Логопедическое занятие "Дорога и светофор"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • Закрепление  знания правил дорожного движения;
  • Закрепление дифференциация красный, жёлтый, зелёный;
  • Использование в речи прилагательных красный, жёлтый, зелёный  и согласование их с существительными в роде, числе, падеже;
  • Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой и общей моторики, артикуляционной моторики, координации слова с движением.

Оборудование: картинки серии «Светофор»,  мяч, набор сюжетных картинок на правила дорожного движения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

1) Дети хлопают правой ладонью по левой ладони соседа и произносят: «Привет», «Здравствуй», «Рад тебя видеть».

2) Артикуляционная гимнастика для звука Ш.

3) Чистоговорка:

По шоссе спешат машины.
Ш-Ш-Ш! – шуршат спокойно шины.
И шипят  со злом уже:
– Не спеши-ш-ши на вираже.

2. Основная часть занятия

– Отгадайте-ка ребятки что за чудо к нам пришло? (Отгадываем загадку)

Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
                           Людям перейти. (Светофор).

Логопед: В гости к нам пришел правильно – светофор. Какой свет горит на светофоре?
Дети: Красный
Логопед: Что это значит?
Дети: Переходить улицу нельзя.
Логопед: Какой зажегся  теперь?
Дети: Жёлтый.
Логопед: Что это значит?
Дети: Нужно приготовиться.
Логопед: Какой свет зажегся теперь?
Дети: Зелёный.
Логопед: Что это значит?
Дети: Можно  переходить улицу.
Логопед:

Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит красным глазом–
Остановятся все сразу.
А зелёным подмигнёт –
Все – и взрослые, и дети –
Отправляются вперёд.

Логопед: Кто является помощником светофора? Угадайте!

Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши.
                                              (Милиционер)

Дети: Это милиционер.

Логопед: Он работает в дорожно постовой службе и  наблюдает за тем, чтобы правила дорожного движения не нарушались.

Выполнение действий учащимися

Упражнение «Машины»

Развитие общих речевых навыков, координация речи с движением

На улице нашей                                          (Дети двигаются из одного конца
Машины, машины,                                      игровой в другой, держа в руках
Машины малютки,                                       воображаемый руль.)
Машины большие.
Спешат грузовые,                                       (Сделав разворот, двигаются в другую
Фырчат легковые.                                        сторону.)
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
Эй, машины полный ход,                           (Когда все «машины поехали», один из детей–
Я – примерный пешеход:                          пешеход, «переходя улицу»,
Торопиться не люблю,                                произносит эти слова. Пешеходы – все дети
Вам дорогу уступлю.                                  по-очереди.)

Я.Тайц

Игра с мячом

Дети выстроились в ряд. Логопед с мячом.

Логопед:Тот, кто ловит мяч, тот и отгадывает загадку или отвечает на вопрос.

1) В даль бежит – не тужит,                                        2) Шагнешь – впереди лежит.
С ножками дружит.  (Улица)                                        Оглянешься – домой бежит. (Дорога)

3) На дороге – лежит,
Под машиной – бежит.
Пока молод – чёрный.
Тёплый, размягчённый.
А как постареет,
Затвердеет, поседеет. (Асфальт)

4) Как посмотрит красным глазом– сразу все мы разом ... ?  (Остановимся)

5) А зелёным подмигнёт – ... ?   (Отправляемся вперед)

Логопед:Молодцы ребята!!!  Понравилось  это нашему гостю – светофору и на прощание он  решил нам прочитать стихи о правилах дорожного движения.

Светофор:

Помните и младшие, и старшие,
Выполняйте строго:
Пешеходу – тротуар,
Транспорту – дорога.
Не случилась, чтоб беда,
Не было увечья –
Надо двигаться всегда
Транспорту навстречу.

Удивилась наша Катя:
Для чего там на асфальте
Белые полоски,
Будто на матроске?
Улыбается народ:
– Это, Катя, переход
На ту сторону дороги
Через улицу ведёт.
Он бывает и подземным:
По ступенькам вниз пойдёшь
И дорогу непременно
Под дорогой перейдёшь.

Мише дали новый мячик.
Миша сам, как мячик, скачет,
Забывает про дорогу,
На машины не глядит.
И братишка старший строго,
очень строго говорит:
– У дороги – не играй,
На неё не выбегай,
Вдруг споткнешься, упадёшь –
Под колёса попадёшь.

                                   И. Яворская

– Понравились вам мои стихи? О чём они?

Дети: О правилах дорожного движения. И ещё о том, что выбегать и играть на дороге  нельзя.

Светофор: А сейчас  пора мне на своё место иначе  много будет там аварий.

3. Заключительная часть занятия

  • Подведение итогов занятия.
  • Задание на дом: рисунки «Я на дороге», «Я пешеход».
  • Пароль на выход: скажи что ты делал(а) на занятии?

Литература

1. Стихотворение «Машины» автор Я.Тайц
2. Стихотворение «Светофор» автор И. Яворская.
3. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» Издательство  «Детство-пресс» Санкт-Петербург – 2005 год.
4. Н.В. Нищева «Разноцветные сказки. » Издательство  «Детство-пресс» Санкт-Петербург – 2006 год.
5. Правила дорожного движения.

Приложение