Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность педагога, а его умение видеть суть проблемы и находить пути её решения на основе практического применения имеющихся знаний. Как одна из организационных активных форм взаимодействия, позволяющих углубить и укрепить объективную позицию педагога, круглый стол имеет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придаёт круглому столу динамичность и эксцентричность.
Цель круглого стола – раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.
Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:
1. Персофиницированность информации (участники
во время дискуссии высказывают не общую, а
личностную точку зрения. Она может возникнуть
спонтанно и не до конца точно быть
сформулирована. К подобной информации
необходимо относиться особенно вдумчиво,
выбирая крупицы ценного и реалистического,
сопоставляя их с мнениями других участников
(дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе
круглого стола может царить деловой шум,
многоголосье, что соответствует атмосфере
эмоциональной заинтересованности и
интеллектуального творчества. Но именно это и
затрудняет работу ведущего (модератора) и
участников. Среди этого многоголосья ведущему
необходимо «уцепиться» за главное, дать
возможность высказаться всем желающим и
продолжать поддерживать этот фон, так как именно
он является особенностью круглого стола).
Круглый стол предполагает:
- готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;
- наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.
Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.
Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:
- неразрешённый вопрос;
- равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
- выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.
При проведении круглого стола для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:
- Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).
- Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
- Установить регламент выступлений.
- Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)
Методика организации и проведения «круглого стола»
Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).
I Подготовительный этап включает:
- выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
- подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
- подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
- подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).
Сценарий предполагает:
- определение понятийного аппарата (тезауруса);
- краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;
- перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);
- разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;
- заключительную речь модератора.
- оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;
- консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);
- подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведённого анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей круглого стола.
II Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.
К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:
- избегай общих фраз;
- ориентируйся на цель (задачу);
- умей слушать;
- будь активен в беседе;
- будь краток;
- осуществляй конструктивную критику;
- не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
Ведущий должен действовать директивно, жёстко ограничивая во времени участников круглого стола.
- проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определённом порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.
- выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы;
- ответов на дискуссионные вопросы;
- подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.
III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:
- подведение заключительных итогов ведущим;
- выработку рекомендаций или решений;
- установление общих результатов проводимого мероприятия.
Организация и проведение круглого стола с применением позиционной технологии работы с текстом. Позиционная технология работы с текстом основана на позиционной модели обучения доктора психологических наук, профессор МГППУ, заведующего кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Н.Е. Веракса.
I. Подготовительный этап
- Выбор темы, проблемы – «Сквернословие – культурная катастрофа»
- Подбор модератора – это может быть заместитель директора по воспитательной работе.
- Подбор дискутантов: администрация школы, педагогический коллектив, представители Управляющего совета школы, Совета старшеклассников.
- Подготовка сценария.
- Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.
- Консультирование участников.
- Подготовка необходимых материалов на бумажном или электронном носителях.
II. Дискуссионный этап
Предлагаемый нами круглый стол по теме «Сквернословие – культурная катастрофа» проходит 5 «тактов»:
- Получение и осмысление информации
- Самоопределение
- Анализ ситуации. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом.
- Проектирование
- Рефлексия
Получение и осмысление информации предлагается через игру «Согласен, не согласен, может быть»
Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных комнатах помещения, в котором проходит круглый стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».
Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, следующим образом: «Если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».
Далее участникам предлагаются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие тематику круглого стола. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить совё отношение вышеуказанным способом. Модератор может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности участников круглого стола может быть предложено от 3 до 6 утверждений, например:
- Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий Богослов)
- Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
- Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
- Речь – это показатель ума. (Сенека)
- Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
- Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)
Самоопределение
Модератор обращает внимание участников на тему круглого стола. Самой своей формулировкой тема побуждает задуматься о своём отношении к работе по решению данной проблемы в школе и в обществе, как с позиции педагога, так и с позиции члена общества. Далее всем участникам круглого стола предлагается заполнить анкету «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1).
Анализ ситуации по теме круглого стола. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом
Позиционное работа с текстом начинается с
чтения текста Виноградов С. «Сквернословие» (Приложение 2).
Участники круглого стола делятся на группы (от
2 до 5 человек), выбирают одну из позиционных
ролей, предложенных модератором: «тезис»,
«понятие», «схема», «оппозиция», «апологет»,
«метод», «ассоциация», «символ». Для творческой
интерпретации обсуждаемого текста возможно
добавить позиции «поэзия», «театр».
Задачи групп следующие:
- «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста;
- «понятие» — определить основные понятия данного текста;
- «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
- «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста;
- «апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
- «метод» — ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
- «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
- «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
- «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме;
- «театр» — донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).
Участникам круглого стола отводится
определённое время для чтения текста в
группах (время чтения определяется объёмом
текста), выработки предложенной позиции и её
презентации. Группам «схема» и «символ»
предоставляется возможность оформить свою
позицию на доске, листе ватмана или в
слайдовой презентации.
Как показывает практика, 20 минут —
достаточное время для чтения и подготовки
позиции по тексту 5–7 страниц.
Презентация позиции имеет свою ритуальность:
каждая группа в полном составе выходит перед
аудиторией и обосновывает, иллюстрирует,
защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции»
большое значение приобретает роль модератора
в организации и управлении групповой
дискуссией.
Проектирование, принятие решений
Это очень важный этап. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы и других учреждений для решения обсуждаемой на круглом столе проблемы и проектирования новых возможностей.
Участникам круглого стола – уже сработавшимся группам предлагается:
- составить перечень тех подходов, методов, форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в практике школы, других учреждений, в которых уже сегодня возможно решение проблемы, обсуждаемой на круглом столе;
- оценить по 5 балльной системе, насколько эти подходы, методы, формы работы сегодня реально работают на решение этой проблемы;
- предложить шаги по расширению или углублению создаваемых школой и другими учреждениями возможностей для решения этой проблемы.
Таким образом, работа в группах осуществляется в три этапа. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы по решению проблемы сквернословия в школе. Возможно обсуждение предложенных шагов по решению проблемы с выделением «+» и «–», но обязательно начинать с «+».
Рефлексия
Завершается работа участников круглого
стола выявлением отношений к произошедшему на
данном дискуссионном мероприятии. Модератор
возвращается к теме круглого стола. Как теперь
она звучит для участников? Важно дать
возможность всем участникам высказаться,
обозначить свои пожелания и опасения, возникшие
в процессе обсуждения.
Организовать рефлексивный этап круглого
стола можно через игру «Согласен, не согласен,
может быть», которая проводилась на первом этапе.
Модератор предлагает участникам круглого стола
выразить своё отношение к тем предложенным шагам
по решению обсуждаемой на круглом столе проблемы
сквернословия, следующим образом: «Если участник
согласен с предложенными решениями, он встаёт
радом с табличкой «Да», если он лично не согласен
с данными шагами по решению проблемы, то ему
нужно переместиться к табличке «Нет». В случае
затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».
Модератор может задать любому участнику
круглого стола уточняющие вопросы.
III. Завершающий (постдискуссионный) этап
- Модератор подводит заключительные итоги круглого стола.
- Модератор произносит заключительные рекомендаций или решения.
- Модератор устанавливает общие результаты проводимого круглого стола.