В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать полноценное восприятие художественного произведения на уровне главной мысли.
  • Учить пользоваться основными видами чтения: ознакомительными, поисковым, изучающим.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Воспитывать в себе положительные черты характера, не быть хвастливым, быть скромным

Материал: стр. 84-93 учебника Л.А.Ефросининой, тетрадь по литературному чтению на печатной основе стр.61

Оборудование:

  • Портрет Всеволода Михайловича Гаршина
  • Выставка книг В.М.Гаршина
  • Иллюстрация «Болото», «Лягушка в болоте», «Утки на болоте»
  • Маски лягушат для проведения физкульт минутки
  • МР3 «Танец маленьких утят»
  • МР3 Спокойная мелодия «Проба пера»
  • Цветные карандаши

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Урок литературного чтения

2. Сообщение темы урока

– Сегодня продолжим работать над произведениями Всеволода Михайловича Гаршина.

3. Проверим домашнее задание

Опрос:

– Что было задано на дом? («Сказание о гордом Агее»)
– Кто автор этого произведения?
– Что такое сказание (легенда)? (Это художественное произведение, в котором повествуется об исторических, религиозных и бытовых событиях)
– На какое произведение похожа легенда? (Фантастическую сказку)
Дифференцированный подход при проверке домашнего задания
– Какие бывают сказания? (Сказания бывают народные и авторские)
– Подготовь план, по которому расскажешь о приключениях Агея.
(Средний ряд:  Листочки)
– Какие слова из Святого Писания вызвали гнев Агея? (Тетрадь на печатной основе) («Богатые обнищают, а нищие обогатеют»)
– Прочитать описание Агея – 3 ряд.
– Прочитать «Встречу с пастухом» – 1 ряд
– Как был наказан Агей? (Задание в тетради  на печатной основе)
– Кто скажет своими словами?
– Каким был Агей?
– Каким стал Агей  (Вопрос № 4 в тетради)
– Кто помог Агею? К кому он пошёл? («И пошёл он на светлый божий мир, к людям»)
– Кто подробнее расскажет об этом? (Рассказывает вызванный к доске ученик)
У нас сегодня гостья. А кто это угадайте:

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка
Кто же это? (Лягушка)

– Кто подготовил доклады , рефераты о лягушках? Поднимите руки.
– Кто хочет рассказать что узнал о лягушках? (Ответы учащихся)

Дети читают свои рефераты о лягушках. Доклады помещаются на доску, как справочная литература.

– В каких сказках встречалась лягушка? 

Ответы учащихся:

  • Дюймовочка
  • Теремок
  • Царевна-лягушка
  • Дождевой гриб
  • Две лягушки

 4.  Работа со сказкой В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

а) Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

– Понравилась сказка?
– О ком в ней рассказывается? (В ней рассказывается о животных)
– Кто главное действующее лицо сказки?
– В какие края решила лететь лягушка?
– Почему ей не удалось это исполнить?

5. Физкульминутка

(Две девочки в костюмах лягушек проводят физминутку)

На болоте две лягушки
Две весёлые подружки
Утром рано умывались
Полотенцем растирались
Ручками хлопали
Ножками топали
Вправо, влево наклонились
И за парты возвратились.

6. Аналитическое чтение по смысловым частям. Дифференцированный подход при анализе произведения

(Ряд у окна)

– Найдём и прочитаем где жила и сидела лягушка?
– Как понимаете слова: «Она может уронить своё лягушечье достоинство»? (Она была воспитана, умная, уважала себя, была высокого мнения о себе, любила, была довольна собой)

(Ряд у двери) 

– Найдём и прочитаем, как описывается прилёт уток на то болото где жила лягушка?

(Ряд у окна)

– Прочитаем разговор утки и лягушки молча. Подготовимся к чтению в лицах.
– Чтение вслух разговора утки и лягушки:

Автор –
Лягушка –
Утка –
Утки –

– Найдите и прочитайте, как несли утки лягушку стр. 94-95
– Что говорили утки, которые летели вслед за передней парой? (Кричали и хвалили лягушку) «Удивительно умная голова наша лягушка»
– Что привело уток в восторг? (Ум лягушки привёл уток в восторг)
– Что думала лягушка  про себя? («Вот как я превосходно придумала»)
– Как озаглавим Iчасть сказки? (Лягушка решила лететь с утками)
– Что хотела сделать лягушка в ответ на похвалу? (Она хотела поблагодарить уток)
– Сколько времени несли утки лягушку до первой передышки? (Она болталась таким образом целый день)
– Прочитайте, когда лягушке было страшно? Стр. 96 внизу.

7.  Физкультминутка

«Танец маленьких утят»

– Как прицепилась лягушка после отдыха?
– Зачем она так прицепилась?
– Прочитайте где летели утки после отдыха?
– Почему лягушке хотелось лететь поближе к земле? (Ей хотелось показать себя и послушать, что о ней говорят)
– Какое желание растёт в лягушке? (Желание прославиться)
– Чтение по ролям «диалога» лягушки и людей. (При чтении передайте восхищение людей необычным путешествием лягушки. Покажите изобретательную, хвастливую лягушку. Выберите нужный тон и темп чтения)
– Что значит «полетела вверх тормашками»? (Пузом вверх, а спиной и головой вниз)
– Прочитаем конец сказки.
– Какая черта характера чётко прослеживается в конце сказки? (Хвастаство)

8. Анализ образа лягушки

– Какими качествами наделена лягушка? (Умная, сообразительная, любознательная, изобретательная, но хвастливая, нескромная, фантазёрка, прекрасная рассказчица)
– Какой она считает себя? (Воспитанной, умной, лучше всех)
– Как вы думаете, как автор относится к лягушке? (Он говорит о лягушке с иронией, смеётся над ней)
– Какие человеческие качества автор высмеивает в образе лягушки? (Хвастаство)
(Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хваставства и нескромности)
– Какой порок людей иносказательно осудил автор в образе лягушки? (Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых)
– Как вы относитесь к лягушке?  (Нравится.)
– Чем? (Умная, сообразительная, воспитанная)

9. Работа в тетради по литературному чтению на печатной основе (cтр. 61-62)

Задание 1.

– Какие слова говорят о воспитанности и уме лягушки? Подчеркните.

Задание 2.

Задание 3.

– Какие слова передают ироническое отношение к лягушке? (Шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)

Задание 4.

Проба пера (Под музыку)
Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов.

10. Домашнее задание: (дифференцированный подход к заданию на дом)

а) Подготовить выразительное чтение последней части (Ряд у окна)
I часть – II часть (3 ряд – пересказ)
б) Пересказать подробно сказку от имени лягушки (Средний ряд)
в) Работать в тетради
г) Слабочитающим – прочитать сказку и ответить на вопросы, хорошо читающим – пересказать сказку.

11. Итог урока:

– Какую сказку читали?
– Чему учит нас эта сказка? (Не хвастаться)
– Как вы относитесь к лягушке?