Зима! Как много в этом звуке….
Перефразируя известную фразу из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина хочется отметить многозначительный смысл этого времени года для нас, работников дошкольных учреждений. Это замечательное, волшебное время для наших воспитанников! Правда, наши погодные условия вносят некоторые коррективы в привычный уклад нашей жизни, но в остальном…
Именно зимой проходят самые волшебные праздники, происходят чудеса, много различных, ни с чем несравнимых развлечений!
Именно зимним праздникам и развлечениям посвящен сегодняшний семинар, их планированию, организации и проведению.
В нашем дошкольном учреждении всегда проходило большое количество праздников и развлечений. Многие из них стали традиционными. Наши педагоги стараются придать им яркий, своеобразный характер.
В процессе перехода к введению ФГТ в воспитательно-образовательный процесс, мы стараемся традиции ДОУ, сложившиеся годами, не растерять и в то же время придти к новому периоду с современными технологиями.
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.
Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) является следующее:
«Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».
Исходя из анализа требований ФГТ, возникла необходимость строить образовательный процесс МДОУ на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.
Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: игры-путешествия, экспериментирования, познавательная деятельность, наблюдения, экскурсии, выставки и др.
В своей работе мы и раньше использовали такой вид деятельности с детьми как тематические недели. У нас проходили Книжкина неделя, организованная совместно с детской библиотекой,
Неделя игр и игрушек.
Заключительные мероприятия тематических недель тоже могут носить различные формы:
- реализация проекта;
- праздники, развлечения;
- выставки;
- экскурсии;
- сюжетно-ролевые игры.
- оформление различных видов альбомов
Наше дошкольное учреждение осуществляло свою деятельность на основе Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой). Аналогом этой программы стала примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (рук.авторского коллектива Н.Е.Веракса).
В ходе работы по составлению комплексно-тематического плана мы учитывали видовую принадлежность МДОУ, направления в работе, методическую тему, над которой работает наш коллектив и другие нюансы, присущие только нашему детскому саду.
Волшебный Новый Год и чудесное Рождество, шумные проводы зимы – череда праздничных дат не только вносит в нашу жизнь красочность, торжественность, разнообразие, но и занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста.
Праздники – неотъемлемая часть жизни каждого детского сада. Образовательный потенциал проводимых праздников в детском саду очень велик. Ребенок получает возможность приобщиться к культуре, развить творческое мышление, проявить способности, расширить свой кругозор, самореализоваться в творческой деятельности, культуре общения и поведения.
Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.
При проведении досуга мы стремимся к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, неподдельной радости, к созданию такой обстановки, в которой дети выполняли бы задания с удовольствием.
Вызывая радостные эмоции, досуги и развлечения одновременно закрепляют знания детей в разных областях, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительному отношению к проявлению доброты, осуждению грубости, эгоизма, равнодушия.
Как правило, дошкольные работники праздник в детском саду чаще всего ассоциируют с деятельностью музыкального руководителя. Он составляет сценарий, связанный в основном, с определенной датой календаря, подбирает музыкальный репертуар, отвечает за подготовку всего праздника. Не умаляя действительно большую роль музыкального руководителя, хочется отметить, какие возможности для развития познавательной деятельности, творческих способностей детей и взрослых представляют праздники и развлечения в нашем дошкольном учреждении.
Отказаться от таких ярких, богатых впечатлениями дней в жизни детей никому и в голову не приходит, но, тем не менее, вокруг проблемы подготовки и проведения праздников и развлечений по-прежнему идет много споров.
Умело, продуманно и тщательно организовать праздник, наполнить его необходимым для развития ребенка содержанием – задача умного, любящего детей педагога.
И именно зимний период наиболее благоприятен для создания праздничного развлекательного мероприятия. Почему?
Утреннее время в детском саду наиболее занятое – познавательная деятельность, прогулки, наблюдения, игры – все это довольно плотно занимает наше время и время дошкольников. А вот вечер… Вечера довольно длинные, больше времени проводится в помещении. Вот именно это время можно посвятить организации праздничных мероприятий.
Зимние мероприятия хороши не только тем, что позволяют малышам развивать свою память и музыкальный слух, но и не прерывают их двигательную активность, ведь зимой они проводят гораздо меньше времени в движении на свежем воздухе. Поэтому на зимних вечерах в саду и при подготовке к ним малыши много двигаются, выступают в сценках и участвуют в активных играх и конкурсах. Кроме того, ребята радуются, а что может быть полезнее хорошего настроения?
Взяв за основу методические рекомендации, проанализировав большое количество статей, основываясь на собственном опыте, учитывая опыт практических педагогов, мы подошли к модели воспитательно-образовательного процесса, который обязательно подводит педагогов, детей и их родителей к совместному радостному празднику.
Организация воспитательно-образовательного процесса по реализации итогового мероприятия – праздника (развлечения):
1. Определение темы недели
2. Определение содержания познавательной
деятельности детей по образовательным областям.
3. Подбор художественной литературы,
поэтического и музыкального материала, речевое
творчество.
4. Работа с родителями (консультирование, помощь в
организации, участие).
5. Художественное творчество (подготовка
костюмов, изготовление оборудования,
поздравительных открыток, оформление
интерьера группы, зала, участков).
6. Музыкальная и театральная деятельность.
7. Разработка сценария праздника (основу
сценария выполняет музыкальный руководитель,
сам сценарий все участники процесса имеют
право дополнять и изменять).
8. Праздник – итог совместной деятельности,
объединенной главной темой.
9. Оценка праздника детьми и взрослыми.
10. Совместное обсуждение результатов праздника.
Самый красивый и волшебный праздник зимы это конечно Новый год. Он проходит во всех возрастных группах. Этот праздник результат работы детей, педагогов, родителей. Взрослые стараются создать для ребенка сказку. Создание сценария, распределение ролей, изготовление костюмов все это лишь видимая часть работы.
Готовясь к нему, дети осваивают темы «Зимующие птицы», «Животные наших лесов», «Зимняя прогулка», «Осторожные сказки». Дошкольники познают правила поведения на улице, в помещении, знакомятся с повадками птиц и животных в зимнее время, учат стихи, знакомятся пословицами и поговорками, узнают приметы зимы, что очень помогает им в подготовке к утреннику.
Подготовка к елке занимает немало времени, поэтому предшествующие празднику плановые развлечения, в основном, бывают простыми по своей организации: дети смотрят диафильмы, мультипликационные фильмы. Очень любят смотреть специальные программы экологического направления из цикла «Ребятам о зверятах».
Вариантами итоговых мероприятий недели могут стать следующие развлечения и досуги:
- Кукольный театр
- Развлечение
- Игра-инсценировка
- Спортивные развлечения
Спортивные развлечения и досуги педагоги, если позволяют погодные условия проводят на улице, используя для этого постройки из снега, оформление зимних участков, традиционные игры с шайбой, клюшкой, лыжами и санками.
В группах детей старшего дошкольного возраста реализуется проект «В лесу родилась елочка…», в ходе которого педагоги стараются привить знания об охране окружающей среды, учат изготавливать елочные украшения. Дети учат стихи, инсценируют знакомые произведения. В рамках проекта проходит конкурс елочек, изготовленных детьми и их родителями из бросового материала «Елочка, интересная иголочка». Награждение победителей и участников происходит на Новогоднем празднике.
Перед новогодним праздником с детьми проводилась большая предварительная работа: готовились театрализованные сценки, игры-драматизации. С исполнителями ролей работа осуществлялась индивидуально или подгруппами. В активную подготовку, в разучивание ролей включаем и других детей группы. Этим мы обеспечиваем постановку на новогоднем празднике задуманного сценария и расширяем круг ответственных участников. Поэтому, после праздника, после новогодних каникул мы проводим детский концерт, предоставив возможность выступить всем желающим.
Январь, по календарю и по нашим замыслам, является месяцем волшебства и чудес. Именно в этом месяце проходят такие праздник как «Рождество», «Святки», «Крещение», которые издревле считались наиболее почитаемые на Руси. Чтобы не затрагивать ни чьих религиозных убеждений и в то же время познакомить дошкольников с обычаями и традициями русского народа первую рабочую неделю этого месяца мы решили посвятить русским традициям, народной сказке. В ходе реализации плана работы решаются задачи по всем образовательным областям.
Для детей младшего и среднего возраста проводятся развлечения, посвященные зиме, любимым игрушкам, русским народным сказкам, играм.
Вариантом итогового мероприятия недели «Зимние посиделки» стало развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Зимние именины». В ходе его подготовки вне организованной образовательной деятельности мы беседовали с детьми
- О зимних праздниках, об особенностях зимних месяцев, о приметах, о народных играх, о русских сказках, о народных промыслах и игрушках и др. решая задачи образовательных областей познание, коммуникация, социализация)
- Делали атрибуты, изучали литературу для проведения с/р игр – образовательные области познание, социализация, художественная литература.
- решали с детьми педагогические ситуации
- Играли с детьми в народные игры, организовывали деятельность на прогулке так, чтобы дети могли покататься с горки на санках, лыжах.
- Дидактические игры подобраны с учетом темы недели : «Зимние приметы», «Угадай по голосу», «Придумай слово» и др.
- Проводили в вечернее время мини-развлечения, конкурсы и забавы: На лучшую снежинку, На лучшее прочтение стихотворения о зиме.
- Читали сказки, играли в игры по их сюжетам.
- Для родителей подготовлены и проведены консультации «Имя в устах ребенка и взрослого». «Семья и семейные традиции», «Народные традиции в воспитание дошкольников». Мы планируем данное развлечение провести в ближайшее время и для родителей, привлекая их к активному участию в подготовке и участию.
Надеемся, что и этот досуг станет интересным и традиционным.
В этот период времени мы приглашаем артистов театра «Зазеркалье», с которым сотрудничаем уже долгое время. Дети с удовольствием смотрят их веселые, поучительные спектакли «Золотой цыпленок», «Три поросенка».
Оздоровительные досуги «Веселые старты», «Зимние забавы», «В гости к Снеговику» организовываются во всех группах не только в помещении д/с, но и на свежем воздухе.Ребята с удовольствием играют со Снеговиком, катаются на санках, участвуют в веселых аттракционах, конкурсах.
Самое главное, что в наших соревнованиях всегда побеждает дружба!
Но наиболее интересным и запоминающимся мероприятием этого месяца является спортивный праздник для старшей и подготовительной групп «Зимний Ералаш», в ходе которого дети получают бурю эмоций. В процессе подготовки они готовят украшения для зала (либо, если позволяют погодные условия спортивный участок), вместе с воспитателем придумывают эмблемы, заучивают девизы.
Этот праздник является своеобразной формой показа достижений детей в различных видах движений, в проявлении таких качеств, как ловкость, быстрота, ориентировка в пространстве, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели. Во время подготовки к празднику дети учатся заботиться о своем здоровье, получают необходимые знания о значении двигательной активности в жизни человека, об использовании физических упражнений для укрепления своих органов, повышают эрудицию, у них развивается логическое мышление, чувство ответственности и коллективизма.
Изменчивый месяц февраль –
Он любит весну, и зимы ему жаль.
Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,
А в полдень он яркие слёзы роняет.
Февраль – последний месяц зимы. Для нашего детского сада это особый месяц это месяц нашего рождения! Мы его празднуем каждый раз по-разному, но всегда с особой теплотой и любовью: дети знакомятся с его историей, с людьми, работающими в саду, с профессиями, которые необходимы для правильного развития дошкольников. Малыши готовят подарки, взрослые составляют праздничные программы и пекут пироги – все как в обычной большой семье! Это помогает сформировать у детей представление о себе, как об активном члене коллектива, стать активными участниками жизни детского сада. В данный отрезок времени мы планируем реализовать проект для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад – дом любимый для ребят» Эту неделю завершает праздник «С Днем рождения, Детский сад!».
Еще один не маловажный праздник отмечают у нас в детском саду – это «День защитника отчества!». Знания, получаемые в процессе подготовки к празднику, помогают дошкольникам разобраться в родах войск Армии. Дети узнают о Великой Отечественной войне, ее героях. Мы постараемся привлечь к работе родителей, особенно пап, которые так же внесли свою лепту в организацию обороны страны уже в мирное время и могут много поучительного рассказать для наших детей.
Тематическая неделя «Что было до….», завершающая февраль, позволит дошкольникам получить элементарные знания из истории родного края через реконструкцию образа жизни людей прошлого. Мы планируем разработать с детьми и внедрить Проект «История вещей», который будет носить исследовательский характер и позволит детям лучше познать происхождения знакомых предметов. Так же, с помощью данного проекта мы надеемся активизировать деятельность родителей в познавательном развитии своего ребенка.
Развлечение «Масленица» станет итоговым событием недели, ярким, незабываемым в жизни семьи и детского сада.
Составляя план праздничных мероприятий на зимний период, мы не должны забывать, что праздник — день радости. Планируя его проведение, составляя сценарии, мы должны помнить о том, что этот день является своего рода отчетом работы за определенный временной отрезок. Для ребенка это день особый, выделяющийся своей необычностью, торжественностью. Это долгожданный день, когда, наконец, ожидание радости превращается в реальную возможность повеселиться самому и доставить удовольствие другим. В этом одна из главных задач досугового мероприятия.