Развитие ученического самоуправления в классном коллективе

Разделы: Классное руководство


В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.

В современных условиях  стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся  брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
  4. Учить защищать права  учащихся.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
  • непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.

Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

  • в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
  • в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
  • в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Детям можно поручать следующие области школьной жизни:

  • в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
  • в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
  • в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
  • в спортивной деятельности: организация и   проведение спортивных мероприятий;
  • в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

Для создания органов самоуправления необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и  программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Важным условием в организации самоуправленческой деятельности учащиеся является партнёрство, которое даёт возможность включить ребят в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни. Это участие, в социально значимых  проектах: «Милосердие», «Озеленение участка», экологической программе «Посади дерево», охране исторических и культурных памятников: «Вахта памяти», возрождение национальной культуры: научно – исследовательские работы, творческие и  телекоммуникационные проекты.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.

В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:

  1. Дежурная служба класса.
  2. Библиотечная служба класса
  3. Учебная служба класса.
  4. Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
  5. Хозяйственная служба класса.
  6. Шефская служба класса.
  7. Сценарная служба класса.

Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека  – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.

По развитию ученического самоуправления использую разнообразные методы и формы работы (М. И. Рожков «Развитие самоуправления в детских коллективах»).

МЕТОДЫ

СФЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ

Убеждения

Интеллектуальная

Внушения

Эмоциональная

Стимулирования

Мотивационная

Упражнений

Волевая

Коррекция поведения

Саморегуляции

Создания воспитывающей ситуации

Предметно-практическая

Рефлексия

Осмыслённого выбора

Один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению – коллективное планирование. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:

  • коллективно-творческое дело;
  • деловая игра;
  • конкурсы;
  • общественный опрос (диагностирование);
  • разведка полезных дел;

Например, дежурство по школе. Председатель данного органа заранее распределяет обучающихся по постам, обговаривая с каждым то место , где будет находиться дежурный. В течение дня председатель дежурной службы наблюдает за порядком в школе, контролирует дежурных, а в конце дня, когда дежурные учителя проставят оценки за дежурство и укажут на замечания, классный коллектив собирается на обсуждения прошедшего дня. В конце недели на линейке дежурство вместе с дневником передаётся следующему классу, где дежурный класс делает акцент, на что больше всего надо дежурным обращать своё внимание. Организует линейку по сдаче дежурства старший дежурный по школе. Он же делает продежурившему классу замечания и выставляет итоговую оценку за дежурство. В случае неудовлетвориельной оценки, дежурство продлевается.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

В возникновении конфликтов я использую форму дискуссии.

Дискуссия (обсуждение спорного вопроса).

Дискуссия – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать своё мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы, намечаются пути их решения. И разрешению конфликтных ситуаций.

В настоящее время дискуссия находит применение в образовательном и воспитательном процессе школы как один из интерактивных приёмов.

В конце года провожу диагностирования среди обучающихся:

1. «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью».

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Результаты показали, что высокая степень удовлетворённости у 4 обучающихся, средняя – у 18 обучающихся, низкая – у 2 обучающихся.

2. «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе».

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Результаты показали, что  развитие самоуправления в классном коллективе находится на среднем уровне.

рис.1

Школа – наш второй дом. Школа для всех жителей маленькой республики одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием – не та ли это цель, которую ставят перед собой воспитательные системы всех школ? Детские годы – это определённый жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитую личность.

Приложения:

  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Приложение 1)
  • Классный час «Выбор актива класса» (Приложение 2)
  • Презентация «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе» (Приложение 3)

 

Список используемой литературы:

  1. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др., Методические рекомендации классному руководителю о самоуправлении в классе, Творческий центр, М., 2006
  2. Хочу быть лидером, пособие, Нижний Новгород, 2003
  3. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова, Справочник классного руководителя, «ВАКО», М. 2006
  4. М.И. Рожкова, Классному руководителю, «ВЛАДОС», М., 2001
  5. Е.П. Сгибнева, Классные часы в выпускных классах, «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2006