Урок литературного чтения. Норвежская народная сказка "Лис Миккель и медведь Бамсе". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Образовательная цель: формирование способности соотносить содержание сказки с пословицами, умение работать с литературным текстом.

Задачи деятельности: создать условия для формирования УДД:

  • личностные – мотивация учения, нравственное оценивание, исходя из личностных ценностей;
  • познавательные – использование полученных знаний для поиска и выделения нужной информации, установление причинно-следственных связей;
  • регулятивные – планирование деятельности для достижения цели, умение давать самооценку и оценку других, научиться осуществлять самоконтроль своей деятельности;
  • коммуникативные – сотрудничество в парах, умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать других.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Оборудование:

  • ноутбук,
  • проектор,
  • мягкие игрушки: лиса, медведь.
  • Конверт с пословицами, карточки на доске.
  • Учебник “Литературное чтение” 2 класс часть 2 Л.А. Ефросинина
  • Рабочая тетрадь 2 класс часть 2 Л.А. Ефросинина

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечание
Организационный момент Порядок на столе… Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начинать урок готовы.
 
Мотивация учебной деятельности Загадки о животных

Отгадаем загадки:

   
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы ….
Лису  
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Медведь  
А теперь давайте попробуем найти героев загадок в нашем кабинете. Обучающиеся ищут по кабинету. Находят мягкие игрушки лисы и медведя и выходят к доске. Находят конверт.  
Актуализация знаний – Вспомним имена этих героев.

– Назовите заголовок произведения.

Лис Миккель и медведь Бамсе.

Слайд 1
К какому жанру оно относится? По жанру это произведение – сказка. Походу работы формируется слайд
Кто является автором этого произведения? Это произведение сочинил норвежский народ. Норвежская народная сказка

Слайд 2

Учитель обращает внимание на конверт. Что обычно лежит в конверте? В конверте лежит письмо.
Предлагает ученику открыть. Обучающийся открывает конверт, и дети читают по цепочке:

Лисичка всегда сытей волка живёт.
Кто легко верит, быстро жалеет об этом.
У сильного всегда бессильный виноват.
Крепка дружба не лестью, а правдой и честью.

Что вы прочитали? Мы прочитали пословицы.
Выявление проблемы и постановка темы урока Почему лис принёс пословицы?

Наверно им нужна помощь.

Обучающиеся высказывают свои предположения и в процессе работы озвучивают цель урока: определить, какие из пословиц подходят к сказке?  
Учитель обращает внимание на значение пословицы ─

Пословица учит. Пословица осуждает. Пословица одобряет.

Пословица утверждает.

  Карточки

на доске

Физкультминутка Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем мы бодрей!
Потянулись и вздохнули!
Отдохнули? Отдохнули!
Ученики выполняют движения со словами физкультминутки. Мелодия
Построение плана проекта Чтобы помочь нашим героям нам необходимо действовать по плану. Давайте спланируем наши действия. Учитель на слайде показывает план урока в произвольном порядке.   Слайд 3

Слайд 4

Находим доказательство в тексте и читаем. Обучающиеся составляют план работы:  
Выбираем пословицу;
Делаем вывод.
Работаем в паре;
Определяем смысл;
1.Работаем в паре;

2.Выбираем пословицу;

3.Определяем смысл;

4.Находим доказательство в тексте и читаем;

5. Делаем вывод.

 
Реализация проекта Обсуждение пословицы.

Крепка дружба не лестью, а правдой и честью.

Проводится фронтально.

Объясняют смысл пословицы. Эта пословица утверждает.

Находят строки в доказательство. Делают вывод. А доказательства дружбы между героями нет.

Пословица не подходит.

Слайд 5
Самостоятельная работа Затем работают в паре, учитель направляет работу каждой пары. Помогает в затруднениях. Работают по плану.

Читая, делают отметки карандашом в учебнике. Делают вывод.

 
Для медленно читающих детей даётся задание в тетради стр.29 №2 Работают в тетради и также делают выводы.  
Закрепление. Вспомним цель урока – Определить какие из пословиц подходят к сказке? 1 группа

Кто легко верит, быстро жалеет об этом.

Ученики называют и делают вывод, читая доказательства из текста.

Слайд 5
Итог   Вывод: пословица подходит к сказке, она учит.

2 группа

Лисичка всегда сытей волка живёт.

Ученики называют и делают вывод, читая доказательства из текста.

Вывод:

Пословица подходит к сказке, она осуждает.

3 группа

У сильного всегда бессильный виноват.

Не подходит, так как

нет доказательств в тексте.

 
Рефлексия Интересный был урок?

Научились подбирать пословицы к тексту? Было трудно?

Каждый ученик оценивает свою работу. (+, -)  
Оцените свою работу в паре. Оценивают и ставят оценки  
Домашнее задание Рисунок к отрывку. Чтение по ролям.   Слайд 6

Литература

  1. Учебник “Литературное чтение” 2 класс часть 2 Л.А.Ефросинина
  2. Рабочая тетрадь 2 класс часть 2 Л.А.Ефросинина
  3. Методическое пособие “ Литературное чтение” Л.А.Ефросинина
  4. “Народная мудрость. Афоризмы, поговорки, пословицы”. Н.Ю.Дмитриева
  5. “Живое русское слово” М.Булатов
  6. Информация для урока взяты с сайтов Интернета:
  7. images.yandex.ru