

Физкультминутка

Встать, потянуться, распрямиться,
Присесть, подняться, наклониться,
Распрямиться, повернуться, улыбнуться.

– Что необычного вы заметили в нашей физкультминутке? (Глаголы в неопределённой форме)

Повторим задания ещё раз, повторяйте глаголы хором.

Тренировочные задания по теме урока

Выборочный диктант

Из пословиц выпишите только глаголы неопределённой формы, поставьте к ним вопросы. Задания выполняем с комментированием по цепочке.

Учитель диктует следующие пословицы:

Кто хочет много знать, тот должен много читать.
С книгой жить – век не тужить.
Люби не только брать, но и отдавать.
Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.
Беречь
своё доброе имя надо смолоду.

Делаем вывод: глаголы неопределённой формы оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

Дифференцированная самостоятельная работа

Детям предлагается выбрать себе задание по силам:

Слайд 7

Упражнение 414 – списать текст, подчеркнуть глаголы неопределённой формы.

Заменить словосочетания глаголом неопределённой формы:

Оказать помощь – (помочь)
Одержать победу – (победить)
Вести наблюдения – (наблюдать)
Класть зубы на полку – (голодать)
Чесать языком – (болтать)
Зарубить себе на носу – (запомнить)

Проверка выполненных заданий. Объяснение лексического значения фразеологизмов.

Проблемная ситуация (устно)

Помогите Незнайке разобраться, как правильно писать данные глаголы:

Сл..зать, зап...вать.

Слайд 8

Выслушиваются разные варианты, в споре дети приходят к выводу, что написание слов зависит от их смыслового значения.

Работа в парах

Детям предлагается поработать в парах: придумать и записать правило поведения в школе (что нельзя делать), используя глаголы неопределённой формы.

Проверка. Заслушиваются несколько предложений.

8. Домашнее задание

Упражнение 415 – списать пословицы, найти глаголы неопределённой формы. По желанию придумать (или вспомнить) свои пословицы.

9. Подведение итогов урока

Слайд 9

  • О чём говорили сегодня на уроке? Что учились делать?
  • Что нового узнали?
  • Что вам показалось важным на уроке?
  • Над чем ещё надо поработать?

Источники

  1. Голубь В.Т. Уроки русского языка в 4 классе: Практическое пособие. Из опыта работы. – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2003 – 271 с.
  2. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2: учебник – М.: Дрофа, 2008 – 158 с.
  3. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для начальной школы. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с.