Исследовательская работа на уроках русского языка: "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок-исследование.

Цели:

  • закреплять изученные способы проверки слов с безударной гласной в корне;
  • упражняться в применении “открытых” знаний на практике;
  • развивать речь и коммуникативные способности учащихся.

Задачи.

Обучающие:

  • формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;
  • совершенствование алгоритма правописания слов с безударными гласными.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

Воспитывающие:

  • воспитывать навыки сотрудничества.

Ход урока

I. Организационный момент

– Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня на уроке мы будем исследовать слова, которые требуют помощи и им нужны помощники, что это за помощники мы узнаем чуть позднее.

II. Актуализация знаний. Слайд 1. Презентация

Сл.ва о в.сне (составьте слова)

– Где безударные гласные требуют проверки? (В корне слова, в слабой позиции)

– Почему? (Слышатся неясно)

– Как проверить безударную гласную в корне слова? (Найти проверочное слово, изменить форму слова)

– Какое слово называется проверочным? (Однокоренное слово, где гласная стоит в сильной позиции)

III. Сообщение темы урока

– Подумайте, и скажите, о чем мы будем говорить на уроке русского языка. (О безударных гласных в корне)

Слайд 2 (каждая команда даёт оценку русс.яз и лит.) эксперты

На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о безударных гласных в корне слова. И сегодня настало время подвести итог. Сегодня мы вспомним материал предыдущих уроков и выясним, кто лучший заток этой темы, продолжим исследование слов русского языка.
- А кто такие исследователи? Слайд 3

В конце урока вы должны будите сказать. Слайд 4

– “Я хорошо знаю…”.

– “Чем я могу поделиться….

Каждое задании вы будете себя оценивать.

IV. Постановка учебной проблемы. Наблюдение над безударной гласной

– Какие ассоциации возникают к слову “весна”?

(Дети называют свои варианты: яркое солнышко, капель, голубое небо, прилет птиц, и т.д.)

– Молодцы!

Сколько раз в народе отмечают приход весны? Когда? А какими словами люди звали весну?

14 марта – Евдокия Весновка – первая встреча весны. Евдокия Весновка – считается в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Во многих деревнях девушки и дети начинали “кликать весну”, влезая на крыши строений или собираясь на пригорках и выкрикивая веснянки. Правильно. 22 марта – День Сорока мучеников. Сорок сороков птиц на крыльях своих из заморских стран Весну – красну несут. Среди всех прочих птиц предпочтенье отдавалось.7 апреля благовещение

Весна – красна!
Что ты нам принесла?
Теплое солнышко…
Весна – красна!
Что ты нам принесешь?
Красное летечко…

Какой это жанр русского народного творчества?

С какими произведениями о весне вы познакомились на уроках чтения?

Поделитесь с нами какие произведения вам понравились больше всего?

1. Работа с доской. Слайд 5

– Даны слова, определите, что общего у этих слов.

1 ряд: в..сна, п..хать, гр..чи, скв..рцы
2 ряд: к..пель, цв..ты, скв..речники, тр.ва

(Слова с безударной гласной в корне, на одну тему)

– Какое задание можно предложить выполнить?

Варианты ответов: списать, поставить ударение, найти проверочное слово, проверить, подчеркнуть безударную гласную, выделить корень

– Давайте назовём алгоритм проверки безударной гласной в корне.

Алгоритм проверки. Слайд 6

1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

3. Для проверки измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

5. Обозначь орфограмму.

2. Работа в тетради

– Запишите число, классная работа. (Проверка посадки при письме, гимнастика для пальчиков)

3. Выполним работу по алгоритму

4. Проверка работы

(Дети читают и называют проверочные слова)

5. Рефлексия

Оценить, как справились с работой, (солнышко).

6. Физминутка. Слайд 7

– Протяните руки к весеннему солнышку…

7. Работа с текстом. Слайд 8

– Прочитайте. Исследуйте эту запись:

В…сной р…ка вышла из б…регов. В…да зал…ла весь луг. По р…ке поплыли б…льшие льдины. Здравствуй, в…сна!

– Что прочитали? (Текст)
– Докажите. (Несколько предложений связанных по смыслу, на одну тему)
– Тема? (Весна)
– Какие предлагаете задания?

  • вставить буквы;
  • подобрать проверочные слова;
  • озаглавить текст.

– Озаглавьте. (“Весна”, “Приход весны” и т.д.)

– Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочное слово, выделите орфограмму.

Проверка. Рефлексия. Взаимоконтроль (друг у друга).

– Что помогало правильно записать слова с пропущенными буквами? (Правило проверки)

– Хорошо справились с заданием, продолжаем дальше.

8. Словарные слова.

– Запишите слова, подумайте, что это за слова?

– Какова их особенность?

  • С людьми дружит, дом сторожит. (Собака)
  • Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
  • Столица нашей Родины… (Москва)
  • Стрекочет проворная … (Сорока)

– Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

– Откройте словарь и проверьте себя.

Самооценка (! – отлично; ? – надо еще поработать) Лесная полянка

V. Творческие работы учащихся.

– Вам было дано задание, найти и составить про безударные гласные буквы мини-газеты.

– Пожалуйста, поделитесь своими работами.

(Дети выходят к доске и защищают свою работу).

VI. Рефлексия.

– Какие задания вам понравились?
– Какие трудности испытали на уроке?
– Кому было легко и все понятно?
– Понравилось ли вам быть исследователями?
– “Я хорошо знаю…”
– “Чем я могу поделиться…”

Высказывания детей. Знатоки получают солнышки.

Оцените работу по предмету.

Самооценка (! – отлично; ? – надо еще поработать). Лесная полянка.

VII. Домашнее задание.

– Составить памятку проверки безударной гласной в корне в стихотворной форме.

Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно поставь её под ударение.