Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе полихудожественного подхода

Разделы: Работа с дошкольниками


Первые представления об окружающем мире формируются с ранних лет, и происходит это, прежде всего,  через  ознакомление   с традициями «своей» социокультурной среды. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Л.В. Кокуева [3]  выделяет ряд актуальных проблем воспитания патриотизма у дошкольников:

1. Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
2. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
3. Недостаточная сформированность системы работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Старший дошкольный  возраст характеризуется педагогами и психологами как особо значимый  период в духовно-нравственном воспитании и развитии ребенка. Старший дошкольник не просто активно усваивает основные ценности окружающего мира и общецивилизованные начала  добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия, своего и чужого, но и постигает их общий смыл уже в этнонациональной форме. Это тот самый период, когда в сознании маленького человека формируются  первые представления, из которых впоследствии вырастает образ Родины, осваиваются первые правила и на базе которых формируется патриотизм.

Особое значение в связи с этим приобретает полихудожественный подход в воспитании патриотизма у старших дошкольников. Б.П. Юсов [7] раскрывает суть полихудожественного подхода. Он заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе ДОУ различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, художественного, эстетического развития и воспитания ребенка. По мнению автора, ребенок с самых первых лет рождения по своей природе предрасположен в равной степени к разным видам искусства, то есть он полихудожественен. Но в практической действительности, в детских садах и школах, каждый вид искусства предлагают детям в основном обособленно, забывая, что сознание ребенка одновременно вмещает все виды художественной деятельности со своеобразным их переплетением в процессе развития. Б.П. Юсов [7] указывает на то, что использование полихудожественного подхода в работе с детьми дошкольного возраста помогает педагогам успешно воспитывать у них патриотизм, так как каждое из искусств обладает своими средствами выразительности и влияет на различные стороны сознания ребенка. В литературе –это слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора); в театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в композиции) и др.; в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. В воспитании у дошкольников патриотизма, подчеркивает автор, важно, чтобы содержание интегрированных  искусств было тесно связано с близким ребенку природным окружением, национальными и народными традициями и обычаями.

И.В. Штанько [6] отмечает, что полихудожественный подход в воспитании детей дошкольного возраста  заключается в соединении различных видов искусства, в переводе одного художественного ряда в другой, в использовании отдельными искусствами выразительных средств, художественного языка и материала других искусств. Автор выделяет стержневые линии полихудожественного развития ребенка. Это пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей через освоение природных и художественных явлений. К ним относятся возможности слова и речи, возможности передачи образными художественными средствами различные особенности окружающего мира. Основной формой реализации полихудожественного подхода в ДОУ, указывает И.В. Штанько [6], будет являться организация и проведение интегрированных и комплексных занятий  с детьми.

Эффективность интегрированных и комплексных занятий в воспитании патриотизма у ребенка дошкольника состоит в том, что в них могут объединяться знания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка. Данные занятия объединяют и разнообразные виды художественной деятельности: музыкальную, театрально – игровую, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Возможно объединение и двух деятельностей, например музыкальной и изобразительной, музыкальной и театральной. Главная цель таких занятий – возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер. Педагогическая ценность данных занятий в том, что, необычные по своему содержанию и форме, они увлекают ребенка, побуждают его активно и творчески действовать. Дети используют различный художественный материал, переходят от одного вида деятельности к другому, применяют разные приемы. Эта комплексная деятельность активизирует ориентировку дошкольников в окружающем, творческую инициативу и стимулирует эмоциональные переживания.

Так ознакомление с историей Родины, по мнению И.В. Штанько [6], можно проводить иллюстрируя беседы произведениями искусства, художественной литературы. Так, например, рассматривая портреты купца и купчихи в старшей группе, можно вспомнить чудесную сказку русского писателя С.Т. Аксакова  «Аленький цветочек», которая станет яркой литературной иллюстрацией.

Знакомя старших дошкольников с народными традициями и праздниками, нужно формировать представления детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. С этой целью на занятиях по декоративно-прикладному искусству можно использовать русские народные сказки, былины, потешки, народные игрушки, народную музыку. Например, готовясь к весенним народным праздникам, воспитатель знакомит детей с песнями-закличками, традицией лепки птиц из теста, хороводами, затем с песнями-колядками, воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова.

Теперь рассмотрим, каково же влияние на воспитание патриотизма у старших дошкольников каждого из видов искусств в отдельности.

Неизменной любовью  у старших дошкольников пользуются театрализованные игры. Т.Н. Караманенко и Ю.Г. Караманенко [2] считают, что в  старшем дошкольном возрасте  у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы, поэтому умелое использование театрализованной деятельности  оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада  по воспитанию патриотизма у детей.

Э. Суслова и В. Ботнарь [4]  отмечают, что невозможно переоценить роль игр- драматизаций, разыгрываемых на основе сказок народов мира, в воспитании толерантности у дошкольников. Этот вид работы формирует позитивное отношение к этнокультуре и ее создателям. Наиболее  эффективным будет проведение таких игр-драматизаций в старшем дошкольном возрасте, так как с пяти лет у детей начинают формироваться элементы национального самосознания. 

Огромный потенциал воздействия на воспитание патриотизма несет в себе музыкальное искусство,  в особенности  произведения музыкального народного творчества. Старшие дошкольники с поразительной быстротой овладевают музыкальным наследием народа. Н.Ф. Виноградова [1]  подчеркивает, что народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, играх, песнях  на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному краю. Слушание, разучивание и исполнение народных песен  детьми способствует становлению у них таких проявлений патриотизма, как уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.

Неизменным средством формирования патриотических чувств у дошкольников всегда было и будет изобразительное искусство.  Так, при ознакомлении старших дошкольников с жанровой живописью, указывает Р.М. Чумичёва [5], у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, к ценностям, которые создает его народ. В русле патриотического воспитания большой интерес у дошкольников вызывают произведения, посвященные героической тематике (например, героизм людей в годы Великой Отечественной войны), и те картины, содержание которых напоминает детям литературное произведение, прочитанное им воспитателем или родителями дома.   При восприятии детьми художественного произведения можно использовать музыку, характер которой созвучен настроению картины.

В  работе по патриотическому воспитанию  должна чаще использоваться и художественная литература, поскольку она является  прекрасным средством формирования чувства гражданственности, представлений о Родине, воспитания уважения к различным народам, благодарности воинам. Необходимо знакомить  детей с многонациональной художественной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех общечеловеческих нравственных ценностей, которые, с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой – закладывают основу общечеловеческой духовности.

И.В. Штанько [6]   отмечает, что интегрированные праздник и развлечения также являются плодотворными формами работы с детьми в этом направлении. При планировании интегрированных досуговых мероприятий  (развлечений, игр, конкурсов, концертов и т.д.) необходимо использовать формы проведения, объединяющие художественно-творческую, игровую, познавательную, коммуникативную, а иногда и трудовую деятельность. С этой целью автор рекомендует использовать такие формы, как игра-путешествие, театрализованное представление, музыкально-литературная гостиная, концерт, фольклорный праздник, предпраздничные посиделки.

По  мнению Л.В. Кокуевой [3],  на предпраздничных посиделках у дошкольников  воспитывается чувство  сопричастности к культурному наследию. Цель таких мероприятий: познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников. Атмосфера  предпраздничных посиделок  пронизана национальным духом, проводятся они  в «Русской горнице» детского сада, ведущие одеты в русские национальные костюмы и пр.  Дети под руководством взрослого не только разучивают народные песни, затевают хороводы и  игры, но и изготавливают под народное пение, рассказ воспитателя  предметы, которые понадобятся для предстоящего праздника. Так, дошкольники проживают (пропускают через разум, сердце, руки) представление о содержании праздника как составляющей  духовной жизни своего народа, а, следовательно, и своей жизни как представителя  этого народа.

Таким образом, можно говорить о том, что использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста успешно помогает становлению у них таких его проявлений, как уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, воспитанию чувства гордости за талант своего народа, уважения к другим народам, чувства сопричастности к культурному наследию.

Проведя теоретическое исследование актуальности проблемы, нами был составлен план работы по воспитанию патриотизма на основе полихудожественного подхода с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 1). Направления работы включали в себя:

1. Работа с детьми старшего дошкольного возраста:

– диагностирование  дошкольников старшей группы «Почемучки» МБДОУ ДС № 51 г. Белгорода с целью определения и выявления общего уровня  сформированности патриотизма и его основных критериев (Приложение 2);
– ряд комплексных и интегрированных занятий, экскурсии, праздники, развлечения, драматизации-импровизации.

2. Работа с педагогами:

– анкетирование педагогов, проведенное  для выяснения их готовности к работе по воспитанию патриотизма у детей,  уровню владения педагогами ДОУ вопросами методики патриотического воспитания (Приложение 3);
– ряд консультаций  и конкурсов для педагогического коллектива  (Приложение 4).

3. Работа с родителями воспитанников:

– консультации, привлечение к участию  в праздниках, обогащению предметной развивающей среды ДОУ и группы, семейные посиделки, конкурсы, распространение семейного опыта патриотического воспитания детей (Приложение 5).

С целью подведения итогов, выявления эффективности  проделанной работы, мы провели повторную диагностику уровня сформированности патриотизма у детей и сопоставили результаты. Нами была  выявлена  положительная динамика в нравственно-патриотическом воспитании  старших дошкольников  и  сделаны следующие выводы.

В группе, где проводилась работа, произошли значительные изменения. Повысилось  количество детей с высоким уровнем сформированности патриотизма, значительно уменьшилось число детей с низким уровнем сформированности, наблюдается динамика перехода старших дошкольников с низкого на средний уровень и со среднего на высокий.

Полученные данные подтверждаются наблюдениями педагогами и родителей. Отмечается повышение интереса детей к истории города, страны, ее национальным героям, народным традициям. Интерес к познаваемым явлениям и фактам стал носить устойчивый характер. Это стало выражаться в большом количестве вопросов познавательного характера, в содержании самостоятельной игровой деятельности, детских рисунках и поделках.  Ребята научились любоваться красотой родной природы и ценить ее.

Беседы с родителями свидетельствуют о том, что они стали проявлять больший интерес к нравственно-патриотическому  воспитанию детей и осознаннее относиться к своей роли в воспитании у них патриотизма.

Таким образом, анализ результатов показал эффективность использо­вания полихудожественного подхода в воспитании патриотизма у старших дошкольников.

Список литературы

  1. Виноградова, Н.Ф. Родной край [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада / Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1985.– 238 с.
  2. Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.
  3. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с.
  4. Суслова Э., Бонтарь В. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов.// Дошкольное воспитание. – 1994. – №3 –  С. 36-40
  5. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст] : Кн. для воспитателя дет. сада / Р.М. Чумичева – М.: Просвещение, 1992. – 126с.
  6. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход.: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.
  7. Юсов, Б. П.  Живой мир искусства [Текст] / Б.П. Юсов // Дошкольное воспитание. – 1993. – №6 – С.35-40.