Цель: отработка технологии организации работы малых учебных групп.
Конкретизация цели в задачах:
- Конкретно-познавательная: изучить понятия «прожиточный минимум», «уровень жизни».
- Коммуникативно-развивающие:
- развитие навыков работы с текстом учебника;
- научиться слушать и слышать друг друга (готовность к диалогу);
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
- развить и закрепить навыки работы в группах;
- использовать навыки самоорганизации своей работы и самооценки своей деятельности.
- Социально-ориентационная: научиться нести ответственность за свои решения и уметь давать адекватную оценку действиям окружающих.
Основные понятия: «карусель», «прожиточный минимум», «уровень жизни».
Оборудование урока: листы, маркеры, проектор
Организация учебного пространства: учащиеся рассаживаются за двумя столами
ХОД УРОКА
1) Организационная часть и деление на группы.
2) Самостоятельное написание определений
предложенных понятий
3) Определение символа или эмблемы понятий
4) Написание терминов близко связанных с
изучаемыми понятиями
5) Корректировка понятий. Составление лозунга
6) Презентация проектов
7) Рефлексивный этап
8) Работа с учебником.
1) Учащиеся делятся на две группы Учитель объявляет тему, цель и задачи урока. Каждой группе выдаётся лист бумаги и маркеры.
2) На данном этапе каждая группа должна была написать определение предложенного понятия, опираясь только на свои знания.
1 группа – «прожиточный минимум»
2 группа – «уровень жизни»
После выполнения этого задания листы передаются от группы к группе. «Карусель» завертелась.
3) Теперь группы рисуют эмблему или символ того понятия, которое оказалось у них на столе. Могут рисовать сразу все. После выполнения заданий листы передаются от группы к группе.
4) Каждая группа получает задание – написать 3-4 термина близко связанных с рассматриваемым понятием.
Пример: понятие «Природа». Термины: небо, земля, вода.
5) Листы возвращаются к тем группам, которые начинали на них работу.
Задание следующее: придумать лозунг понятия. (Например: Человек – это звучит гордо!»)
При необходимости ведётся корректировка эмблем и символов, терминов, связанных с изучаемым понятием.
6) Презентация проектов
На презентацию выходят все учащиеся группы. На защиту выделяется не более 3 минут. Можно вносить дополнения по ходу презентации.
7) Вопросы рефлексивного этапа:
– Какой из этапов понравился больше всего?
– Трудно ли было написать определения
предложенных понятий?
– Всегда ли при работе вы ощущали себя комфортно?
– Всегда ли учитывалось ваше мнение при
формировании общегруппового решения?
Далее учитель просит нескольких учеников оценить свою собственную работу, работу своей группы, а так же группы-оппонента.
8) Учащимся предлагается открыть учебники и списать определения изучаемых сегодня понятий.
Окончание урока: Подведение итогов (разбор задач, указание на достигнутость цели, оценивание групп).
Задание на дом: предлагается несколько заданий, выполнение двух из которых обязательно.
1) Изучить параграф 9 и ответить на вопросы после
параграфа
2) Изучить документы к параграфу 9 и сделать
письменно три вывода по тексту документов
3) Решить тесты и задания после параграфа 9
4) Написать эссе на одну из тем , представленных в
конце параграфа.