В детском саду дети занимаются разнообразным ручным трудом, содержание которого определено в программе воспитания и обучения дошкольников. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.
Ребенок стремится к миру прекрасного, и бумагопластика – одна из форм работы, в которой он может проявить свои творческие способности. В процессе создания картин и поделок из бумаги происходит активное развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения работе с бумагой: – развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
- воспитание зрительской культуры;
- возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.
- активизация самостоятельности и творческих возможностей детей.
В младшем дошкольном возрасте этот вид художественного творчества связан с экспериментированием, ребенок знакомится с различными свойствами бумаги: она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой и блестящей, гладкой и шершавой, цветной и белой. Ее можно рвать, сминать, скручивать, складывать, клеить и создавать из нее различные формы.
В старшем дошкольном возрасте спектр экспериментальных действий с бумагой значительно расширяется: это и работа с мятой бумагой, оригами, поделки из папье-маше, бумажная скульптура и объемная аппликация. Но особое внимание хотелось бы остановить на поделках из папье-маше, как наиболее любимом детьми способе работы с бумагой.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1) Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
2) Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
3) Возрастными психологическими особенностями старшего дошкольника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.
Цель программы:
Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:
- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
- создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями;
- выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
- формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
- воспитание эстетического вкуса.
Структура программы представлена двумя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности и совпадающими с годами обучения. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам декоративно-прикладного искусства, связанным с использованием бумаги в технике папье-маше.
1 этап (1 год обучения) – знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами, введение элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности.
2 этап (2 год обучения) – повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее; доведение до уровня привычки правила никогда не приступать к работе, без подготовки рабочего места; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов. (Приложение 2)
Задачи по разделу “Ручной труд”
“Программа воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А.Васильевой | Программа “Умелые ручки” |
Старшая группа (5-6 лет) Лепка из пластилина, глины, пластической массы В аппликации изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание (на плоскости) Ручной труд: создавать из листа бумаги объемные фигуры. Сгибать лист вчетверо, в разных напрвлениях, работать по готововй выкройке. |
Первый год обучения (5-6 лет) Лепка из “бумажного теста” Изготовление изделий в технике папье-маше способом “маширование”. Знакомство со способами внутреннего маширования и внешнего маширования. Изготовление изделий способами внутреннего и внешнего маширования. Изготовление изделий способом “бумажной массы” (без шаблона). |
Подготовительная группа (6-7
лет) В аппликации: при создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений, учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. В лепке: выполнять из пластилина декоративные композиции способами налепа и рельефа. |
Второй год обучения (6-7 лет) Знакомство с техникой переноса бумажной массы на плоскость. Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике “папье-маше” из ниток, из марли. Создание картин с помощью техники переноса бумажной массы на плоскость с использованием собственных эскизов. |
Для воспитания и развития навыков творческой работы старших дошкольников программой предусмотрены следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
- репродуктивных (работа по образцам);
- частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же других материалов для работы в объёме).
Для реализации образовательной программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы изделий; изготовленные кружковцами;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации изделий мастеров;
г) схемы изготовления изделий, технологические карты.
Папьем-машем (фр. papier-mâché, букв.– жеваная бумага) — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. Д. Техника папье-маше в наше время переживает второе рождение.
Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью.
Существует несколько технологий изготовления папье-маше:
Работа слоями. Принцип работы – наклеивание слоев бумаги, один на другой, на какую-то форму до получения желаемой толщины изделия. Чем больше слоев, тем изделие крепче.
Работа с тестом из бумаги. Другая техника – изготовление из бумаги теста, напоминающего глину. Из этой массы можно лепить целые изделия небольших размеров или покрывать ею базовые формы.
Для оценки эффективности образовательной программы разработан оценочно-результативный блок.
Основные требования к знаниям и умениям
К концу первого года обучения дети должны | |
Знать (теория) | Уметь (практика) |
Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем. | Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. |
Знать виды папье-маше (способ “бумажной массы”, “маширование”), технологию изготовления изделии. | Уметь изготавливать изделия в технике папье-маше (способ “бумажной массы”, “маширование”). Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой), по эскизу. |
К концу второго года обучения дети должны | |
Знать | Уметь |
Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда. | Строго их соблюдать |
Способы и приемы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренные программой. | Самостоятельно планировать и организовывать свой труд. |
Самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу). | |
Экономно использовать материалы. | |
Контролировать правильность выполнения работы. |
Оценка и контроль результатов
Сроки | Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
1 год обучения | Изготовление фигурок в технике оригами,
основой которых являются “простейшие” базовые формы.
Получение знаний и приобретение навыков в технике “папье-маше”. Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление. |
Выполнение самостоятельной работы по
заданным образцам Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в итоговой выставке. |
2 год обучения | Отшлифовка полученных знаний, умений и
навыков, полученных ранее. Освоение новых приемов изготовления изделий в
технике папье-маше из марли, из ниток.
Изготовление изделий, основой которых являются “сложные” базовые формы. |
Самооценка и самоконтроль. Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся. |
Программа по обучению детей технике папье-маше.
Приложение 2. Примерные конспекты занятий.
Приложение 3. Работы детей, выполненные в технике папье-маше.