Пояснительная записка
В соответствии со ст. 32 «Закона об образовании» каждое образовательное учреждение разрабатывает образовательную программу, обязательным компонентом которой являются рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей. Структура рабочей программы определяется локальным актом образовательного учреждения. Разработанная мною рабочая программа по истории для обучающихся 8 класса общеобразовательных учреждений содержит все необходимые элементы (Пояснительная записка, ГОС, основное содержание курсов по Новой истории и истории России, в соответствии с примерной программой) и при необходимости может быть дополнена. Для работы по данной рабочей программе можно использовать любые учебники из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Настоящая рабочая программа по истории составлена для обучающихся 8 класса общеобразовательных учреждений на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории. Она обеспечивает изучение курсов по Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.
На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Основные содержательные линии реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история» и «История России» . Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции устанавливается распределение учебного времени:
«История Нового времени (XIX – начало XXв.)» 27
часов
«История России XIX в.» 41 час
«История родного края» изучается в составе
учебного курса «Историческое краеведение» в IX
классе.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения.
Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.
Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует:
- закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья
- формированию умение выделять характерные причинно-следственные связи
- формированию умения определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого
- формированию умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
- закреплению умения различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности:
- передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания
- проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
- создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно)
- составлять план, тезисы конспекта
- уверенное овладение монологической и диалогической речью
- умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
В соответствии с базисным учебным планом, Учебным планом образовательного учреждения на изучение курса истории отводится 68 часов, т.е. 2 недельных часа.
При преподавании используются учебники:
- Юдовская, А.Я. Новая история. 1800-1913: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов. – М.: Просвещение, 2011
- Данилов, А.А. История России XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011
Основные понятия (ГОС + примерная программа) для учителя
7 класс |
8 класс |
||
Новая история |
|||
1 | «Новая история» | 1 | Венская система |
2 | Новое время | 2 | Священный Союз |
3 | Великие географические открытия | 3 | Индустриализация |
4 | Капитализм | 4 | Социальная структура |
5 | Капиталистические отношения | 5 | «Восточный вопрос» |
6 | Колонии и метрополии | 6 | Революция |
7 | Колониальные захваты | 7 | Гражданская война |
8 | Модернизация | 8 | Либерализм |
9 | Возрождение | 9 | Социализм |
10 | Гуманизм | 10 | Консерватизм |
11 | Реформация и Контрреформация | 11 | Национальные идеи |
12 | Абсолютизм | 12 | Социальный реформизм |
13 | Буржуазная революция | 13 | Империализм (организованный капитализм) |
14 | Республика | 14 | Монополии |
15 | Конституция | 15 | Чартистское движение |
16 | Диктатура | 16 | Рабство |
17 | Аграрное общество (традиционное) | 17 | Реконструкция Юга |
18 | Индустриальное общество | 18 | Тред-юнионы |
19 | Мануфактура | 19 | Марксизм |
20 | Фабрика | 20 | Колониальные империи |
21 | Наемные рабочие | 21 | Индустриальное общество |
22 | Буржуазия | 22 | Традиционное общество |
23 | Протестантизм | 23 | Модернизация |
24 | Промышленный переворот | 24 | Технический прогресс |
25 | Просвещение | 25 | Правовое государство |
26 | Империя | 26 | Гражданское общество |
27 | 27 | Духовный кризис | |
28 | 28 | Романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм, Декаданс | |
29 | 29 | Мировая война | |
История России |
|||
30 | Обмирщение культуры | 30 | Крепостнический хар-р экономики |
31 | Мануфактура | 31 | Общественное движение |
32 | Регулярная армии | 32 | Декабристы |
33 | Дворцовые перевороты | 33 | Государственная идеология |
34 | Фаворитизм | 34 | Западники и славянофилы |
35 | Привилегии | 35 | Утопический социализм |
36 | Просвещенный абсолютизм | 36 | Реформы |
37 | Сословный строй | 37 | Завершение ПП |
38 | Социальные движения | 38 | Классы индустриального общества |
39 | Церковный раскол | 39 | Контрреформы |
40 | Смутное время | 40 | Государственный капитализм |
41 | Крепостное право | 41 | Монополии |
42 | Внешняя экспансия | 42 | Светский характер культуры |
43 | Земский Собор | 43 | Отходничество |
44 | Царь | 44 | Государственный совет |
45 | Патриарх | 45 | Антифранцузские коалиции |
46 | Приказная система (приказы) | 46 | Континентальная блокада |
47 | Местничество | 47 | Отечественная война |
48 | Запорожская сечь | 48 | Кодификация законов |
49 | «Табель о рангах» | 49 | Теория официальной народности |
50 | Подушная подать | 50 | Крепостное право |
51 | Временнообязанные крестьяне | ||
52 | Земства | ||
53 | Аграрный кризис | ||
54 | Народничество | ||
55 | Марксизм | ||
56 | Абсолютизм |
Календарно-тематическое планирование представлено в Приложении 1.