Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину

Разделы: История и обществознание


«За Севастопольской стеной держался грудью русский строй…»
Графиня Евдокия Ростопчина

Цель: систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Внешняя политика России времени правления Николая I. Крымская война»

Задачи:

Образовательные:

  • знать основные этапы Крымской войны
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи при изучении вопроса подготовки России к войне и причинах поражения русской армии
  • формировать умения анализа и обобщения на основе знаний об истории Крымской войны
  • уметь определять роль обороны Севастополя на завершающем этапе Крымской войны

Воспитательные:

  • показать на примере произведения «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого человеческий и воинский подвиг жителей и защитников Севастополя
  • формирование понимания порочности и «гнилости» крепостнической системы Российской империи
  • патриотическое воспитание;

Развивающие:

  • развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы
  • развитие логического мышления учащихся
  • развитие познавательного интереса учащихся, установление межпредметных связей (литература)
  • продолжить развитие навыков самообразования – работа с дополнительной литературой
  • развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Вид урока: урок-семинар

Продолжительность – 80 минут (2 урока)

Универсальные учебные действия:

Личностные: осмысление и нравственное оценивание подвига героев обороны Севастополя и жителей города; осмысление своей деятельности и оценивание работы других.

Регулятивные: постановка цели, прогнозирование результата, оценка и самооценка деятельности

Познавательные: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез

Коммуникативные: эффективное взаимодействие с одноклассниками: активное слушание, восприятие, передача информации, самопрезентация

Оборудование: карта «Россия во второй половине XIX в.», учебные картины по обороне Севастополя, портреты героев обороны Севастополя. Экран, проектор для трансляции презентаций учащихся, слайдов, фрагмента фильма «Николай I», тетрадь на печатной основе Данилов А.А.. Косулина Л.Г. «История России XIX в.»( тема Крымская война. Оборона Севастополя), Атлас Отечественная История России XIX в. с контурными картами.

Новые понятия: редут, люнет, ложемент, бастион

  • Что ребёнок будет делать на уроке, чтобы достичь этих результатов (форма урока, виды работы)?
  • Как я организую деятельность ребёнка, чтобы он достиг результатов (методические приёмы, система заданий)?
  • Как я и ребёнок узнаем, что результаты достигнуты?

Вопросы семинара ученики получили за 2 недели до проведения урока, в них включены такие задания, которые плохо освещены в учебнике, но неизменно всегда вызывают интерес у восьмиклассников, имеют огромное воспитательное значение, показывают человеческий и воинский подвиг героев обороны Севастополя.

  1. Тотлебен и организация обороны Севастополя. «Неприступная крепость с моря»
  2. Защитники города – мирные жители (по «Севастопольским рассказам»)
  3. Адмиралы: Нахимов П.С., Корнилов В.А., Истомин
  4. Госпиталь – описание по «Севастопольским рассказам». Н.И. Пирогов – подвиг хирурга.
  5. Герои обороны – Дарья Севастопольская, П.Кошка
  6. Севастополь сегодня. Как увековечена память о героях Севастополя.
  7. Итоги Крымской войны. Парижский мирный договор.

1 этап – Вводное слово учителя:

1. Крымская война 1853-1856 гг. завершилась неудачно, но весь мир тогда следил за одной из самых героических страниц нашей истории – обороной города – крепости Севастополя, которая продолжалась 11 месяцев, с 1854-1855 гг, она то и решила исход войны. На этой войне, в числе защитников города был и Л.Н. Толстой – писатель, в то время поручик артиллерии, 27 лет, сражался на 4-ом бастионе вместе с простыми русскими солдатами. Поэтому при подготовке вопросов семинара вы прочитали его произведение «Севастопольские рассказы»

2. Выявление субъективных представлений учеников по теме, совместная постановка познавательной задачи: какую роль в исходе Крымской войны сыграла оборона Севастополя, возникновение личных познавательных мотивов: как смогли герои обороны продержаться 11 месяцев, не имея достаточно боеприпасов, медикаментов, свежего подкрепления, под непрерывным огнем англичан, турков и французов.

Деятельность учащихся: на контурной карте Севастополя отмечаем положение города с военной точки зрения, устно определяем сильные и слабые стороны обороны; комментируем планы обороны города, предложенные Тотлебеным, представляем личность этого человека.

2 этап

Предъявление главного в новом материале в концентрированном виде, организация его первичного осмысления и усвоения.

Учащиеся представляют доклады, сообщения, презентации по вопросам семинара:

2. Защитники города – мирные жители (по «Севастопольским рассказам»)
3. Адмиралы: Нахимов П.С., Корнилов В.А., Истомин
4. Госпиталь – описание по «Севастопольским рассказам». Н.И. Пирогов – подвиг хирурга.
5. Герои обороны – Дарья Севастопольская, П.Кошка

Активная работа с текстом «Севастопольские рассказы» и с репродукциями

Учитель делает краткие комментарии

П.С.Нахимов – российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны, человек-легенда. Закончил Морской кадетский корпус, полностью посвятил себя морскому делу, не имел семьи. Он был командиром Севастопольского порта, временным военным губернатором города. Совершил 3-х летнее кругосветное плавание, участвовал в Русско-турецкой войне. В 29 лет был командиром фрегата «Паллада».

В 1855 году смертельно ранен на Корниловском бастионе Малахова кургана. Похоронен в усыпальнице Морского собора в Севастополе, рядом с Корниловым и Истоминым.

В 1944 году утверждены медаль Нахимова и орден Нахимова 1 и 2 степени.

В день его похорон враг не стрелял. Были даже приспущены флаги английской армии в знак уважения к великому флотоводцу.

Н.И.Пирогов – основатель военно-полевой хирургии и отечественного общества Красного Креста. В октябре 1854 года прославленный хирург приезжает в осаждённый Севастополь.

Из 349 огненных дней героической обороны учёный 282 дня провёл в Крыму. Оперировал с утра до вечера. Не хватало и врачей, и перевязочных материалов, и коек.

Впервые в мире Н.И.Пирогов осуществил сортировку раненых и больных в зависимости от характера и места ранения, применил использование гипсовой повязки на поле боя.

Не меньшим вкладом является применение им эфирного наркоза в военно-полевой хирургии. Привлёк на театр военных действий сестёр милосердия, составил для них Инструкцию.

Даша Севастопольская. Во время героической обороны Севастополя (1854-1855) среди защитников города то здесь, то там появлялся маленький юнга, который под огнём противника ловко делал перевязки раненым, подвозил воду изнывающим от жажды солдатам. В разгар боя в открытой ложбине бесстрашный юнга организовал перевязочный пункт для раненых. Только через несколько дней солдаты узнали, что в тяжёлом сражении с ними участвовала в качестве юнги дочь погибшего солдата Даша.

Было так. Узнав о приближении неприятеля, Даша продала домашнее имущество, купила лошадь и, переодевшись в матросский костюм, с бочонком воды и чистой ветошью для перевозки раненых появилась на поле боя. Так она стала первой в мировой истории военной медицинской сестрой. Товарищи по оружию любовно называли её Дашей Севастопольской. За боевой подвиг адмирал В.А. Корнилов представил девушку к награде Золотой медалью. Кроме медали, она была пожалована золотым крестом с надписью «Севастополь», а царь подарил ей 500 рублей. Настоящая фамилия Даши Севастопольской – Александрова.

3 этап дидактического цикла процесса обучения

Организация самостоятельной работы учеников по фрагменту фильма «Николай I . Оборона Севастополя» с вариативным компонентом нового материала и ответы на вопросы (краткие записи в тетрадь)

1. Кого из героев обороны Севастополя вы узнали в сюжете?
2. Почему оборона Севастополя в истории считается трагическими страницами крымской войны?

4 этап

1. Презентация и проверка результатов самостоятельной работы: представление презентаций, слайдов по шестому вопросу Севастополь сегодня. Как увековечена память о героях Севастополя. (прилагаются)

2. Коррекция, оценка и самооценка. Достигнута ли цель семинарского занятия «Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину»: систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Внешняя политика России времени правления Николая I. Крымская война» Самооценка – анкетирование. Устная публичная оценка деятельности учеников на семинаре(чьё выступление понравилось, кто был наиболее активен)

5 этап

1. Ребятам предлагалось дома придумать интересный вопрос по теме семинара. Победил вопрос «Почему существует такая поговорка: «Доброе слово и Кошке приятно»

2. Прокомментировать стихотворение Вл. Коссинского «Братская могила». Написать отзыв о стихотворении, используя знания, полученные на семинаре.

Вл. Коссинский «Братская могила».

В Крыму, где всюду смерть витала,
На бастионах, средь полей,
Россия много потеряла
Храбрейших, преданных детей!
Таланты, доблести и силы
Земле спасенной преданы
Друзьями: "братския могилы"
Могилы храбрых названы.
Прошли года; где схоронили
Героев падших, ныне там
Над их бессмертною могилой
Воздвигнут колоссальный храм.
Пройдут века; к местам священным
Потомок поздний наш придет,
И там, по надписям нетленным,
Былого истину прочтет.
Слезою чистой уваженья
Он память праотцов почтит,
И, полный чувств благоговенья,
С мольбой колена преклонит.
Поймет в тот миг, какая сила
Спасала Русь, – какой гранит!
И сколько каждая могила
В себе великого хранит!

Памятники, посвященные обороне Севастополя и героям обороны.

  1. Памятник Тотлебену http://www.vmireinteresnogo.com/article/eduard-ivanovich-totleben
  2. Памятники событиям Крымской войны http://balaklava.ru.russian-women.net/wallpapers/balaklavaNi703408.shtml http://balaklava.ru.russian-women.net/big/balaklava_n29088.shtml http://www.alma.crimea.ua/forum/index.php?topic=102.0 http://balaklava.ru.ircha.net/index47.shtml
  3. Памятник батарее Костомарова http://www.alma.crimea.ua/forum/index.php?topic=102.0
  4. Памятник матросу Кошке http://www.liveinternet.ru/users/sscorpiona/rubric/3461987/
  5. Памятник затопленным кораблям http://www.sevmir.net/photo/6-19-0-0-2
  6. Памятник Нахимову http://gidtravel.com/country/ukraine/Pamytnik_Pavlu_Stepanovihu_Nahimovu_dp2306.html