Интегрированный урок по теме "Священная война"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

Образовательная:

  • использовать интеграции истории и литературы для более глубокого усвоения учащимися темы;
  • изучить события Великой Отечественной войны на малой Родине – Кубани;
  • проанализировать лирику кубанских поэтов, посвященную ВОВ;

Воспитательная:

  • воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • прививать любовь и чувство сострадания к своему народу;
  • способствовать формированию нравственных ценностей, осознанию таких понятий, как историческая память, долг, честь, совесть.

Развивающая:

  • развить мышление, речь, память, образное представление, умение высказывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия, оборудование: карта “Битва за Кавказ”, таблица “Соотношение сил советской и фашистской армии в начале битвы за Кавказ”, плакаты, видеозапись, аудиозапись песен, выставка литературы, посвященной ВОВ на Кубани.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово преподавателей.

Преподаватель истории.

Ребята, сегодня у нас урок необычный, мы его будем проводить с преподавателем русского языка и литературы Ольгой Юрьевной.

Тема урока: “Священная война” (записать в тетради). Приложение 1.

Цели урока: Мы сегодня повторим изученный ранее материал по теме “Великая Отечественная война”; рассмотрим события войны на территории нашей малой Родины - Кубани, особое внимание уделим событиям тех огненных лет в нашем родном селе Белая Глина. Вспомним героев – земляков, заплативших за победу своими жизнями и их матерей, без которых подвиг сыновей был невозможен .

Мы обратимся к литературе военных лет и проследим, как пересекается поэзия кубанских авторов с событиями той страшной войны.

В конце урока постарайтесь ответить на вопрос: Жизнь миллионов – победа одна, не велика ли цена?

Преподаватель литературы.

Работа с эпиграфом.

Не ради славы незабвенной
На этой памятной земле,
Исполнив долг святой и верный,
Бойцы сражались на войне.
“Виталий Лукшин”

- Ребята, как вы понимаете слова “Слава незабвенная”?

- Что такое долг?

- Что означают эпитеты “святой” и “верный”? Словарная работа (толковый словарь С.И.Ожегова) (Приложение 3).

III. Основная часть урока.

1. Повторение изученного материала.

Вопросы повторения (фронтальный опрос) (Приложение 3).

2. Изучение нового материала.

Преподаватель истории.

План урока (записать):

1. Начало войны на Кубани

2. Оккупация Краснодарского края

3. Битва за Кавказ. Освобождение Кубани

4. Герои и матери героев

5. Благодарная память потомков.

Ребята, мы с вами изучаем тему “Великая Отечественная война”. На прошлых уроках мы рассмотрели события войны на территории Советского государства. Сегодня мы поговорим о том, какой след оставила та страшная война на нашей малой родине Кубани, в нашем родном селе Белая Глина. Ведь Великая Победа ковалась из множества больших и малых побед.

Нашими учащимися была проведена исследовательская работа. Они посетили краеведческий музей, библиотеку, собрали материалы о военных событиях на Кубани и в нашем селе; подобрали стихотворения кубанских и белоглинских поэтов, в которых отражены эти события. Результатом этой работы является наш сегодняшний урок.

Преподаватель литературы.

Уже на третий день начала войны была создана песня на стихи В. Лебедева-Кумача “Священная война”, которая стала гимном военных лет. Давайте прослушаем её и постараемся ответить на вопрос: Почему песня “Священная война” стала гимном военных лет? (в песне содержится призыв к действию, к защите Родины, к единению народа). Звучит запись песни.

1. Начало войны на Кубани

Преподаватель истории. Рассмотрим первый вопрос плана урока.

Как и весь советский народ, наши земляки – кубанцы с гневом и возмущением восприняли нападение врага. Все, кто мог держать оружие, призывались в армию, вступали в народное ополчение, уходили в партизанские отряды.

В период войны Кубань побывала и глубоким тылом, и прифронтовой полосой, и театром военных действий, и зоной оккупации. О начальном периоде войны расскажет учащийся.

Выступление учащегося.

С первых дней Великой Отечественной войны на Кубани развернулось добровольческое движение. Только за первый месяц в военкоматы было подано 17 тысяч заявлений от людей, которые не подлежали призыву. А за первый год войны, с июля 1941-го года по июль 1942-го на фронты войны ушло более 600 тысяч кубанцев – около 20% населения.

Преподаватель истории . Сейчас мы посмотрим сюжет о том, каким было начало войны для жителей с. Белая Глина (просмотр видео).

Преподаватель литературы.

В те страшные дни мобилизации в селах и станицах Кубани можно было видеть длинные ряды отправляющихся на войну мужчин. Этому событию посвящено стихотворение Кронида Обойщикова “ По длинной улице села…” (Приложение 2)

Давайте прослушаем его и ответим на вопрос: Какими чувствами проникнуто стихотворение? ( чувство печали, горя, неизвестности)

Кронид Александрович Обойщиков – поэт- фронтовик, родился в 1920 году в Ростовской области. В качестве штурмана авиации участвовал в боях на Юго-Западном и Северном фронтах. Его перу принадлежит более 20 поэтических сборников. Последний сборник “Салют Победы” посвящён 60-летию победы в ВОВ.(запись в тетрадь).

Учащийся продолжает рассказ.

С первых дней войны на Кубани была сформирована 50-я отдельная кавалерийская дивизия, которая в составе корпуса генерала Доватора прославилась в битве под Москвой в ноябре-декабре 1941года.

Осенью 1941 года в кубанских селах и станицах стали формироваться добровольческие кавалерийские сотни. От Белоглинского района добровольцами ушли 97 человек. Во главе сотни стоял командир Костенко Петр. В 1942 году эта сотня вошла в 4-й кубанский казачий кавалерийский корпус, сформированный из числа добровольцев непризывного возраста (демонстрация плакатов).

Записать: 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус – гордость земли кубанской и образец казачьей славы. Он награжден 26-ю орденами.

2. Кубань в период оккупации

Преподаватель истории

Ребята, мы с вами говорили о том, каким тяжелым было начало войны для Советского государства. Враг напал внезапно, имея опыт военных захватов.

Красная армия не закончила перевооружение, была ослаблена репрессиями командного состава перед ВОВ.

К осени 1942г. германская армия заняла значительную часть территории СССР, на которой проживало около 80 млн. человек. Захватил враг и нашу Кубанскую землю.

Захватывая Кубань, фашисты приступили к реализации генерального плана “ОСТ”, в котором воплотилась политика геноцида нацистской Германии. Согласно этому плану немцы собирались реализовать свою главную идею – создание “жизненного пространства” на Востоке,а для этого надо было истребить 30 млн. русских, оставшихся превратить в послушных рабов. О страшном времени оккупации расскажет учащийся.

Выступление учащегося

В ходе упорных боев гитлеровцам удалось к началу сентября 1942 г. занять почти всю территорию Краснодарского края. В августе 1942 года был захвачен Краснодар.

Преподаватель литературы

Нелегко фашистам далась победа над Краснодаром. На защиту родного города встали все, даже дети. Послушаем стихотворение Виталия Бакалдина “Краснодарская быль”, которая посвящено тем страшным дням. (Приложение 2)

Ребята, как вы понимаете последние строки стихотворения: “Памятник поставит исполину – мальчику с винтовкою в руках”? Кого называют исполином? (Исполин – богатырь, великан).

Сообщение учащегося: Устанавливая так называемый “новый порядок”, оккупанты полагали, что им удастся без особого труда колонизировать богатую природными ресурсами Кубань. Фашистские стратеги рассчитывали на поддержку со стороны казачества, на раздоры и взаимную вражду кавказских народов. Они вынашивали планы создания казачьих частей с помощью своей армии. С этой целью немцы привезли с собой бывших казачьих атаманов, генералов Краснова и Шкуро. Генерал Шкуро являлся в кубанские станицы со знаменем черного цвета, на котором была изображена волчья голова.

Надежды фашистов на создание антибольшевистской армии не были осуществлены. За 6 месяцев оккупации Кубани было сформировано всего лишь несколько казачьих отрядов численностью 800 человек.

Сразу же после оккупации немцы объявили кубанскую землю собственностью германского государства. Край разделили на 10 областей, возглавляемых с/х комендантами. Фашистская пропаганда пыталась представить оккупационный режим как власть “освободителей” и “благодетелей”. Листовки, газеты, кинофильмы, радиопередачи - все было пущено в ход для того, чтобы “умиротворить” казаков.

В газете “Кубань” печатались материалы о внимании немцев к нуждам граждан. Например, в заметке “Подарок германского командования” сообщалось: “К рождественским праздникам командование германской армии подарило работающему населению Краснодара 1200 кг. соли”.

Но той лояльности к оккупантам, на которую они рассчитывали, немцы на Кубани не дождались. Сопротивление захватчикам нарастало. Чтобы сломить волю к сопротивлению, запугать население, фашисты вернулись к проверенным методам - истреблению населения. Немецкие солдаты вспомнили инструкцию гитлеровского командования, написанную специально для воюющих на восточном фронте. В ней говорилось: “ Уничтожать в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века”.

В Краснодаре фашисты впервые применили душегубки. Запертые в машине люди задыхались, трупы закапывали в противотанковом рву в районе завода измерительных приборов. Всего за время оккупации на территории Краснодарского края гитлеровцы уничтожили более 61 тыс. человек.

Зверскую расправу учинили фашисты 13 ноября 1942 года над мирными жителями пос. Михизеева Поляна. Они выгнали из поселка всех граждан с детьми и расстреляли их из пулеметов и автоматов. Раненых пристреливали из пистолетов, докалывали штыками. Всего было убито 207 чел., из них 72 женщины и 105 детей. Рабочий поселок был полностью сожжен. В память о расстрелянных жителях Михизеевой Поляны администрация края создала музей скорби жертвам фашизма – Кубанская Хатынь.

Преподаватель литературы: Послушайте стихотворение Т.Зориной “Кубанская Хатынь” (Приложение 2) и скажите, какие мотивы здесь преобладают. (Мотивы скорби и жизнеутверждения) Выразительное чтение стихотворения учащимся:

Продолжает учащийся: Трудно назвать город, хутор, станицу, где бы изверги не оставили своего кровавого следа. За малейшее подозрение в связях с партизанами расстреливали целые семьи, а их дома сжигали. Так были убиты родные и близкие партизан Новороссийского куста К.У. Воробьева, С.Н. Гончарова, В.И. Тосенко и многих других. Больную, с парализованными ногами дочь Г.Ф. Лысенко Ольгу на казнь принесли на носилках.

Преподаватель истории: 1 августа 1942 года фашисты оккупировали Белую Глину. Посмотрите сюжет об оккупации нашего села. (просмотр сюжета).

Преподаватель литературы: Трудно было сломить фашистам волю народа, ведь кубанцы защищали свое Отечество, сражаясь за каждый метр родной земли. Давайте прослушаем стихотворение Ивана Вараввы “Поле боя” (Приложение 2) и постараемся найти слова, в которых заключена главная мысль.

Автор данного стихотворения Иван Федорович Варавва (1924-2005г.) - участник ВОВ, ушел на фронт 17-летним парнишкой. Участвовал в Битве за Кавказ, прорыве “Голубой линии”, в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Польши. Свой первый автограф Варавва оставил на стене рейхстага. Заслуженный работник Кубани и член Союза писателей СССР и РФ (записать в тетрадь).

Давайте запишем несколько предложений по этому вопросу.

3. Битва за Кавказ. Освобождение Кубани.

Преподаватель истории: Перейдем к рассмотрению следующего вопроса. В истории Великой Отечественной войны произошли десятки важных сражений, в том числе Битва за Кавказ. Об этом расскажет учащийся.

Сообщение учащегося: Основной замысел по овладением Кавказом был изложен в директиве гитлеровского командования под условным названием “Эдельвейс”. Враг хотел разгромить и уничтожить советские войска в районе Ростова-на-Дону, захватить Кавказ и Закавказье, установить связь с турецкой армией, создать предпосылки для вторжения на Ближний и Средний Восток.

Битва за Кавказ состояла из 2-х этапов: освободительного (25июля - 31декабря 1942г.) и наступательного (1января - 9октября1943г.)

Разгром гитлеровцев под Сталинградом создал условия для освобождения Северного Кавказа. Кровопролитные бои разгорелись на 110 км. “Голубой линии”- мощном траншейном оборонительном рубеже. В результате немцы были отброшены.

Весной 1943г. в небе Кубани происходила одна из самых крупных воздушных битв, в которой участвовало более 2000 самолетов, 52 советских летчика были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А.И. Покрышкин, в прошлом воспитанник Краснодарского аэроклуба. В небе Кубани он сбил 20 самолетов врага. Появление Покрышкина, наводившее ужас на гитлеровских летчиков, всегда сопровождалось криком наблюдателей в эфире: “Внимание, внимание! Ас Покрышкин в воздухе!” (демонстрация фото). В воздушных боях на Кубани прославился женский авиаполк легких бомбардировщиков “ночные ведьмы” под командованием Евдокии Бершанской (показ фото).

Подвигу этих бесстрашных и мужественных девушек посвящено стихотворение В. Сааковой “Их помнит небо” (Приложение 2) (чтение наизусть учащимся).

Продолжения сообщения учащегося: В битве за Кавказ особую роль сыграли события на Малой Земле г. Новороссийска. С сентября 1942 г. по сентябрь 1943 г. Новороссийск был ареной жесточайших сражений. В феврале 1943 г. южнее Новороссийска был высажен десант под командованием Цезаря Куникова. 225 дней моряки удерживали отвоёванный у врага плацдарм площадью 30 кв. км. На каждого участника обороны пришлось 1250 кг. вражеского металла. Но герои выстояли. 21 воин – малоземелец удостоен звания Героя Советского Союза, более 6 тыс. – награждены орденами и медалями.16 сентября 1943 г. был освобожден г. Новороссийск. Через 30 лет память героев битвы за город была увековечена “Золотой Звездой”, Новороссийску присвоено звание город – герой.

Великий подвиг милосердия совершили медицинские работники г. Сочи, который в годы войны стал городом – госпиталем. Самоотверженному труду сочинских медиков посвящен памятник “Подвиг во имя жизни”.

Во время наступательного этапа битвы за Кавказ 44-й армией под командованием генерал – майора Хоменко В.А и генерал – майора Печерицы П.Л. было освобождено с. Белая Глина. Это произошло 25 января 1943 г. Белоглинский район – первый районный центр Кубани, освобожденный от фашистов.

4. 12 февраля была освобождена столица Кубани - г. Краснодар.

Преподаватель литературы: Давайте прослушаем стихотворение В. Архипова “Весна освобождения в Краснодаре”, (Приложение 2) постараемся раскрыть смысл названия (выразительное чтение учащимся).

(Весна символизирует возрождение, начало новой послевоенной жизни)

Преподаватель истории дает краткие сведения под запись.

Преподаватель литературы: Весь народ поднялся на защиту Родины, никто не остался безучастным в судьбе страны и народа. Но были люди, подвиг которых останется в веках. (Приложение 2)

Это стихотворение посвящено братьям-партизанам Евгению и Гению Игнатовым, которые удостоены звания Героя Советского Союза посмертно.

Сообщение учащегося о героях, прославившихся в битве за Кавказ.

Преподаватель литературы: Без подвига матерей не было бы подвига сыновей. Сколько любви, нежности, добра вложили матери в своих детей. Как тяжело и страшно было провожать их на фронт, но они мужественно держались, подбадривали сыновей и с надеждой крестили их в дорогу.

О кубанских матерях, потерявших на войне сыновей, нам расскажет учащихся.

Сообщение учащегося: Тяжелое горе выпало на долю многих кубанских семей. Вот только некоторые примеры. В боях за Родину пали смертью храбрых 5 братьев Грузинских из Новороссийска. 6 сыновей не вернулись с войны у Е.Р. Горбуновой из Сочи. Такая же тяжелая участь выпала и на долю Н.М.Собакарь из Кореновского района, таманской колхозницы А.А Пелипенко, М.Мезужок из Адыгеи. Не вернулись к родному очагу 6 сыновей из семьи Аракелян Лазаревского р-на.

Велик подвиг Епистинии Федоровны Степановой из г. Тимашевска, которая положила на алтарь Отечества самое дорогое, что у нее было, - жизни своих сыновей. На фронтах, в партизанских отрядах, фашистских лагерях погибли сыновья Николай, Василий, Филипп, Федор, Иван, Илья, Павел и Александр. Последнему за подвиг на Днепре в 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. До последнего часа ждала мать своих сыновей, верила в чудо.7 февраля 1969г. сердце её перестало биться на 95 году жизни. Солдатскую мать похоронили в ст. Днепровской Тимашевского р-на с воинскими почестями, под салют автоматов и мелодию Государственного гимна.

В 1975г. в г. Тимашевске был открыт музей семьи Степановых. Позднее в мемориальном сквере г. Тимашевска был возведен памятник Е.Ф Степановой - матери – героине сынов – героев.

Этому знаменательному событию посвящено стихотворение Кронида Обойщикова “Сквер в Тимашевске”. (Приложение 2)

5. Благодарная память потомков!

Преподаватель истории: Дорогой ценой досталась советскому народу победа над фашизмом. СССР потерял 27 млн. человек. Кубань положила на алтарь Победы жизни почти 500 тыс. сыновей и дочерей. До войны в с. Белая Глина проживало около 20 тыс. человек, на войне погибло почти 8 тыс. Эти люди погибли, чтобы мы могли жить. И наша благодарность может выразиться лишь в одном – в памяти.

Преподаватель литературы: Огромное мужество понадобилось воинам для победы в этой страшной войне. Давайте послушаем стихотворение белоглинского поэта Виталия Лукшина “Не ради славы незабвенной…” (Приложение 2)

Ребята, давайте послушаем сообщение учащегося о поэтах - белоглинцах, в творчестве которых тема ВОВ занимает одно из ведущих мест, сделаем краткие записи.

Сообщение учащегося: Виталий Лукшин - самый молодой из наших поэтов. Первый свой сборник “К Отчизне - вечная любовь” посвятил 60-летию ВОВ.

Семен Никифорович Никитин родился в Орловской области в 1938г. Но большую часть жизни провел в с. Белая Глина. Долгие годы работал в газете “Путь Октября”. Его перу принадлежат сборники “Сила жизни”, “Две матери”, “Философия бытия” и др.

Зинаида Федоровна Перкова – дочь погибшего в 1943г. фронтовика. Пишет стихи на различные темы, но тема войны занимает в её творчестве особое место.

Преподаватель истории: В память о погибших в годы ВОВ белоглинцах в центре села построен Мемориальный комплекс. Вечный огонь символизирует вечную память потомков. Многие белоглинцы могут прочитать на мраморных плитах фамилии своих родных. В Белоглинском р-не много памятников воинам - освободителям, но есть у нас особый памятник, который никого не оставляет равнодушным.

“Земля дышала здесь после расстрелов” - вспоминают очевидцы. 25 захоронений, более 3800 невинно убиенных. Именно сюда, на 4км. трассы Белая Глина – Новопавловка, фашисты вывозили белоглинцев на расстрел.

К 60-летию Великой победы был воздвигнут новый памятник. Автором новой скульптурной композиции стал ростовский скульптор В.Басаковсий. Он назвал композицию “Крик”, сказав, что идея памятника и его название вышли отсюда, из-под земли. “Перед началом работы я стоял в этом месте и словно слышал крик, какой-то подземный гул…”

Ребята нашего училища активно учувствуют во всех мероприятиях, посвященных памяти воинов-освободителей. Каждый год они встречаются с ветеранами ВОВ, отдают дань памяти с зажженными свечами у мемориала, участвуют в мотопробеге в честь праздника Победы.

Давайте посмотрим сюжет о празднование 65-летия Великой Победы в нашем селе.

IV.Закрепление изученного материала.

Ребята, сейчас мы проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Вы разделились на две группы: историков и литераторов, должны самостоятельно подготовить по 3 вопроса. Историки - по историческому материалу, литераторы – по материалу литературы. На подготовку вопросов 5минут.

Предполагаемые вопросы по литературе: (Приложение 3)

V. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели события ВОВ на территории нашей малой Родины – Кубани и Белой Глины: начало войны, годы оккупации, освобождения от фашистских захватчиков. Поговорили о героях – кубанцах и их матерях; узнали, как благодарные потомки чтят память своих героев. Мы обратились к литературе кубанских авторов, в которой нашли отражение события тех огненных лет.

Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока (высказывания учащихся). Учитель делает заключение .

VI. Выставление поурочного балла

VII. Домашнее задание. Написать сочинение - рассуждение по теме “Зачем мне помнить о войне?”.