Цвет и наши ощущения

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Форма проведения: мини-лекция в дизайнерской мастерской.

Цель: сформировать у учащихся представление о неразрывной связи между цветом и ощущениями на основе искусства Джарна – Кала.

Задачи урока:

  • ознакомление учащихся с творчеством Шри Чинмоя и искусством Джарна – Кала;
  • развитие внимания, памяти, наблюдательности, мелкой моторики рук младших школьников;
  • развитие коммуникативных навыков в дизайнерском искусстве;
  • развитие интереса и воспитание уважения к изобразительному искусству;
  • раскрепощение учащихся и настрой на позитив (арттерапия).

Материалы и оборудование:

Для учителя: репродукции картин Шри Чинмоя, портрет художника.

Для учащихся: бумага белая А-4 и А-1, гуашь, кисти, губки, посуда для воды.

Музыкальный ряд: музыка написанная Шри Чинмоем.

План урока

1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. ------------------------2 мин.

2. Мини-лекция с объяснением и элементами беседы.------------------ 7 мин.

3. Практическая работа. -----------------------------------------------------16 мин.

4. Игра “Художник – Зритель”. ----------------------------------------------3 мин.

5. Подведение итогов. ---------------------------------------------------------2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока сегодня “Цвет и наши ощущения”. Мы познакомимся с творчеством известного деятеля Шри Чинмоном и его искусством. Поговорим об идеях всеобщего мира и гармонии. А так же попробуем соотнести цвет с нашими ощущениями.

2. Мини-лекция с объяснением и элементами беседы.

- 11 октября 2007 года в Нью-Йорке, в возрасте 76 лет ушёл из жизни Шри Чинмой – великий сын Индии, выдающийся гуманист, философ, писатель и поэт – провидец, композитор – песенник, художник, выдающийся атлет и замечательный человек, любимый многими людьми в самых разных уголках земного шара.

Шри Чинмой(ЧинмойКумарГнош) родился 27 августа 1931 года в небольшой деревушке Шакпура в Восточной Бенгалии.Был младшим из семерых детей.

Он получил образование в Пондишери (юг Индии). С юных лет он проявил замечательные склонности к сочинению стихов, эссе и песен, а также показал себя способным спортсменом в различных видах спорта, включая спринт и десятиборье.

Последние четыре десятилетия Шри Чинмой жил в Нью-Йорке, посвящая свою творческую и гуманистическую деятельность установлению гармонии и взаимопонимания в мире.Шри Чинмой старался вдохновить людей в разных сферах жизни на то, чтобы они раскрыли безграничный внутренний потенциал своих возможностей и были восприимчивы к высшим человеческим ценностям добра и мира.

С этой целью Шри Чинмой выступил инициатором Всемирной факельной эстафеты в олимпийском стиле “Бег Дружбы”.

- Подробнее об эстафете расскажет вам наш гость координатор международной эстафеты в Астрахани Утюшева Розалия Исхаковна (рассказывает про “Бег Дружбы” только приехали из Украины, где проходила Эстафета в этом году).

- В 1987 году Чинмой положил начало самой протяженной в истории человечества интернациональной факельной эстафете “Бег Мира Дом-Единство Шри Чинмоя”(международное название “WorldHarmonyRun”)” - это глобальная эстафета, участники которой передают из рук в руки горящий факел - символ дружбы и доброй воли. По традиции огни факелов представителей различных стран зажигаются на площади возле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Эстафета проводилась один раз в два года. С 1995 года эстафета проводится ежегодно. Протяжённость эстафеты в 1999 году составила 400 000 км. В канун 2000 года в так называемом “Беге Мира Третьего Тысячелетия” приняли участие представители 152 стран и под девизом “Мир начинается с меня” бег продолжался каждый день года. Факел Мира держали в своих руках многие видные политики и знаменитости: Мать Тереза, Михаил Горбачев, Брайан Малруни, Далай Лама, Королева Елизавета II, Карл Льюис, Пол Маккартни, Арнольд Шварценеггер и многие другие. С 2003 года эстафета проводится под названием “Всемирный Бег Гармонии”.

Мы стремимся к гармонии
Во внутренней
И во внешней жизни.
Я глубоко ценю единство
Всех людей.
Всемирный бег дружбы

Учитель:

- Жизнь Шри Чинмоя была выражением безграничного творческого потенциала. Его творческая плодотворность щедро проявлялась в сфере музыки, поэзии, живописи, литературы и спорта. Вклад Шри Чинмоя в каждую из этих областей поразителен и открывает широкие перспективы – труд жизни, представляющий собой уникальный для современности взгляд на человека и мир.

Шри Чинмой регулярно совершал поездки по всему миру, чтобы проводить концерты и лекции, встречаться с руководителями мирового и национального уровня и обсуждать с ними вопросы мировой гармонии. Концерты, лекции и выставки живописи Шри Чинмоя всегда проводились бесплатно.

Если ты хочешь, чтобы после тебя
Мир стал лучше, чем до тебя,
Тогда живи сердцем сострадания
И жизнью заботы.

Из книги Шри Чинмоя “Озаряющий жизнь спутник путешественника”, часть 1.

Шри Чинмой назвал свою живопись Джарна-Кала, что в переводе с бенгальского означает “фонтан-искусство” - искусство, которое фонтаном бьет из источника творчества. Художник нарисовал более 200 000 картин и около 16 миллионов птиц-душ. Его избранные работы экспонируются в галереях по всему миру.

Шри Чинмой начал серию графических рисунков птиц покоя в декабре 1991 года, выбрав тему птицы как распространенный символ мира и свободы.

Шри Чинмой придает цвету особое значение.

“Цвет – это нечто чарующее и пленяющее наш внешний взор.

Цвет – это нечто, озаряющее и просветляющее наше внутреннее видение”.

Художник уверен, что цветом можно излечить не только телесные недуги и болезни, но и душу. Не существует твердого правила, какой цвет для этого подходит лучше всего.Стараясь излечить себя, необходимо выбирать цвет, к которому испытываете особенное чувство. Если вы выберете цвет правильно, с этого дня ваша жизнь может стать гармоничной. Цвет, приносящий вам внутреннюю радость, становится вашим лекарством, так как внутренняя радость будет непосредственно лечить вас”.

Например, если вам нравится голубой, смотрите на него и концентрируйтесь на нем. Или старайтесь почувствовать, что он внутри вас, и вы постепенно превращаетесь в этот цвет. Вы сразу же получите радость, и эта радость снимет вашу боль и устранит все ваши недостатки.

Радость называется восторгом. Как только вы ощутите восторг, как только вы до краев наполнитесь восторгом, все проблемы исчезнут.

3. Практическая работа.

- Следовательно, мы выражаем своё внутреннее состояние и ощущения через цвет. Каждый из нас предпочитает те или иные цвета, которые являются простейшим способом выражения в данный момент.

- А сейчас вы все будите дизайнерами - целителями. Дизайнерами, потому что надо из простого белого листа сделать “необычное” чудо, а целителями..?

- Как вы думаете, почему целителями?

- Правильно, используя наиболее привлекательные цвета для вас в настоящее время, вы будите исцелять себя.

- Сегодня выполняя задание не важен оценочный фактор, законы перспективы и пространства. Важно выразить своё ощущение цвета. Работать можно кистью, поролоном и даже пальцами.

*Сначала дети работают индивидуально, количество используемых листов неограниченно, затем класс выполняет одновременно одну общую работу на ватмане.

4. Игра “Художник – зритель”.

- Давайте посмотрим на наши работы.

- Изменилось ли ваше настроение за время урока?

- Какие ощущения вызывают у вас работы одноклассников?

5. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, какова же была тема нашего урока?Что такое Джарна – Кала?

- Соответствуют ли наши работы теме?

- Вы прекрасно все поработали и получаете за это оценки отлично.Всем спасибо. Урок окончен (уборка кабинета).