Программа по технологии (кулинария)

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика


Главная задача коррекционной школы - подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на производстве, сфере обслуживания, малых предприятиях и на дому. Трудовое обучение играет большую роль в реализации этой задачи.

В процессе трудового обучения воспитанники приобретают профессиональные знания, овладевают умениями и навыками по одному или нескольким профилям трудового обучения. Уроки технологии создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.

На уроках технологии происходит формирование и коррекция нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания учащихся.

Кулинария является одним из профилей уроков технологии в школе. Целью программы является обучение навыкам самостоятельного приготовления пищи в домашних условиях, ознакомление с технологией приготовления различных блюд, простыми способами заготовки овощей и фруктов на зиму. В процессе обучения по программе «Кулинария» решаются следующие задачи,

  1. Формировать элементарные технологические ЗУН по предмету.
  2. Развивать у учащихся общетрудовые умения и навыки: ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, анализировать результаты труда.
  3. Обучать пользоваться инструкционными и технологическими картами.
  4. Обучать школьников профессиональным приемам труда и прививать им соответствующие трудовые навыки.
  5. Работать над развитием речи учащихся с использованием профессиональной терминологии на основе их практической деятельности.
  6. Воспитывать у учащихся трудолюбие, нравственные качества личности, эстетический вкус

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала, постепенности ввода нового. Концентрическое расположение материала в программе позволяет усложнять обучение по годам. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках общеобразовательных дисциплин. Программа включает в себя теоретические и практические занятия, предусмотрены экскурсии в цеха школьной cтоловой. Занятия по кулинарии проводятся в специальном кабинете. В нем имеются две зоны: учебные места, где учащиеся приобретают теоретические знания, и рабочая зона с необходимым оборудованием для проведения практических работ. Для закрепления полученных трудовых навыков, начиная с 6 класса, предусмотрено практическое повторение по пройденным темам.

В процессе обучения школьники знакомятся с основами питания, цехами кухни, ее оборудованием, посудой и инвентарем. Учащиеся приобретают навыки первичной обработки продуктов, учатся владеть ножом при обработке и нарезке овощей. Воспитанники осваивают приемы тепловой обработки при приготовлении блюд из овощей, рыбы, мяса, круп, макаронных изделий, яиц, теста. Они учатся оформлять блюда и сервировать стол к чаю, обеду, ужину. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.

Обучение в 5-6 классах предусматривает развитие общетрудовых умений, таких как, ориентировка в задании, планирование работы, самоконтроль. На этом этапе обучения учащимся даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности.

В 7-9 классах акцент переносится с обучения на закрепление полученных знаний и умений, предварительный инструктаж сокращается и вводится контроль за производительностью и качеством труда.

Данная рабочая программа разработана на основе программ С.Л. Мирского по трудовому обучению «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы.» Сб. 2 Профессионально-трудовое обучение. Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

Рабочая программа для 5-9 классов полностью соответствует обновленной программе по кулинарии для 5-9 классов.

Обучение кулинарии, как и любому другому профилю трудового обучения в коррекционной школе способствует коррекции детей с ОВЗ и формированию у них общественных и трудовых качеств личности.

В рабочей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований, предъявляемых к знаниям, умениям учащихся в зависимости от уровня их общего развития и индивидуальных возможностей усвоения учебного материала и овладения технологическими приемами труда.

Основные требования к умениям учащихся по годам обучения указаны в программе. К умениям учащихся с осложненными формами легкой умственной отсталости предъявляются несколько сниженные требования. Такие дети всегда имеются в каждом классе и условно мы отнесли их к 3 группе. Наиболее слабые в отношении умственного развития учащиеся требуют особого внимания и подхода для обеспечения выполнения посильных практических заданий и устных ответов. Как правило, такие учащиеся отвечают устно только при помощи учителя. Для достижения положительных результатов учащимся 3 группы предлагаются индивидуальные облегченные задания, отличные от предлагаемых учащимся 2 группы. При устных высказываниях помогают давать ответ план, схема, с наводящими вопросами, опорные слова и словосочетания. Для проверки знания технологии приготовления блюда используются задания типа «Поставь предложения в нужной последовательности», содержащие не более 4 предложений, вставь нужное слово в предложение. При проведении самостоятельных или проверочных работ, сокращается объем и упрощается задание.

Содержание программного материала 5 КЛАСС

I четверть (45 часов)

  • Вводное занятие (4 ч)
    Труд и его назначение в жизни человека и в обществе. Беседа о профессиях, по которым проводится трудовое обучение в школе. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в кабинете кулинарии. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы. Распределение рабочих мест. Обязанносnи дежурного.
  • Кухня и её оборудование (8 часов)
    Теоретические сведения.
    Значение кухни в быту человека. Интерьер кухни. Оборудование кухни и его назначение. Посуда, инвентарь, приспособления. Виды посуды. Правила ухода за посудой. Моющие средства. Личная гигиена. Спецодежда, уход за ней.
    Практические работы (умения).
    Уход за посудой. Мытьё, чистка чайной, столовой, кухонной посуды. Влажная уборка кабинета.
  • Питание (6 часов)
    Теоретические сведения.
    Основные продукты питания. Продукты растительного и животного происхождения. Культура и режим питания. Санитарно-гигиенические требования при хранении пищи и приготовлении блюд.
    Практические работы (умения)
    . Мытьё, чистка, сушка посуды, кухонного инвентаря. Хранение продуктов.
  • Кухня, цеха кухни (8 часов)
    Теоретические сведения
    . Цеха кухни: овощной, мясо-рыбный, холодный, горячий, их назначение. Оборудование, посуда, инвентарь овощного цеха, маркировка. Правила техники безопасности в овощном цехе.
  • Экскурсия. (1 час) Овощной цех школьной столовой
  • Первичная обработка овощей (20 часов).
    Теоретические сведения.
    Название овощей, классификация овощей. Питательная ценность, витамины. Понятие о первичной обработке клубне- и корнеплодов, капустных,листовых, луковых, пряных, плодовых. Правила безопасной работы с ножом при первичной обработке овощей.
    Умения.
    Работать с кухонным ножом и овощечисткой.
    Практические работы (умения)
    . Сортировка, мытьё, очистка, промывание овощей. Мытьё посуды овощного цеха.
    Самостоятельная работа
    Первичная обработка овощей.

II четверть (35 часов)

  • Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасной работы в овощном цехе. Санитарно-гигиенические правила в кабинете кулинарии. Первичная обработка овощей.
  • Формы нарезки овощей (31 час)
    Теоретические сведения.
    Виды овощей, названия, цвет, форма, вкус/Общие сведения о формах нарезки овощей. Формы нарезки картофеля: брусочки, соломка, кубики, дольки. Формы нарезки моркови: брусочки, соломка, кубики, кружочки. Формы нарезки свёклы: соломка, кубики, ломтики. Формы нарезки капусты: соломка, шашки, крошка. Формы нарезки репчатого лука: кольца, полукольца, кубики. Посуда, инвентарь для обработки и нарезки овощей.
    Практические работы (умения). Положение левой руки при нарезке. Первичная обработка овощей. Нарезка овощей различными формами. Мытьё посуды, инвентаря овощного цеха.
    Самостоятельная работа. Нарезка овощей различными формами.

III четверть (50 часов)

  • Вводное занятие.
    Повторение правил техники безопасности и личной гигиены при работе в кабинете кулинарии. План работы на четверть. Бережное отношение к оборудованию, посуде, инвентарю.
  • Кулинарное использование форм нарезки (20 часов)
    Теоретические сведения.
    Кулинарное использование форм нарезки овощей для различных блюд.
    Практические работы (умения). Первичная обработка картофеля, моркови, свёклы, лука, капусты и нарезка кубиками, брусочками, соломкой, шашками в соответствии с кулинарным использованием (для школьной столовой).
  • Приготовление салатов из сырых овощей (26 часов)
    Теоретические сведения.
    Овощи, из которых готовят салаты. Заправки для овощных салатов. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при приготовлении салатов из сырых овощей. Правила безопасной работы. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов.
    Практические работы (умения). Выбор посуды. Первичная обработка овощей, нарезка соломкой, шинкование на овощерезке. Заправка салата. Уборка рабочего места. Самостоятельная работа Кулинарное использование форм нарезки. Приготовление салатов из сырых овощей

IV четверть (40 часов)

  • Вводное занятие.
    План работы на четверть.
  • Первичная обработка круп, макаронных изделий, бобовых. (10 часов)
    Теоретические сведения. Название круп. Из каких злаков вырабат ываются, питательная ценность круп. Обработка круп. Крупы, которые моют и не моют. Макаронные изделия, их форма. Бобовые изделия, их виды.
    Практические работы (умения).
    Обработка круп, бобовых.
    Экскурсия.
    Школьная столовая, горячий цех.
  • Тепловая обработка (10 часов)
    Теоретические сведения. Эл. плиты, эл. котлы, эл. сковорода. Правила пользования бытовой эл. плитой. Правила техники безопасности при работе с эл. плитой. Уход за ней. Основные приемы тепловой обработки. Посуда и инвентарь для варки и жарки. Основной способ варки.
  • Салаты из отварных овощей (20 часов)
    Теоретические сведения. Отваривание овощей в кожуре для салатов.Посуда для варки овощей, отваривание яиц для салата. Правила техники безопасности при варке. Температурный режим. Время варки яиц для салатов. Посуда, инвентарь для приготовления салатов. Санитарно-гигиенические требования для приготовления салатов. Технология приготовления салатов из отварных овощей с добавлением других продуктов.
    Практические работы (умения).
    Обработка овощей, отваривание овощей, яиц, очистка, нарезка кубиками, ломтиками, заправка, украшение салата.
    Самостоятельная работа
    Обработка круп, приготовление салатов из отварных овощей.
    Контрольная работа
    Первичная обработка овощей, круп. Формы нарезки овощей и их кулинарное использование. Приготовление салатов из сырых и отварных овощей.

Требования к умениям учащихся 3 группы:

5 класс

Учащиеся должны уметь самостоятельно: Мыть и чистить чайную, столовую и кухонную посуду. Очищать с помощью ножа и овощечистки овощи. Уметь нарезать картофель соломкой, брусочками, кубиками. Морковь шинковать на терке. Капусту нарезать соломкой. Репчатый лук - полукольцами, кубиками. Уметь обрабатывать крупы, бобовые. Отваривать овощи в кожуре для салатов. Отваривать яйца вкрутую для салатов.

Учащиеся должны выполнять с помощью учителя: Готовить салаты из сырых и отварных овощей и оформлять их.

6 класс

Учащиеся должны уметь самостоятельно: Обрабатывать и нарезать овощи для замораживания и сушки. Обрабатывать тару для соления. Отваривать яйца вкрутую, готовить яичницу-глазунью. Нарезать хлеб, сыр, колбасу и готовить открытые бутерброды. Заваривать чай. Сервировать стол к завтраку. Готовить картофель отварной, картофельное пюре. Готовить гречневую и рисовую рассыпчатые каши, отварные макароны с маслом.

Учащиеся должны выполнять с помощью учителя: Готовить рассол и солить огурцы. Отваривать яйца всмятку, «в мешочек». Готовить омлет натуральный, ленивые вареники. Готовить закусочные бутерброды. Готовить картофель жареный, тушеную капусту. Готовить молочную рисовую (вязкую) кашу, и манную (жидкую) кашу.

7 класс

Учащиеся должны уметь самостоятельно: Приготовление компота из сухофруктов. Обработка и нарезка овощей кубиками, брусочками. Пассерование. Приготовление молочного супа с вермишелью. Приготовление окрошки овощной.

Учащиеся должны выполнять с помощью учителя: Соление огурцов, квашение капусты. Приготовление киселя. Приготовление бульонов. Тушение квашеной капусты, свеклы. Приготовление картофельных супов, щей, борщей, рассольников. Приготовление молочного супа с рисом. Приготовление окрошки мясной.

8 класс

Учащиеся должны уметь самостоятельно: Обрабатывать и кипятить крышки для консервирования. Готовить салаты из овощей. Отваривать готовые пельмени и вареники. Отваривать рыбу. Жарить котлеты. Сервировать стол к ужину. Формовать печенье из песочного теста.

Учащиеся должны выполнять с помощью учителя: Готовить закуски из помидоров. Готовить вареники и пельмени. Готовить оладушки из готового теста. Обрабатывать рыбу. Жарить рыбу. Сервировать стол к обеду. Готовить песочное печенье. Готовить масляный крем.

9 класс

Учащиеся должны уметь самостоятельно: Готовить начинку для пирожков из картофеля. Отваривать сосиски, курицу. Формовать котлеты, фрикадельки, тефтели из готового фарша. Готовить картофельный суп с крупой и макаронными изделиями, с консервами, щи из свежей капусты. Готовить вермишель с маслом и сыром. Готовить омлет натуральный.

Учащиеся должны выполнять с помощью учителя: Разделывать дрожжевое тесто на булочки. Готовить фарш из капусты, яиц и лука. Нарезать мясо на некоторые полуфабрикаты. Обжаривать мясо. Готовить бефстроганов и плов. Готовить щи из квашеной капусты, борщ. Готовить жареные кабачки. Готовить какао на сгущенном молоке.

Таким образом, учащиеся 3 группы должны усвоить элементарные теоретические сведения по указанным в программе темам и овладеть практическими умениями и навыками в приготовлении пищи, необходимыми им для самостоятельной жизни.

В то же время в каждом классе есть группа детей (1 группа) успешно усваивающая программный материал. На уроках они работают самостоятельно, умеют давать полные и правильные ответы. Таким учащимся мы предлагаем усложненные практические задания, теоретический материал творческого характера: работу с кулинарными рецептами, подготовку сообщений о происхождении того или иного блюда и т. п.

Критерии оценки знаний и умений обучающихся на уроках кулинарии

Теоретическая часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен им в полном объеме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Ответы даются полные, правильные, последовательные самостоятельные или с минимальной помощью учителя.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно. К ученику применялись дополнительные наводящие вопросы. После чего он исправлял ошибки самостоятельно или с незначительной помощью учителя (учеников)

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы. Ответ не самостоятельный, не полный, не последовательный, применялись дополнительные наводящие вопросы. Ошибки в ответах исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о незнании большей части программного материала, соответствующего его познавательным возможностям. Отвечает на вопросы фрагментарно, искажает основной смысл. Не пользуется помощью учителя (учащихся).

Практическая часть:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. Ученик самостоятельно или с минимальной помощью учителя ориентируется в задании, планирует и анализирует работу.

Оценка «4» ставится ученику, если работа выполнена самостоятельно с незначительной помощью учителя в соответствии с технологическими требованиями, без нарушений санитарно-гигиенических норм и требований по технике безопасности. Ориентировка в задании, планирование и анализ работы с незначительной помощью учителя.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям, допущены нарушения санитарно-гигиенических норм или правил техники безопасности. Работа выполнена при помощи учителя. Ориентировка в задании, планирование и анализ работы при помощи учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена

Итоговая оценка знаний и умений учащихся

  1. За учебную четверть и за год знания и умения оцениваются одной оценкой
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается уровень знаний ученика и овладение им практическими умениями.
  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты мониторинга учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, практических работ, проверочных, самостоятельных и итоговых контрольных работ и уроков-зачетов для учащихся 9 класса.

Список литературы для обучающихся:

  1. В.И. Ермакова «Основы кулинарии» учебное пособие по кулинарии для  учащихся 8-11 классов, – М.: «Просвещение», 1993.
  2. Пособие для учащихся по разделу кулинарии «Рыба»
  3. Пособие для учащихся «Волшебное тесто»

Методические пособия:

  1. «Волшебное тесто»
  2. Сборник проверочных работ по кулинарии для учащихся 5-9 классов

Литература для учителя:

  1. Программа по кулинарии для вспомогательной школы (обновленная).
  2. С.Л. Мирский «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», пособие для учителя, – М.: Просвещение, 1988.
  3. В.Г. Петрова И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников»
  4. А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич «Методика обучения технологии 5-9 классы», методическое пособие, – ООО «Дрофа», 2003.
  5. С.Л. Мирский «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении», М.: Педагогика, 1990.
  6. В.И. Ермакова «Основы кулинарии» учебное пособие по кулинарии для  учащихся 8-11 классов, – М.: «Просвещение», 1993.
  7. В.Д. Симоненко «Технология» учебники для учащихся 7, 8, 9 классов Общеобразовательной школы, – М.: Вентана-Граф, 2004.
  8. «Книга о вкусной и здоровой пище», – М.: 1954.
  9. И. Дановская «1000 и один рецепт», – Ташкент, 1992.
  10. Л. Иванова «Сладкая выпечка», – Смоленск, «Русич», 2002.
  11. «Лучшие блюда из овощей», – М.: «Эксмо-пресс», 2000.
  12. А. Сиваев, Г. Васильченко «Консервируем сами» – «Реликт», 1992.
  13. В. Тихомирова «Салаты на каждый день», – М.: «Айрис-пресс», 2008.
  14. «Постные салаты», – М.: «Эксмо», 2006.
  15. «Готовим сами» Детская кулинарная книга, – М.: Полифакт, 1993.
  16. Р.С. Денисова «Миллион меню» Любимые русские блюда, 2003.
  17. «Блюда из яиц», – Минск, 1996.

Приложение.