Цели:
- Уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола, развивать умение ставить вопросы к глаголу в неопределённой форме.
- Развивать речь, внимание, наблюдательность.
- Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.
- Воспитывать любовь к родному краю, чувство взаимопомощи и коллективизма, прививать нормы культурного поведения.
Оборудование:
- опорные карточки и таблицы;
- карточки с дополнительными заданиями;
- компьютерное оборудование;
- мультимедийное сопровождение к уроку.
Этапы урока | Название этапов | Время |
1 | Организационный момент. | 1 мин |
2 | Минутка чистописания. | 4 мин |
3 | Орфографическая минутка. | 10 мин |
4 | Проверка домашнего задания. | 2 мин |
5 | Актуализация знаний. Формулировка темы и целей урока. | 2 мин |
6 | Физкультминутка. | 2 мин |
7 | Тренировочные упражнения по теме урока. | 20 мин |
8 | Домашнее задание. | 1 мин |
9 | Итог урока. | 2 мин |
Ход урока
1. Организационный момент
– Начинаем наш урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
2. Минутка чистописания
После мотивации данного этапа (ошибки в тетрадях учащихся), дети пишут соединения букв:
лЛ мМ мм лл лЛ мМ лл мм
ал ам ям ял ля мя
– Задание: вспомнить и записать словарные слова с соединениями лл, мм
(металл, килограмм, аллея, коллектив). Проверка.
Приложение 1, Слайд 2
– Познакомимся с новым словарным словом с соединением лл –
Запись слова, устное составление предложений с этим словом.
Орфографическая минутка
Даны 2 группы слов, в которые нужно вставить пропущенные буквы, вспомнить название орфограммы, на которую пропущена буква и дописать своё слово в каждый столбик на это же правило.
ро...кий
у...кий
блу...ка
ре...кий
мя...кийв тетрад...
на ёлк...
на скатерт...
из бумаг...
по дорог...
Работа выполняется самостоятельно, после чего – взаимопроверка в парах.
Слайды 3, 4
Проверка домашнего задания
В домашнем упражнении 411 было дано задание найти и подчеркнуть глаголы в неопределённой форме (содержать, перегибать, писать) Самопроверка.
Слайд 5
Воспитательный момент (о бережном отношении к книгам).
Объявление темы урока, актуализация знаний
– Таким образом, мы продолжим работать над темой “Неопределённая форма глагола”, будем учиться находить в тексте, подбирать сами данные глаголы, правильно ставить к ним вопросы.
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголах неопределённой формы. Слайд 6
Физкультминутка
Встать, потянуться, распрямиться,
Присесть, подняться, наклониться,
Распрямиться, повернуться, улыбнуться.
– Что необычного вы заметили в нашей физкультминутке? (Глаголы в неопределённой форме)
Повторим задания ещё раз, повторяйте глаголы хором.
Тренировочные задания по теме урока
Выборочный диктант
Из пословиц выпишите только глаголы неопределённой формы, поставьте к ним вопросы. Задания выполняем с комментированием по цепочке.
Учитель диктует следующие пословицы:
Кто хочет много знать, тот должен много читать.
С книгой жить – век не тужить.
Люби не только брать, но и отдавать.
Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.
Беречь своё доброе имя надо смолоду.
Делаем вывод: глаголы неопределённой формы оканчиваются на -ть, -ти, -чь.
Дифференцированная самостоятельная работа
Детям предлагается выбрать себе задание по силам:
Слайд 7
Упражнение 414 – списать текст, подчеркнуть глаголы неопределённой формы.
Заменить словосочетания глаголом неопределённой формы:
Оказать помощь – (помочь)
Одержать победу – (победить)
Вести наблюдения – (наблюдать)
Класть зубы на полку – (голодать)
Чесать языком – (болтать)
Зарубить себе на носу – (запомнить)
Проверка выполненных заданий. Объяснение лексического значения фразеологизмов.
Проблемная ситуация (устно)
Помогите Незнайке разобраться, как правильно писать данные глаголы:
Сл..зать, зап...вать.
Слайд 8
Выслушиваются разные варианты, в споре дети приходят к выводу, что написание слов зависит от их смыслового значения.
Работа в парах
Детям предлагается поработать в парах: придумать и записать правило поведения в школе (что нельзя делать), используя глаголы неопределённой формы.
Проверка. Заслушиваются несколько предложений.
8. Домашнее задание
Упражнение 415 – списать пословицы, найти глаголы неопределённой формы. По желанию придумать (или вспомнить) свои пословицы.
9. Подведение итогов урока
Слайд 9
- О чём говорили сегодня на уроке? Что учились делать?
- Что нового узнали?
- Что вам показалось важным на уроке?
- Над чем ещё надо поработать?
Источники
- Голубь В.Т.