Вид. Признаки вида
Цель урока: формирование у учащихся общих представлений о понятии «биологический вид».
Задачи урока: изучить основные признаки (критерии) вида и сформировать у учащихся представление о понятии «Вид»; продолжить развитие у учащихся умений обобщать и систематизировать знания; продолжить развитие навыков самостоятельной работы и самоанализа у учащихся.
ХОД УРОКА
1. Активизация познавательной деятельности учащихся
Учитель: В мире существует огромное множество различных видов животных, растений, грибов и бактерий. Какие виды животных и растений известны вам?
Дети называют известные им виды.
Учитель: Вы назвали много различных видов. А теперь давайте поиграем с вами в мини-игру. (Приложение 1. Слайд 1.)
Учитель: Как вы думаете, эти насекомые относятся к одному виду? Что это за насекомые? (Слайды 2 и 3).
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Это два разных вида. Оса и муха-журчалка, «маскирующаяся» под осу. Они похожи, не так ли?
Учитель: А эти две змеи относятся к одному виду? (Слайды 4-5).
Дети отвечают.
Учитель: Эти ядовитый коралловый аспид и безвредная молочная змея. Чем они похожи, а чем отличаются?
Дети высказываются.
Учитель: А эти две птицы относятся к одному виду? Они выглядят такими разными. (Слайды 6 и 7).
Учитель: В мире существует много различных
видов похожих между собой. Например ястреб тетеревятник и ястреб
перепелятник (Слайд 8). Или же наоборот, самцы и самки одного
вида могут сильно отличаться внешне (Слайд 9).
Так как же учены определяют, какие животные относятся к одному
виду, а какие к разным? (Слайд 10).
2. Новая тема: Вид. Признаки вида
Учитель: Так что же такое «Вид»? Давайте
попытаемся разобраться. (Слайд 11).
Существуют несколько признаков – критериев, по которым следует
сравнивать особей прежде, чем относить их к одному биологическому
виду.
Первый критерий – Морфологический. (Слайд 12).
Морфологический критерий – это внешний облик животного или
растения. Особи, относящиеся к одному виду, обычно похожи между
собой. Например, тигры или волки, или одуванчики внешне схожи с
особями своего вида.
Второй критерий (признак) – Физиолого-биохимический.
(Слайд 13).
Он говорит о физиологических процессах в организмах. У особей
одного вида они обычно протекают с одинаковой скоростью. Хотя
бывают и исключения. Например, головастик и взрослая лягушка
относятся к одному виду, но физиологически процессы в их организмах
протекают с различной скоростью.
Биохимический признак рассказывает о химическом составе клеток
животных и растений. У особей одного вида, химический состав
сходен.
Третий признак – Географический. (Слайд 14).
Ареал – это определенная территория, на которой обитает тот или
иной вид. Взглянув на географическую карту, мы всегда можем указать
области, в которых встречается тот или иной вид животных или
растений. На слайде у нас представлен ареал обитания бурого
медведя. Где же обитает этот крупный хищник?
Дети отвечают на вопрос.
Учитель: Четвертый признак –
Экологический.(Слайд 15)
Этот критерий рассматривает условия в которых обитает особь, а так
же его образ жизни. Некоторые виды предпочитают влажные джунгли,
другие приспособились к обитанию в суровых условиях пустынь. Одни
животные активны днем, другие ночью. Назовите несколько видов
растений и животных, обитающих в пустыне?
Каких дневных и ночных хищников вы знаете?
Дети дают ответы.
Учитель: Пятый признак – генетический
(Слайд 16).
Исследователи сравнивают количество хромосом в клетках растений и
животных, а так же общее строение молекул ДНК. У Особей одного вида
наследственный материал сходный.
Например, у человека – 46 хромосом, у волка – 78, у лисы– 36, у
слона – 56, у дельфина – 44, а у комара – всего 6 хромосом.
Вывод: лишь сравнив особей по всем признакам,
мы можем с уверенностью говорить, что они относятся к одному
виду.
Почему необходимо сравнивать по всем признакам? (Слайд 17)
Дети отвечают, приводя примеры « исключений» по каждому из пяти признаков.
Учитель: Так что же такое Вид? Давайте попробуем дать определение этому понятию.
Дети высказывают свои варианты определения «Вида», учитель
корректирует и направляет их ответы. Наиболее полное определение
дети записывают в тетрадь.
(Слайд 18).
3. Закрепление: дети самостоятельно заполняют представленную таблицу. По завершении работы, они обмениваются тетрадями и с помощью учителя проверяют работы. (Слайд 18) Приложение 2.
Таблица «Признаки Вида».
| Признак Вида |
Значение признака |
| Морфологический | |
| Физиолого-Биохимический | |
| Географический | |
| Экологический | |
| Генетический |
4. Рефлексия
Учитель:
– Так по каким же признакам должны быть сходны организмы, что бы
их отнесли к одному виду?
– Почему необходимо сочетание большинства признаков? Какие
исключения вам известны?
– Что такое Вид?
– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вас удивило?
5. Домашнее задание: §30.