Цели урока:
- Формировать полноценное восприятие художественного произведения на уровне главной мысли.
- Учить пользоваться основными видами чтения: ознакомительными, поисковым, изучающим.
- Развивать навыки выразительного чтения.
- Воспитывать в себе положительные черты характера, не быть хвастливым, быть скромным
Материал: стр. 84-93 учебника Л.А.Ефросининой, тетрадь по литературному чтению на печатной основе стр.61
Оборудование:
- Портрет Всеволода Михайловича Гаршина
- Выставка книг В.М.Гаршина
- Иллюстрация «Болото», «Лягушка в болоте», «Утки на болоте»
- Маски лягушат для проведения физкульт минутки
- МР3 «Танец маленьких утят»
- МР3 Спокойная мелодия «Проба пера»
- Цветные карандаши
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Урок литературного чтения
2. Сообщение темы урока
– Сегодня продолжим работать над произведениями Всеволода Михайловича Гаршина.
3. Проверим домашнее задание
Опрос:
– Что было задано на дом? («Сказание о гордом
Агее»)
– Кто автор этого произведения?
– Что такое сказание (легенда)? (Это
художественное произведение, в котором
повествуется об исторических, религиозных и
бытовых событиях)
– На какое произведение похожа легенда? (Фантастическую
сказку)
Дифференцированный подход при проверке
домашнего задания
– Какие бывают сказания? (Сказания бывают
народные и авторские)
– Подготовь план, по которому расскажешь о
приключениях Агея.
(Средний ряд: Листочки)
– Какие слова из Святого Писания вызвали гнев
Агея? (Тетрадь на печатной основе) («Богатые
обнищают, а нищие обогатеют»)
– Прочитать описание Агея – 3 ряд.
– Прочитать «Встречу с пастухом» – 1 ряд
– Как был наказан Агей? (Задание в тетради на
печатной основе)
– Кто скажет своими словами?
– Каким был Агей?
– Каким стал Агей (Вопрос № 4 в тетради)
– Кто помог Агею? К кому он пошёл? («И пошёл он
на светлый божий мир, к людям»)
– Кто подробнее расскажет об этом? (Рассказывает
вызванный к доске ученик)
У нас сегодня гостья. А кто это угадайте:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка
Кто же это? (Лягушка)
– Кто подготовил доклады , рефераты о лягушках?
Поднимите руки.
– Кто хочет рассказать что узнал о лягушках?
(Ответы учащихся)
Дети читают свои рефераты о лягушках. Доклады помещаются на доску, как справочная литература.
– В каких сказках встречалась лягушка?
Ответы учащихся:
- Дюймовочка
- Теремок
- Царевна-лягушка
- Дождевой гриб
- Две лягушки
4. Работа со сказкой В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
а) Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.
– Понравилась сказка?
– О ком в ней рассказывается? (В ней
рассказывается о животных)
– Кто главное действующее лицо сказки?
– В какие края решила лететь лягушка?
– Почему ей не удалось это исполнить?
5. Физкульминутка
(Две девочки в костюмах лягушек проводят физминутку)
На болоте две лягушки
Две весёлые подружки
Утром рано умывались
Полотенцем растирались
Ручками хлопали
Ножками топали
Вправо, влево наклонились
И за парты возвратились.
6. Аналитическое чтение по смысловым частям. Дифференцированный подход при анализе произведения
(Ряд у окна)
– Найдём и прочитаем где жила и сидела лягушка?
– Как понимаете слова: «Она может уронить своё
лягушечье достоинство»? (Она была воспитана,
умная, уважала себя, была высокого мнения о себе,
любила, была довольна собой)
(Ряд у двери)
– Найдём и прочитаем, как описывается прилёт уток на то болото где жила лягушка?
(Ряд у окна)
– Прочитаем разговор утки и лягушки молча.
Подготовимся к чтению в лицах.
– Чтение вслух разговора утки и лягушки:
Автор –
Лягушка –
Утка –
Утки –
– Найдите и прочитайте, как несли утки лягушку
стр. 94-95
– Что говорили утки, которые летели вслед за
передней парой? (Кричали и хвалили лягушку)
«Удивительно умная голова наша лягушка»
– Что привело уток в восторг? (Ум лягушки
привёл уток в восторг)
– Что думала лягушка про себя? («Вот как я
превосходно придумала»)
– Как озаглавим Iчасть сказки? (Лягушка решила
лететь с утками)
– Что хотела сделать лягушка в ответ на похвалу? (Она
хотела поблагодарить уток)
– Сколько времени несли утки лягушку до первой
передышки? (Она болталась таким образом целый
день)
– Прочитайте, когда лягушке было страшно? Стр. 96
внизу.
7. Физкультминутка
«Танец маленьких утят»
– Как прицепилась лягушка после отдыха?
– Зачем она так прицепилась?
– Прочитайте где летели утки после отдыха?
– Почему лягушке хотелось лететь поближе к
земле? (Ей хотелось показать себя и послушать,
что о ней говорят)
– Какое желание растёт в лягушке? (Желание
прославиться)
– Чтение по ролям «диалога» лягушки и людей. (При
чтении передайте восхищение людей необычным
путешествием лягушки. Покажите изобретательную,
хвастливую лягушку. Выберите нужный тон и темп
чтения)
– Что значит «полетела вверх тормашками»? (Пузом
вверх, а спиной и головой вниз)
– Прочитаем конец сказки.
– Какая черта характера чётко прослеживается в
конце сказки? (Хвастаство)
8. Анализ образа лягушки
– Какими качествами наделена лягушка? (Умная,
сообразительная, любознательная,
изобретательная, но хвастливая, нескромная,
фантазёрка, прекрасная рассказчица)
– Какой она считает себя? (Воспитанной, умной,
лучше всех)
– Как вы думаете, как автор относится к лягушке? (Он
говорит о лягушке с иронией, смеётся над
ней)
– Какие человеческие качества автор высмеивает
в образе лягушки? (Хвастаство)
(Образ лягушки из сказки Гаршина – это
аллегория хваставства и нескромности)
– Какой порок людей иносказательно осудил автор
в образе лягушки? (Рассказывая о поведении
лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях
умных, но хвастливых)
– Как вы относитесь к лягушке? (Нравится.)
– Чем? (Умная, сообразительная, воспитанная)
9. Работа в тетради по литературному чтению на печатной основе (cтр. 61-62)
Задание 1.
– Какие слова говорят о воспитанности и уме лягушки? Подчеркните.
Задание 2.
Задание 3.
– Какие слова передают ироническое отношение к лягушке? (Шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)
Задание 4.
Проба пера (Под музыку)
Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов.
10. Домашнее задание: (дифференцированный подход к заданию на дом)
а) Подготовить выразительное чтение последней
части (Ряд у окна)
I часть – II часть (3 ряд – пересказ)
б) Пересказать подробно сказку от имени лягушки
(Средний ряд)
в) Работать в тетради
г) Слабочитающим – прочитать сказку и ответить
на вопросы, хорошо читающим – пересказать
сказку.
11. Итог урока:
– Какую сказку читали?
– Чему учит нас эта сказка? (Не хвастаться)
– Как вы относитесь к лягушке?