Цель урока: научить соблюдать правила пожарной безопасности согласно заданному алгоритму.
Задачи урока.
Образовательные:
- познакомить с планом эвакуации при пожаре;
- рассмотреть действия, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
- научить пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации);
- научить составлять разные виды алгоритмов.
Воспитательные:
- воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.
Развивающие:
- развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации);
- развитие познавательных интересов.
Тип урока: закрепление знаний.
План урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы и целей урока.
2. Повторение изученного материала.
Ответьте на вопросы:
- Что такое пожар? (Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства)
- Какие причины пожара вы знаете? (Неосторожное обращение с огнем, шалости детей с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей и бытовых электроприборов, а также поджог. Также пожары возникают по причине курения в постели, алкогольного опьянения пострадавших)
- Какие правила пожарной безопасности в школе вы знаете? Чего нельзя делать? (Главное не паниковать! Передвигаться в горящем помещении лучше не в полный рост, пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком, т.к. дым всегда скапливается в верхней части комнаты. Нельзя: открывать окна и двери, т.к. приток свежего воздуха поддерживает горение; тушить водой электроприборы, включенные в сеть; двигаться в задымленном помещении держась за перила, они могут привести в тупик; покидать горящее помещение на лифте; прятаться от пожара.)
Если выход отрезан огнем, по возможности закройте плотно окно и дверь, промажьте хлебным мякишем щели в двери, смочите простыню, обернитесь в мокрую простыню с головой. Дышать рекомендуется через смоченную и сложенную вчетверо марлю или майку. Так ожидайте помощи пожарных.
- Существует ли четкий алгоритм (план) действий во время пожара? (План есть, но не всегда его можно четко, пошагово соблюдать, так как обычно у людей возникает паника и страх)
- Что такое алгоритм? Можно ли план эвакуации назвать алгоритмом? Почему? (Алгоритм – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. План эвакуации можно назвать алгоритмом, потому что он является алгоритмом эвакуации из помещения. Если следовать четко плану, то это проведет к решению проблемы)
Учитель: Посмотрите пожалуйста на рисунок и расскажите как правильно эвакуироваться в случае пожара?
Ответы учеников.
Учитель: Являются ли ваши ответы алгоритмом действий? В какой форме они представлены?
Ответы учеников:
Учитель: Молодцы. Да, являются и представлены в словесной форме.
Учитель: А к какому виду алгоритмов они относятся?
Ответы учеников.
Учитель: Чьи-то ответы были представлены как линейный алгоритм, но были разветвляющиеся и циклические.
Учитель: Как вы думаете, в какой еще форме можно представить эти алгоритмы?
Ответы учеников.
Учитель: Молодцы. Мы можем представить алгоритмы в графической форме, с помощью блок-схем. Давайте вспомним основные фигуры блок-схем и их назначение.
Ответы учеников.
3. Закрепление полученных знаний
Класс делится на три группы, каждой из которых предложен слой план действий при пожаре в помещении (Приложение 1). Всем группам выдается ватман и маркеры. После выполнения работы, по одному ученику из каждой группы объясняют принцип работы алгоритма.
Учитель: Каждой группе нужно составить блок-схему по заданному алгоритму. Первой группе в виде линейного алгоритма, второй - разветвляющегося алгоритма, третьей – циклического алгоритма.
Работа в группах, выступление учеников.
4. Домашнее задание
Составить блок-схемы по ликвидации пожара в квартире.
5. Подведение итогов
Ответы на вопросы учеников, выставление оценок за урок.