Цели урока.
Обучающая:
- Достигнуть репродуктивного качества знаний по изучаемой теме.
- Формировать умение слушать лекцию.
- Формировать умение схематично составлять конспект, раскрывать положение плана краткими записями и схемами.
Развивающая:
- Учить выделять главное.
- Формировать умение определять объекты сравнения.
- Учить сравнивать, обобщать и анализировать.
- Определять и объяснять понятия.
Воспитательная:
- Помогать учащимся в воспитании самодисциплины, умении “не мешать другим” при самостоятельной работе.
- Воспитание патриотизма, желания достичь в своей жизни наивысшего успеха, чтобы принести пользу своей стране.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Методы обучения: Лекция с использованием мультимедиа-курса на CD-ROM “Экономическая и социальная география мира”, 10 класс.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, мультимедиа-курс на CD-ROM “Экономическая и социальная география мира” 10 класс под редакцией В.П. Максаковского, настенная политическая карта мира. Таблицы: “Научно-технический прогресс и научно-техническая революция”, “Всеохватность”, “Внедрение научных открытий в производство”, “Схема лекции”.
Ход урока
I. Организационный момент. (2 минуты.)
- Приветствие.
- Определение отсутствующих.
- Проверка готовности обучающихся к уроку.
- Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
- Организация внимания обучающихся.
II. Подготовка к основному этапу занятий. (2 минуты.)
Учитель:
Мы приступаем к изучению новой темы “Научно-техническая революция”. Занятие мы проведем в виде лекции. План лекции записан на доске. Каждый из Вас получил схему лекции, на ней можно делать пометки, которые Вы посчитаете необходимыми. В ходе лекции Вам будут предложены для выполнения различные задания, заданы вопросы, которые помогут Вам в умении слушать лекцию, понимать изучаемый материал, схематично составлять конспект. В ходе лекции Вы имеете право задавать вопросы, как в устном, так и в письменном виде по каждому разделу лекции. При завершении изучения раздела Вы получите ответы на заданные вопросы. В конце урока Вы выполните задание на понимание и закрепление пройденного материала.
III. Основная часть. (30 минут.)
План лекции (записан на доске).
- Введение в тему.
- Научно-техническая революция.
- Характерные черты НТР.
- Четыре составные части.
- Понятие о геоинформационных системах.
Введение.
Учитель:
Вспомните из уроков истории, что Вы знаете о научно-техническом прогрессе?
Учащиеся вспоминают, что вся история человечества связана с научно-техническим прогрессом.
Научно-техническая революция.
Учитель:
Бывают такие периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.
Таким был период промышленных переворотов в XVIII–XIX веках в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел труд машинный. В XIXвеке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера и применение его в производстве на предприятиях Форда.
Паровой двигатель положил начало промышленной революции в позапрошлом венке. Продолжение – изобретение ЭВМ. Современная НТР началась с середины XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она далеко-таки не завершена.
В мире уже зреет новая промышленная революция и, какой она будет – это покажет будущее.
Использование мультимедиа учебника:
Далее используется материал мультимедиа учебника. Для этого в главном Меню надо выбрать раздел “Общая экономическая и социальная география мира”, затем щелчком “мыши” выбрать опцию “География мирового хозяйства”.
Учащиеся прослушивают текст диктора о месте НТР в мировом хозяйстве.
Затем щелчком “мыши” в верхней части экрана выбираем тему “Понятие о научно-технической революции”. Звучит дикторский текст, в котором говорится о том, что вся история человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом.
Учитель:
Давайте рассмотрим, чем научно-технический прогресс отличается от научно-технической революции. Но прежде ответьте на вопрос:
Как Вы думаете, чем отличаются два понятия “революция” и “событие”?
Ответ:
Понятие “революция” отражает масштаб процесса, кардинальные изменения.
Задание:
Проанализируйте формулировки, представленные в таблице. Сравните их и найдите, в чем главное различие этих двух явлений (таблица выводится на экран либо вывешивается на доске).
Научно-технический прогресс | Научно-техническая революция |
Научно-технический прогресс – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества. | Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. |
Таблица снимается (свертывается).
Задание:
Приведите примеры превращения науки в производительную силу общества (достаточно привести 3–4 примера).
Выполните задание по заполнению таблицы (понятия для заполнения расположены под таблицей).
Научно-технический прогресс | Научно-техническая революция |
1. Коренной. 2. Постепенное. 3. Поступательное. 4. Качественный переворот. 5. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества. 6. Эволюционное развитие общества.
Выполняется проверка правильности заполнения таблицы.
Использование мультимедиа учебника:
При щелчке “мыши” в верхней части экрана на теме “Понятие о научно-технической революции” на экране появляется схема (аналогичная схема представлена в виде плаката и раздаточного материала обучающимся).
Учитель обращает внимание обучающихся на представленную схему, которая является схемой лекции и отражает содержание темы. Предлагает по ходу урока в розданных схемах делать пометки (можно в виде зачеркивания) что уже прошли.
Учитель:
Характерные черты НТР.
1. Всеохватность.
(Таблицу повесить на доске.)
Всеохватность | |
По всем сферам хозяйства и общества | Географическая |
все отрасли производства | все страны мира |
характер труда | все географические оболочки Земли |
быт людей | космическое пространство |
психологию людей |
2. Ускорение.
Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований выражается в резком сокращении времени между открытием и его внедрением в производство.
Внедрение научных открытий в производство (таблицу повесить на доске).
Научное открытие | Внедрение в производство |
Солнечные батареи | 2 года |
Транзисторы | 3 года |
Атомная бомба | 6 лет |
Телевидение | 12 лет |
Рентген | 18 лет |
Радио | 35 лет |
Телефон | 56 лет |
Фотография | 112 лет |
Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл.
Вопрос обучающимся:
Приведите примеры классов машин (оборудование, приборы), которые не выгодно ремонтировать (достаточно привести 4–5 примеров).
3. Интеллектуализм.
Во всех сферах человеческой жизни увеличилась для умственного труда, произошла его интеллектуализация. Повысились требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.
Вопрос обучающимся:
Приведите примеры стран, где велика доля население с высшим образованием (достаточно привести 3–4 примера).
Использование мультимедиа учебника:
Учитель обращает внимание учащихся на экран, где отображена схема. Внизу слева от схемы расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “уровень образования” на экране появляется карта-схема “Уровень образования”.
Задание обучающимся:
Проанализируйте представленную карту-схему.
Учащиеся анализируют карту-схему, в т.ч.выделяют 6 стран мира с наиболее высоким уровнем образования и сравнивают с теми примерами, которые приводили они.
Использование мультимедиа учебника:
Затем щелкаем “мышью” на рисунок, расположенный справа внизу под названием “высокие технологии”, при этом на экран всплывают столбчатые диаграммы. Рассматриваем диаграмму “Кадровый потенциал” (доля ученых и инженеров от общемирового числа), на которой показаны данные по США И России.
Задание обучающимся:
Проанализируйте представленную диаграмму и сделайте вывод, дайте свои объяснения.
4. Военно-технический характер.
Военно-техническая революция зародилась в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года. На протяжении всего периода “холодной войны” НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.
Четыре составные части.
1. Наука.
Использование мультимедиа учебника:
Далее используется материал мультимедиа учебника. Для этого в главном Меню надо выбрать раздел “Общая экономическая и социальная география мира”, затем щелчком “мыши” выбрать опцию “География мирового хозяйства”.
Затем щелчком “мыши” в верхней части экрана выбираем тему “Понятие о научно-технической революции”. Работу продолжаем с появившейся схемой.
При наведении курсора “мыши” на элемент схемы “наука” всплывает окно с текстом, в котором дается характеристика составной части НТР – науке. Текст используется при объяснении.
Внизу слева от схемы расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “расходы на науку в % от ВВП” на экране появляется карта-схема с аналогичным названием.
На карте-схеме расположены квадратные картинки, при щелчке на которых появляется слайд с изображением чипа на ладони человека и российский сверхманевренный истребитель СУ-37. Они приводятся как пример достижений НТР.
Слева от карты-схемы расположены таблицы, которые увеличиваются при щелчке “мыши” по ним.
Щелкаем “мышью” на таблице “Самые изобретательные страны мира” (по количеству зарегистрированных патентов в тыс.).
Задание обучающимся:
Проанализируйте данную таблицу и сделайте вывод.
Далее щелкаем “мышью” на таблице “Финансирование НИОКР по регионам мира, конец XX – начало XXI в.
Задание обучающимся:
Проанализируйте данную таблицу по развитым и развивающимся странам и отдельным регионам.
Далее внизу под картой-схемой щелкаем “мышью” на картинке “Доля стран, занятых в НИОКР и финансирование науки развивающихся стран”. Появляются диаграммы.
“Доля основных групп стран в численности занятых НИОКР, % ” и “Доля отдельных государств в финансировании науки развивающихся стран, %”
Задание обучающимся:
- Проанализируйте диаграмму “Доля основных групп стран в численности занятых НИОКР, %” и сделайте вывод.
- Проанализируйте диаграмму “Доля отдельных государств в финансировании науки развивающихся стран, %” и сделайте вывод.
Внизу слева расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “уровень образования” на экране появляется карта-схема с аналогичным названием. Справа и внизу от нее – картинка “высокие технологии”. Щелчком “мыши” на ней выводим на экран столбчатую диаграмму “Абсолютные размеры расходов на НИОКР” с показателями для США и России.
Задание обучающимся:
Проанализируйте диаграмму и сделайте вывод.
Опять возвращаемся к карте-схеме “Расходы на науку в % от ВВП” щелчком “мыши” на крайнее левой “лупе”
Дайте сравнительный анализ по развитым и развивающимся странам и по различным регионам мира.
Установите зависимость между этими показателями.
Затем справа вверху от карты-схемы щелкаем “мышью” на картинке “Нобелевские лауреаты”, всплывает таблица “Рейтинг стран по общему количеству нобелевских лауреатов”.
Задание обучающимся:
Проанализируйте данную таблицу и сделайте вывод. Постарайтесь связать воедино информацию, полученную посредством анализа таблиц и диаграмм и прийти к какому-то выводу.
Внизу слева от схемы расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “уровень образования” на экране появляется карта-схема с аналогичным названием. Справа вверху от карты-схемы расположена картинка под названием “Финансирование науки”. При щелчке “мыши” по картинке всплывает карта-схема “Доля частного сектора в финансировании науки”, на которой показана как доля частного, так и государственного финансирования.
Задание обучающимся:
Проанализируйте данную таблицу и сделайте вывод.
Сделайте общее (итоговое) заключение исходя из полученной информации.
2. Техника и технология.
Использование мультимедиа учебника:
Для продолжения объяснения по теме необходимо вернуться к схеме лекции в мультимедиа учебнике. Для чего надо щелкнуть “мышью” по первой “лупе” внизу под Работу продолжаем с появившейся схемой.
При наведении курсора “мыши” на элемент схемы “наука” всплывает окно с текстом, в котором дается характеристика составной части НТР – науке. Текст используется при объяснении.
Затем справа внизу щелкаем “мышью” на стилизованную “лупу” под названием “уровень образования”, на экране появляется карта-схема с аналогичным названием, справа внизу от которой располагается картинка “высокие технологии”. Щелкаем “мышью” на картинку и выводим на экран столбчатую диаграмму “Доля мирового рынка высоких технологий”, на которой дается информация по США и России.
Задание обучающимся:
Дайте сравнительный анализ показателей США и России по кадровому потенциалу, доле мирового рынка высоких технологий и абсолютных размеров расходов на НТР.
3. Производство.
При наведении курсора “мыши” на элемент схемы “производство” всплывает окно с текстом, в котором дается характеристика составной части НТР – производству. Текст используется при объяснении.
Внизу слева от схемы расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “уровень образования” на экране появляется карта-схема с аналогичным названием. Внизу справа находится рисунок под названием “парк промышленных роботов”, щелкнув по которому вызываем окно с круговой диаграммой “Парк промышленных роботов по странам мира”
Задание обучающимся:
Проанализируйте данную диаграмму. Какие страны лидируют по количественному составу промышленных роботов? Как Вы думаете, почему?
Слева от карты-схемы расположены вставки “размещение технополюсов в Японии” и “силиконовые долины в США”. При щелчке “мыши” по ним на экране появляются карты-схемы с аналогичными названиями.
Задание обучающимся:
- Проанализируйте карту-схему “Размещение технополюсов в Японии” и сделайте вывод об их количестве и территориальном размещении. Как Вы думаете, есть ли какая-нибудь закономерность в их расположении? Укажите причины.
- Проанализируйте карту-схему “Силиконовые долины в США” и сделайте вывод. Где они расположены? Как вы думаете, почему?
- Сравните количественные показатели по США и Японии.
4. Управление.
При наведении курсора “мыши” на элемент схемы “управление” всплывает окно с текстом, в котором дается характеристика составной части НТР – управлению. Текст используется при объяснении.
Геоинформационные системы.
Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем. ГИС представляет собой комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации. Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.
IV. Закрепление знаний. (6 минут.)
Использование мультимедиа учебника:
Тематический контроль знаний по теме “Научно-техническая революция” проводится с помощью практического занятия, которые можно вывести на экран, щелкнув по опции главного меню “Практика” (в правой части экрана).
Выбираем задание №1 “Определите, какие из перечисленных ниже положений иллюстрируют главные черты НТР, а какие – главные направления развития производства в эпоху НТР”.
Для этого курсором надо “перетащить” предложенные положения (расположены справа) в таблицу. Во время выполнения тестов обучающиеся видят вопросы на большом экране и выбирают правильный вариант ответа.
Ответ:
Главные черты НТР | Главные направления развития производства в эпоху НТР |
|
|
V. Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению. (5 минут.)
I. Обязательное:
- Учебник стр. 91–97.
- Заполнить таблицу.
№ п/п |
Отрасли | Примеры воздействия НТР |
Задание по выбору:
1. Подготовить презентации по теме “Использование достижений НТР в географии”.
- “Развитие биотехнологий в современном мире”.
- “Космос и НТР”.
- “НТР и здоровье человечества”.
- “Нобелевские лауреаты и НТР”.
- “Решение продовольственной проблемы через достижения НТР”.
2. Составить эссе на тему “Уровень жизни населения и НТР”.