Задачи:
- Помочь родителям определить нравственные приоритеты семейного воспитания.
- Пропагандировать семейную жизнь, формирующую привлекательный образ благополучной семьи.
- Формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств подростка.
- Показать родителям значимость формирования у учащихся умения общения с окружающими.
Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, проектор, чистые листы бумаги, маркеры, доска, мел, анкеты детей, памятки для родителей.
Предворительная подготовка: экспресс-опрос детей “Что для меня моя семья?”, памятка для родителей с советами по нравственному воспитанию.
Ход лекции
Вступительное слово.
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались для обсуждения актуальной и значимой темы: “Нравственные приоритеты в семейном воспитании”. Мы постараемся решить с вами ряд задач.
(Слайд 2) Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. (Теодор Рузвельт)
Так что же это такое – нравственность? Какие слова ассоциируются у вас с понятием “нравственность”? (на доске записать те слова, что будут произнесены родителями, включая и черты характера, и качества личности, душевные качества)
(Слайд 3) В словаре С.И. Ожегова мы читаем нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках.
Итак, правила... важны ли они?
Задание для родителей: на листе бумаги нарисуйте здание (родители рисуют, а классный руководитель не согласен и поправляет их). Нет, не правильно. Здание должно быть объемным. Теперь Вы попробуйте. Нет, неправильно. Окна должны быть арочными. Теперь Вы попробуйте. Нет, неправильно. Двери нет. Никто не справился с моим заданием. Почему? Мы не определили правила рисования здания. Правила нам необходимы в любой деятельности, а уж в воспитании и тем более, да и в жизни в целом.
(Слайд 4) Какие жизненные правила возьмет для себя ребенок и где получит основы нравственных принципов? Кто формирует образ мыслей ребенка с самого детства, какая среда влияет на его нравственные поступки, поведение?
Основная часть.
Семья — это основа нравственного воспитания, именно в ней формируются нравственные приоритеты. Первые уроки “нельзя” и “можно”, первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, формируются семьей и в семье.
(Слайд 5) Вот послушайте, как Патриарх всея Руси Кирилл говорит о ценности семьи “... история рода человеческого началась с семейных отношений. Семья была призвана формировать человеческую личность, развивать в человеке Божий образ, содействовать такому умственному, нравственному, духовному, физическому развитию человеческой личности, которое обеспечило бы поступательное развитие всей человеческой цивилизации. Семья, действительно, — колыбель человечества: и человек как личность, и весь род человеческий формируются в семье. Что происходит в семье, то проецируется на жизнь общества и всей человеческой цивилизации...”
Таким образом, семья – это основа формирования личности. И действительно, ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, “улавливает” моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него.
(Слайд 6) Наш школьный психолог провела исследование семейного микроклимата. И вот, что у нас получилось. 19% ребят радостно ощущают себя в семье, что очень хорошо.
(Слайд 7) Какие нравственные качества этому способствует? (Доброта, отзывчивость, любовь, верность своему слову, помощь, справедливость, уважительные отношения между членами нашей семьи).
Возвращаясь к нашему исследованию, мы видим, однако, что 16% детей ощущают тревогу, напряженность. Что вызывает тревогу? Почему?
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда разговариваете и поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни. Любая ситуация является проявлением нашего воспитания.
(Слайд 8) Давайте попробуем через предложенные мною ситуации сформировать законы нравственного воспитания, которые будут основой в воспитании наших детей.
СИТУАЦИЯ: Мальчик получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание запретил играть на компьютере. Позвонил друг и предложил сыграть в сетевую игру. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отменить наказание. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
(Слайд 9) Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку (взаимопонимание).
(Слайд 10) Звонок. СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы, порадовать ее. Она пришла из школы, помыла посуду, убралась в своей комнате, сделала уроки и позвонила маме сообщить ей об этом. Мама была на работе и попросила не отвлекать ее по пустякам.
Как бы вы поступили на месте мамы? (проявила равнодушие)
(Слайд 11) Приоритет: Ребёнок нуждается в ласке, похвале (чуткость).
По данным статистики родители общаются с детьми 20 минут в неделю!! Задумайтесь, сколько времени вы общаетесь со своими детьми? А как?
(Слайд 12) В наш информационный век, все чаще и чаще мы это делаем при помощи смс. Прокомментируйте полученные сообщения.
- Еда в холодильнике. Делай уроки. Буду поздно.
- Доченька, я сегодня задержусь. Будь умницей, не скучай.
- На совещании. Отключаюсь.
- Ну как сочинение?
- Я тебя люблю
К чему приводит вот такое общение? К тому, что и дети, и родители отдаляются друг от друга, между ними исчезает доверие.
(Слайд 13) А ведь именно доверие – один из главных приоритетов воспитания в семье.
(Слайд 14) Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. (Эрих Фромм)
И главное помните: “Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя”, сказал Л.Н.Толстой. И он действительно прав, так как вы родители являетесь образцом для своих детей. Родители должны воспитывать себя не переставая. А эта памятка пусть станет для вас руководством в воспитании ваших детей.
Рефлексия.
У каждого из вас на столах ответы детей на вопрос “Что для меня моя семья?” Давайте зачитаем. Вот видите, оказывается, мы двигаемся с вами в одном направлении. Вы и ваши дети хотите одного и того же: доброты, счастья, взаимопонимания,..... (слова которые на доске). А это все и есть – нравственные приоритеты в воспитании.
(Слайд 15)
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть
Уменье сострадать и сложность жизни видеть.
Все начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи!
(Слайд 16)
Желаю вам, чтоб и ваши семьи были такими же счастливыми (видеонарезка).
(Слайд 17)
Приложение 1
Несколько советов родителям по воспитанию нравственности
- Если прикасаться к ребенку во время разговора, рассказа, беседы, то его развитие идет значительно быстрее.
- Если гулять с ребенком и разговаривать с ним много о разном, то ребенок будет лучше учиться.
- Если читать ребенку книги, разглядывать с ним дома, растения, картины, то жизнь ребенка наполнится новым интересным содержанием.
- Если с детства приучить ребенка к сочинительству, настольным играм, рисованию, то он сможет удержаться от примитивного образа жизни.
- Если поручать ребенку постоянно усложняющиеся со временем дела, то он вырастет достаточно внутренне организованным и ответственным человеком.
- Если дарить ему подарки со значением — умные, интересные, то ребенок возьмет этот обычай в свою жизнь.
- Если рассказывать при нем и для него о том, что происходит у вас на работе, о друзьях, проблемах, деньгах, любви и сексе, успехах и ошибках, то не будет ваш ребенок после школы беспомощным, как с луны свалившимся, инопланетянином.
- Если постоянно показывать ребенку красоту родного языка, то язык ребенка станет образным, раскованным, содержательным.
- Если в семье не играют, не шутят, не поют, то жизнь ребенка в этой семье обедняют.