Цели:
- Закрепление знания правил дорожного движения;
- Закрепление дифференциация красный, жёлтый, зелёный;
- Использование в речи прилагательных красный, жёлтый, зелёный и согласование их с существительными в роде, числе, падеже;
- Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой и общей моторики, артикуляционной моторики, координации слова с движением.
Оборудование: картинки серии «Светофор», мяч, набор сюжетных картинок на правила дорожного движения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-подготовительная часть занятия.
1) Дети хлопают правой ладонью по левой ладони соседа и произносят: «Привет», «Здравствуй», «Рад тебя видеть».
2) Артикуляционная гимнастика для звука Ш.
3) Чистоговорка:
По шоссе спешат машины.
Ш-Ш-Ш! – шуршат спокойно шины.
И шипят со злом уже:
– Не спеши-ш-ши на вираже.
2. Основная часть занятия
– Отгадайте-ка ребятки что за чудо к нам пришло? (Отгадываем загадку)
Встало с краю
улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям
перейти. (Светофор).
Логопед: В гости к нам пришел
правильно – светофор. Какой свет горит на
светофоре?
Дети: Красный
Логопед: Что это значит?
Дети: Переходить улицу нельзя.
Логопед: Какой зажегся теперь?
Дети: Жёлтый.
Логопед: Что это значит?
Дети: Нужно приготовиться.
Логопед: Какой свет зажегся теперь?
Дети: Зелёный.
Логопед: Что это значит?
Дети: Можно переходить улицу.
Логопед:
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит красным глазом–
Остановятся все сразу.
А зелёным подмигнёт –
Все – и взрослые, и дети –
Отправляются вперёд.
Логопед: Кто является помощником светофора? Угадайте!
Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши.
(Милиционер)
Дети: Это милиционер.
Логопед: Он работает в дорожно постовой службе и наблюдает за тем, чтобы правила дорожного движения не нарушались.
Выполнение действий учащимися
Упражнение «Машины»
Развитие общих речевых навыков, координация речи с движением
На улице нашей (Дети двигаются из одного конца
Машины, машины, игровой в другой, держа в руках
Машины малютки, воображаемый руль.)
Машины большие.
Спешат грузовые, (Сделав разворот, двигаются в другую
Фырчат легковые. сторону.)
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
Эй, машины полный ход, (Когда все «машины поехали», один из детей–
Я – примерный пешеход: пешеход, «переходя улицу»,
Торопиться не люблю, произносит эти слова. Пешеходы – все дети
Вам дорогу уступлю. по-очереди.)
Я.Тайц
Игра с мячом
Дети выстроились в ряд. Логопед с мячом.
Логопед:Тот, кто ловит мяч, тот и отгадывает загадку или отвечает на вопрос.
1) В даль бежит – не тужит, 2) Шагнешь – впереди лежит.
С ножками дружит. (Улица) Оглянешься – домой бежит. (Дорога)3) На дороге – лежит,
Под машиной – бежит.
Пока молод – чёрный.
Тёплый, размягчённый.
А как постареет,
Затвердеет, поседеет. (Асфальт)
4) Как посмотрит красным глазом– сразу все мы разом ... ? (Остановимся)
5) А зелёным подмигнёт – ... ? (Отправляемся вперед)
Логопед:Молодцы ребята!!! Понравилось это нашему гостю – светофору и на прощание он решил нам прочитать стихи о правилах дорожного движения.
Светофор:
Помните и младшие, и старшие,
Выполняйте строго:
Пешеходу – тротуар,
Транспорту – дорога.
Не случилась, чтоб беда,
Не было увечья –
Надо двигаться всегда
Транспорту навстречу.Удивилась наша Катя:
Для чего там на асфальте
Белые полоски,
Будто на матроске?
Улыбается народ:
– Это, Катя, переход
На ту сторону дороги
Через улицу ведёт.
Он бывает и подземным:
По ступенькам вниз пойдёшь
И дорогу непременно
Под дорогой перейдёшь.Мише дали новый мячик.
Миша сам, как мячик, скачет,
Забывает про дорогу,
На машины не глядит.
И братишка старший строго,
очень строго говорит:
– У дороги – не играй,
На неё не выбегай,
Вдруг споткнешься, упадёшь –
Под колёса попадёшь.И. Яворская
– Понравились вам мои стихи? О чём они?
Дети: О правилах дорожного движения. И ещё о том, что выбегать и играть на дороге нельзя.
Светофор: А сейчас пора мне на своё место иначе много будет там аварий.
3. Заключительная часть занятия
- Подведение итогов занятия.
- Задание на дом: рисунки «Я на дороге», «Я пешеход».
- Пароль на выход: скажи что ты делал(а) на занятии?
Литература
1. Стихотворение «Машины» автор Я.Тайц
2. Стихотворение «Светофор» автор И. Яворская.
3. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы»
Издательство «Детство-пресс» Санкт-Петербург
– 2005 год.
4. Н.В. Нищева «Разноцветные сказки. »
Издательство «Детство-пресс» Санкт-Петербург
– 2006 год.
5. Правила дорожного движения.