Тип: Урок закрепления знаний в форме сказочного путешествия
Цель: отработка вычислительных навыков учащихся в пределах первого десятка
Задачи:
Образовательные
- закреплять знание состава чисел первого десятка, вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 10 при решении примеров и простых задач, используя деятельностный подход и компьютерную грамотность учащихся;
- применить полученные знания в построении модели самолета;
Развивающие
- развивать логическое мышление, умение применять полученные знания в новых нестандартных условиях;
- развивать речь учащихся, используя математическую терминологию;
- развивать пространственные представления учащихся при выполнении графического диктанта и построении модели самолёта;
Воспитательные
- воспитывать любовь и интерес к предмету на основе положительной мотивации к обучению;
Метапредметные
- осуществлять внутрипредметные связи различных разделов математики (арифметики и геометрии) и междисциплинарные связи различных предметов (математики + информатики + технологии (техническое моделирование и работа с бумагой) + литературы (жанр сказки) + музыки + изобразительного искусства + окружающего мира) при решении образовательных задач;
Здоровьесберегающие
- избегать утомляемости и перегрузки учащихся, используя занимательные формы изложения материала, смену различных заданий и физкультминутки.
Оборудование и материалы к уроку:
- индивидуальные компьютеры для учащихся, программа Мат-Рёшка;
- пособие «Математические кораблики» или абаки для каждого ученика;
- главные герои математической сказки: девочка Точка, друзья Треугольники и разбойница Резинка;
- демонстрационные счётные домики;
- числовые бусы;
- алгоритм-инструкция построения модели самолёта и образцы готовых самолётиков из цветной бумаги;
- задачи маленьких утят (в конверте);
- «Электронная машина» для класса и индивидуальные карточки учащихся (3 варианта);
- треугольные кирпичики двухцветные;
- музыкальное сопровождение к героям математической сказки и физкультминуткам: «Вальс» из сказки «Ёлка» В. Ребикова, «Танец маленьких утят» музыка Т. Вернера, слова Ю. Энтина; песня «Голубой вагон», музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского;
- числовые и логические раскраски 2-х вариантов: 1 вариант – парусники, 2 вариант – домик, поощрительный приз – «Числовые раскраски» (посчитай и раскрась), фломастеры.
Ход урока
Первый этап. Организационный (сообщение темы и цели урока).
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие с героями нашей математической сказки – Девочкой Точкой, разбойницей Резинкой и друзьями Треугольниками. Вместе с ними мы будем преодолевать трудности, и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. А помогут нам наши знания, которые нам придётся применять в новых условиях. Итак, урок продолжается, сказка начинается! (Фоновое звучание – на фортепиано исполняется «Вальс» из сказки «Ёлка» В. Ребикова).
Основной этап. Актуализация опорных знаний на основном этапе урока.
Устный счёт.
Учитель: Девочка Точка идёт к городу Треугольников и видит, что в городе происходят беспорядки, кто-то портит дома, стирает все углы. Друзьям-Треугольникам приходится строить новые дома. Девочка поспешила на стройку. Дома строят из кирпичей двух цветов. В каждой коробке 8 кирпичей. Как по-разному укомплектованы коробки?
Повторение состава числа 8 индивидуально, в группах и фронтально на ПК (программа Мат-рёшка. Если нет ПК, то повторение идёт на абаках или двухцветных кругах.
8 – это 4 и 4, 5 и 3, 6 и 2, 7 и 1. Почему не может быть 8 и 0?
Учитель: Из этих же кирпичей был построен и дом №10. Пришло время его заселять. На каждом этаже только 2 квартиры, в которых живут всего 10 жильцов. Напишите возможные варианты. Как заселились жители? (Самостоятельная работа учащихся в группах и индивидуально)
Ответы: 10 – это 5 и 5, 4 и 6, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1
Карточка-помощник: Дополнить до 10 следующие числа:
3 | 5 | 1 | 4 | 2 | 7 | 9 | 6 | 8 |
Учитель: Жильцы заселились и позвали девочку Точку на новоселье. В подарок хозяйке дома она принесла разноцветные бусы. Эти бусы не простые, это бусы числовые. Однако кто-то стёр знаки в примерах. Надо исправить бусы!
– Из разных цифр собрали бусы. А в тех кружках, где чисел нет, расставьте минусы и плюсы, чтоб данный получить ответ. [1]
Примеры на бусах: 5…2 = 7 7…4 = 3
– Девочка Точка и друзья Треугольники поняли, что им вредит и всё стирает разбойница Резинка. Её надо поймать! Выбежали они из дома и пустились в погоню. Смотрят, в пруду маленькие утята плавают, решили спросить, куда побежала Резинка.
– Мы вам скажем, но сначала решите наши задачи, – ответили утята.
Задачи маленьких утят
-
Вот однажды утка-мать привела утят купать.
Все утята как комочки – 3 сынка, 4 дочки.
Сколько маленьких утят искупала утка-мать? (3+4=7) -
Сколько маленьких утят плавать и нырять хотят?
6 – уплыли далеко, 3 – нырнули глубоко.
Сколько их всего в пруду? Сосчитать не могу. (6 +3=9)
Физкультминутка проходит в фортепианном сопровождении: звучит «Танец маленьких утят»
Учитель: Мы считали и устали, а теперь все дружно встали.
Для точки и для всех ребят есть «Танец маленьких утят».
Учащиеся под музыку делают физические упражнения и подпевают.
На танцующих утят быть похожими хотят,
Быть похожими хотят не зря, не зря.
Можно хвостик отряхнуть и пуститься в дальний путь.
И пуститься в дальний путь, крича "кря-кря".
И природа хороша, и погода хороша,
Нет, не зря поет душа, не зря, не зря.
Даже толстый бегемот, неуклюжий бегемот
От утят не отстает, кряхтит "кря-кря".
Учитель: Утята сказали, что разбойница Резинка побежала на станцию. А сколько километров до этой станции? Утята дали Точке числовой клубок, а нам счётную машинку «Электроника».
Числовой клубок. Вызывается один ученик.
Учитель: Посмотри внимательно, найдёшь здесь числа обязательно. Расставь их в порядке убывания: 9 3 5 7 4 6 8
Ответ учащегося: 9,8,7,6,5,4,3!
Электроника. Решив электронную машину, узнаем, сколько километров до станции.
6+4-3+2-4+3-6+4-3=3км (задание всем учащимся)
Работа учащихся по индивидуальным карточкам:
Индивидуальные карточки:
1) 10-3+2-3-4+6-5=3 (км)
2) 9- 5+3+3-5-2=3 (км)
3) 7+2+1-6+5-6=3 (км)
Учитель: Если все решали верно, у всех ответ: 3!Оказалось станция расположена всего в трёх шагах, вернее в 3 км от домика Треугольников. Точка побежала туда. А там… Все вагоны отцеплены и перепутаны, сцепления стёрты. Ни один поезд не может сдвинуться с места! Надо составить поезд.
Самостоятельная работа. «Круговые примеры»
Учитель: Вот примеры непростые, здесь примеры круговые! Их скорее решите и поезд соберите!
DVD Просмотр фрагмента мультфильма «Весёлые паровозики из Чагингтона» (1 минута)
Примеры на вагонах: 1 в. 8-3 9-6 5+4 6-2 3+3; 2 в. 4+3 5+3 7-2 2+2 8-6
Физкультминутка «Поезд» проходит в фортепианном сопровождении: звучит песня «Голубой вагон».
Учитель: Мы считали и устали, а теперь все дружно встали.
Учащиеся под музыку делают физические упражнения.
Учитель: Пока примеры мы решали, пока мы поезд составляли, Резинка нас не стала ждать! Резинка спряталась опять! Куда она убежала? На чём? Поскольку мы в городе Треугольников, надо решить треугольное задание: закрасить все треугольники разноцветными карандашами.
Геометрический материал «Треугольные раскраски» [2]
1 вариант: Если закрасите все треугольники, узнаете, на чём убежала Резинка
2 вариант: Если закрасите все треугольники, узнаете, где она спряталась.
CD – звучит музыка песни «Ужасно интересно всё то, что неизвестно…» из м/фильма «38 попугаев»
Результат работы учащихся: 1 вариант: – парусник, 2 вариант – домик
Применение полученных знаний в новых нестандартных условиях
Учитель: Резинка на паруснике уплыла и спряталась в домике. Давайте построим самолёт и постараемся её догнать! Чтоб отправиться в полёт, нужно строить самолёт. Пойдём путём логическим, решим диктант математический. Самолёт сможем построить, если правильно решим математический диктант. (2 ученика работают на индивидуальных досках)
Математический диктант
- чему равна сумма 3 и 3
- увеличить 5 на 5
- на сколько 5 больше 2
- уменьшить 3 на 2
- найти разность 4 и 2
- на сколько 4 меньше, чем 5
- первое слагаемое 2 и второе слагаемое 2. Чему равна сумма?
- запишите число, которое на 1 меньше, чем 3
- уменьшаемое 4, вычитаемое 3
- я задумала число, прибавила 3 и получила 5. Какое число было задумано?
Ответы математического диктанта: 6, 10, 3, 1, 2, 1, ,4 ,2, 1, 2
Учитель:Это числа непростые, это точки основные для модели самолёта и отважного полёта. Построим чудо-самолёт и отправимся в полёт!
Техническое моделирование
Порядок построения модели самолёта
- 6 клеток вниз
- 10 клеток вправо
- 3 клетки вверх
- 1 клетка влево
- 2 клетки вниз
- 1 клетка влево
- 4 клетки вверх
- 2 клетки влево
- От первой точки 1 клетка вверх
- 2 клетки вправо
Соединяем точки №10 и №8. Самолёт готов!!!
Заключительный этап: Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня ваши знания состава чисел 8 и 10 помогли построить домики Треугольников. Умение решать примеры и задачи в пределах 10 позволило распутать клубок, узнать, сколько километров до станции и составить поезд. А главное, сумели построить самолёт. Молодцы! Слушайте, чем закончилась сказка. (Учитель читает отрывок из книги «Геометрия для малышей»).
«…Самолёт снизился и все увидели Резинку. Она опять безобразничала, стирая дома. – Ловите её! – закричала Точка. Все вскочили со своих мест. – Попалась! Теперь она от нас не уйдёт! Лётчик направил самолёт прямо к Резинке, а она бросилась наутёк. Резинка бежала быстро, но самолёт летел ещё быстрее. Вот он уже почти настиг разбойницу, но тут самолёт задел крылом дерево, закачался и резко сбавил скорость. Резинка убежала»
Учитель: Придётся нам продолжить поиски Резинки на следующих уроках. А сегодня всем спасибо за работу.
Детям раздаются подарки: «Числовые раскраски с примерами на + и – в пределах 10». Необходимо решить примеры, чтобы их раскрасить. Приложение
Список литературы:
- В.В. Волина «Праздник числа», – М.: «Новая школа», 2004.
- Г. Агеева «Обучение с увлечением».
- В.Г. Житомирский. «Геометрия для малышей». – М.: «Педагогика», 1978, с. 99.