Обучение ребенка в начальной школе – первая и
очень значительная ступень в его школьной жизни.
От степени освоения им учебной деятельности,
приобретения умения учиться во многом зависит
дальнейшее обучение ребёнка. К сожалению,
традиционные уроки не могут обеспечить в равной
доле решение образовательных и развивающих
задач. На традиционных уроках в большей степени
используются интеллектуальные, психологические
ресурсы ребенка, и в меньшей степени –
подкрепляются.
4 класс – это время, когда у детей
заканчивается формирование основных
новообразований младшего школьного возраста,
что сравнимо с закладкой фундамента дома.
Поэтому можно сказать, что заканчивается
строительство фундаментальных характеристик
ребенка, на основе которых будет продолжено
развитие в подростковом возрасте.
Прежде всего, формируется произвольности
познавательных процессов: внимания и памяти.
Предлагаемые занятия призваны, в большей степени
обратить внимание на то, что не всегда удается
реализовать на традиционном уроке, а именно:
- развитие воображения;
- развитие качеств внимания, памяти, мышления;
- внутренний план действий;
- анализ текстов.
Поэтому, целью данной методички является активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка, в привлекательной для него форме.
Данный курс рассчитан на еженедельные занятия в течение года.
Занятие 1
Упражнение №1. «Луч».
Упражнение №2. «Простые аналогии».
Упражнение №3. «Числовые ряды».
Упражнение №4. «Ухо – нос».
Упражнение №5. «Графический диктант».
Упражнение №6. «Холодно – горячо».
Занятие 2
Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Слово – трансформер».
Упражнение №3. «Что изменилось?»
Упражнение№4. «Балда».
Упражнение №5. «Ныряльщик».
Упражнение №6. «Графический диктант».
Занятиtе 3
Упражнение №1. «Горизонтальная
восьмерка».
Упражнение №2. «Угадай по признакам».
Упражнение №3. «Снежный ком».
Упражнение №4. «Кулачки».
Упражнение №5. «Что в мешочке?
Упражнение №6. «Послушай и запомни»
Занятие 4
Упражнение №1. «Колечко».
Упражнение №2. «Простые аналогии».
Упражнение №3. «Числовые ряды».
Упражнение №4. «Что изменилось?»
Упражнение №5. «Лягушка».
Упражнение №6. «Балда».
Занятие 5
Упражнение №1. «Восьмерка».
Упражнение №2. «Что в мешочке?»
Упражнение №3. «Найди пару».
Упражнение №4. «Логические задачи».
Упражнение №5. «Ныряльщик».
Упражнение №6. «Допиши рассказ».
Занятие 6
Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Выбери и запомни».
Упражнение №3. «Угадай по признакам».
Упражнение №4. «Балда».
Упражнение №5. «Кулак – ребро – ладонь».
Упражнение №6. «Логические задачи».
Занятие 7
Упражнение №1. «Горизонтальная
восьмерка».
Упражнение №2. «Сложные аналогии».
Упражнение №3. «Загадай слово».
Упражнение №4. «Лягушка».
Упражнение №5. «Заданная фигура».
Упражнение №6. «Цепочка слов».
Занятие 8
Упражнение №1. «Движение по 4-м
направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Выбери и запомни».
Упражнение №3. «Найди пару».
Упражнение №4. «Графический диктант»
Упражнение №5. «Огонь и лёд».
Упражнение №6. «Цепочка слов»
Занятие 9
Упражнение №1. «Движение по 4-м
направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Пиктограммы».
Упражнение №3. «Что в мешочке?»
Упражнение №4. «Немного перепутал».
Упражнение №5. «Колечко».
Занятие 10
Упражнение №1. «Горизонтальная
восьмерка».
Упражнение №2. «Неизвестный предмет».
Упражнение №3. «Выбери и запомни».
Упражнение №4. «Графический диктант».
Упражнение №5. «Свеча».
Упражнение №6. «Цепочка слов».
Занятие 11
Упражнение №1. «Горизонтальная
восьмерка».
Упражнение №2. «Сложные аналогии».
Упражнение №3. «Свойства наоборот».
Упражнение №4. «Логические задачи».
Упражнение №5. «Колечко».
Упражнение №6. «Контуры».
Занятие 12
Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Собери в группы».
Упражнение №3. «Выбери и запомни».
Упражнение №4. «Балда».
Упражнение №5. «Кулачки».
Упражнение №6. «Что в мешочке?».
Занятие 13
Упражнение №1. «Движение по 4-м
направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Неизвестный предмет».
Упражнение №3. «Главное сходство и отличие».
Упражнение№4. «Расшифруй предложение».
Упражнение №5. «Лягушка».
Упражнение №6. «Слово – трансформер».
Занятие 14
Упражнение №1. «Луч».
Упражнение №2. «Вопросы к задаче».
Упражнение №3. Свойства наоборот».
Упражнение №4. «Графический диктант».
Упражнение №5. «Свеча».
Упражнение №6. «Три слова».
Занятие 15
Упражнение №1. «Колечко».
Упражнение №2. «Контуры».
Упражнение №3. «Сложные аналогии».
Упражнение №4. «Ухо – нос»
Упражнение №5. «Лишнее условие».
Упражнение №6. «Найди слова».
Занятие 16
Упражнение №1. «Движение по 4-м
направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Какой по сравнению?»
Упражнение №3. Свойства наоборот».
Упражнение №4. «Кулачки».
Упражнение №5. «Графический диктант».
Упражнение №6. «Цепочка слов».
Занятие 17
Упражнение №1. «Горизонтальная
восьмерка».
Упражнение №2. «Главное сходство и отличие».
Упражнение №3. «Что в мешочке?»
Упражнение №4. «Допиши рассказ».
Упражнение №5. «Свеча».
Упражнение№6. «Расшифруй предложение».
Занятие 18
Упражнение №1. «Движение по 4-м
направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Пиктограммы».
Упражнение №3. «Логические задачи».
Упражнение №4. «Какой по сравнению?»
Упражнение №5. «Огонь и лёд».
Упражнение №6. Свойства наоборот».
Занятие 19
Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Добавь в условие».
Упражнение №3. «Загадай слово».
Упражнение №4. «Кулак – ребро – ладонь».
Упражнение №5. Свойства наоборот».
Упражнение №6. «Цепочка слов».
Занятие 20
Упражнение №1. «Горизонтальная
восьмерка».
Упражнение №2. «Парные картинки».
Упражнение №3. «Контуры».
Упражнение №4. «Угадай по признакам».
Упражнение №5. «Ухо – нос».
Упражнение№6. «Расшифруй предложение».
Занятие 21
Упражнение №1. «Движение по 4-м
направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Балда».
Упражнение №3. «Загадай слово».
Упражнение №4. «Лягушка».
Упражнение №5. «Небылицы».
Занятие 22
Упражнение №1. «Восьмерка».
Упражнение №2. «Небылицы».
Упражнение №3. «Лесенка».
Упражнение №4. «Добавь условие».
Упражнение №5. «Кулак – ребро – ладонь».
Занятие 22
Упражнение №1. «Колечко».
Упражнение №2. «Парные картинки».
Упражнение №3. «Какой по сравнению?»
Упражнение №4. «Мысль другими словами»
Упражнение №5. «Свеча».
Упражнение №6. «Заданная фигура».
Занятие 24
Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Художник».
Упражнение №3. «Ребусы».
Упражнение №4 «Лесенка».
Упражнение №5. «Ухо – нос»
Упражнение №6. «Три слова».
Занятие 25
Упражнение №1. «Горизонтальная
восьмерка».
Упражнение №2. «Что изменилось?»
Упражнение №3. «Мостики».
Упражнение №4. «Огонь и лёд».
Упражнение №5. «Графический диктант».
Занятие 26
Упражнение №1. «Горизонтальная
восьмерка».
Упражнение №2. «Найди слова».
Упражнение №3. «Ребусы».
Упражнение №4. «Свеча».
Упражнение №5. «Графический диктант».
Занятие 27
Упражнение №1. «Колечко».
Упражнение №2. «Способы применения».
Упражнение №3. «Сортировка».
Упражнение №4. «Ухо – нос»
Упражнение №5. «Лесенка».
Занятие 28
Упражнение №1. «Движение по 4-м
направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Мостики».
Упражнение №3. «Найди слова».
Упражнение №4. «Кулак – ребро – ладонь».
Упражнение №5. «Логические задачи».
Занятие 29
Упражнение №1. «Горизонтальная
восьмерка».
Упражнение №2. «Немного перепутал».
Упражнение №3. «Сортировка».
Упражнение №4. «Свеча».
Упражнение №5. «Мостики».
Занятие 30
Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Логические задачи».
Упражнение №3. «Способы применения».
Упражнение №4. «Огонь и лёд».
Упражнение №5. «Найди слова».
Список литературы:
- Д.А.Глазунов «Сборник развивающих занятий для учащихся 4-го класса», http://festival.september.ru
- Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Глобус, 2008.
- Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Глобус, 2009.
- Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Глобус, 2010.
- Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: изд-во «Совершенство», 1998г.