Развивающие занятия для 4-го класса

Разделы: Школьная психологическая служба


Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка. К сожалению, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени – подкрепляются.
4 класс –  это время, когда у детей заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста, что сравнимо с закладкой фундамента дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.
Прежде всего, формируется произвольности познавательных процессов: внимания и  памяти.
Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно:

  • развитие воображения;
  • развитие качеств внимания, памяти, мышления;
  • внутренний план действий;
  • анализ текстов.

Поэтому, целью данной методички является активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка, в привлекательной для него форме.

Данный курс рассчитан на еженедельные занятия в течение года.

Приложение

Занятие 1

Упражнение №1. «Луч».
Упражнение №2. «Простые аналогии».
Упражнение №3. «Числовые ряды».
Упражнение №4. «Ухо – нос».
Упражнение №5. «Графический диктант».
Упражнение №6. «Холодно – горячо».

Занятие 2

Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Слово – трансформер».
Упражнение №3. «Что изменилось?»
Упражнение№4. «Балда».
Упражнение №5. «Ныряльщик».
Упражнение №6. «Графический диктант».

Занятиtе 3

Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Упражнение №2. «Угадай по признакам».
Упражнение №3. «Снежный ком».
Упражнение №4. «Кулачки».
Упражнение №5. «Что в мешочке?
Упражнение №6. «Послушай и запомни»

Занятие 4

Упражнение №1. «Колечко».
Упражнение №2. «Простые аналогии».
Упражнение №3. «Числовые ряды».
Упражнение №4. «Что изменилось?»
Упражнение №5. «Лягушка».
Упражнение №6. «Балда».

Занятие 5

Упражнение №1. «Восьмерка».
Упражнение №2. «Что в мешочке?»
Упражнение №3. «Найди пару».
Упражнение №4. «Логические задачи».
Упражнение №5. «Ныряльщик».
Упражнение №6. «Допиши рассказ».

Занятие 6

Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Выбери и запомни».
Упражнение №3. «Угадай по признакам».
Упражнение №4. «Балда».
Упражнение №5. «Кулак – ребро – ладонь».
Упражнение №6. «Логические задачи».

Занятие 7

Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Упражнение №2. «Сложные аналогии».
Упражнение №3. «Загадай слово».
Упражнение №4. «Лягушка».
Упражнение №5. «Заданная фигура».
Упражнение №6. «Цепочка слов».

Занятие 8

Упражнение №1. «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Выбери и запомни».
Упражнение №3. «Найди пару».
Упражнение №4. «Графический диктант»
Упражнение №5. «Огонь и лёд».
Упражнение №6. «Цепочка слов»

Занятие 9

Упражнение №1. «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Пиктограммы».
Упражнение №3. «Что в мешочке?»
Упражнение №4. «Немного перепутал».
Упражнение №5. «Колечко».

Занятие 10

Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Упражнение №2. «Неизвестный предмет».
Упражнение №3. «Выбери и запомни».
Упражнение №4. «Графический диктант».
Упражнение №5. «Свеча».
Упражнение №6. «Цепочка слов».

Занятие 11

Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Упражнение №2. «Сложные аналогии».
Упражнение №3. «Свойства наоборот».
Упражнение №4. «Логические задачи».
Упражнение №5. «Колечко».
Упражнение №6. «Контуры».

Занятие 12

Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Собери в группы».
Упражнение №3. «Выбери и запомни».
Упражнение №4. «Балда».
Упражнение №5. «Кулачки».
Упражнение №6. «Что в мешочке?».

Занятие 13

Упражнение №1. «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Неизвестный предмет».
Упражнение №3. «Главное сходство и отличие».
Упражнение№4. «Расшифруй предложение».
Упражнение №5. «Лягушка».
Упражнение №6. «Слово – трансформер».

Занятие 14

Упражнение №1. «Луч».
Упражнение №2. «Вопросы к задаче».
Упражнение №3. Свойства наоборот».
Упражнение №4. «Графический диктант».
Упражнение №5. «Свеча».
Упражнение №6. «Три слова».

Занятие 15

Упражнение №1. «Колечко».
Упражнение №2. «Контуры».
Упражнение №3. «Сложные аналогии».
Упражнение №4. «Ухо – нос»
Упражнение №5. «Лишнее условие».
Упражнение №6. «Найди слова».

Занятие 16

Упражнение №1. «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Какой по сравнению?»
Упражнение №3. Свойства наоборот».
Упражнение №4. «Кулачки».
Упражнение №5. «Графический диктант».
Упражнение №6. «Цепочка слов».

Занятие 17

Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Упражнение №2. «Главное сходство и отличие».
Упражнение №3. «Что в мешочке?»
Упражнение №4. «Допиши рассказ».
Упражнение №5. «Свеча».
Упражнение№6. «Расшифруй предложение».

Занятие 18

Упражнение №1. «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Пиктограммы».
Упражнение №3. «Логические задачи».
Упражнение №4. «Какой по сравнению?»
Упражнение №5. «Огонь и лёд».
Упражнение №6. Свойства наоборот».

Занятие 19

Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Добавь в условие».
Упражнение №3. «Загадай слово».
Упражнение №4. «Кулак – ребро – ладонь».
Упражнение №5. Свойства наоборот».
Упражнение №6. «Цепочка слов».

Занятие 20

Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Упражнение №2. «Парные картинки».
Упражнение №3. «Контуры».
Упражнение №4. «Угадай по признакам».
Упражнение №5. «Ухо – нос».
Упражнение№6. «Расшифруй предложение».

Занятие 21

Упражнение №1. «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Балда».
Упражнение №3. «Загадай слово».
Упражнение №4. «Лягушка».
Упражнение №5. «Небылицы».

Занятие 22

Упражнение №1. «Восьмерка».
Упражнение №2. «Небылицы».
Упражнение №3. «Лесенка».
Упражнение №4. «Добавь  условие».
Упражнение №5. «Кулак – ребро – ладонь».

Занятие 22

Упражнение №1. «Колечко».
Упражнение №2. «Парные картинки».
Упражнение №3. «Какой по сравнению?»
Упражнение №4. «Мысль другими словами»
Упражнение №5. «Свеча».
Упражнение №6. «Заданная фигура».

Занятие 24

Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Художник».
Упражнение №3. «Ребусы». 
Упражнение №4 «Лесенка».
Упражнение №5. «Ухо – нос»
Упражнение №6. «Три слова».

Занятие 25

Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Упражнение №2. «Что изменилось?»
Упражнение №3. «Мостики».
Упражнение №4. «Огонь и лёд».
Упражнение №5. «Графический диктант».

Занятие 26

Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Упражнение №2. «Найди слова».
Упражнение №3. «Ребусы». 
Упражнение №4. «Свеча».
Упражнение №5. «Графический диктант».

Занятие 27

Упражнение №1. «Колечко».
Упражнение №2. «Способы применения».
Упражнение №3. «Сортировка».
Упражнение №4. «Ухо – нос»
Упражнение №5. «Лесенка».

Занятие 28

Упражнение №1. «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
Упражнение №2. «Мостики».
Упражнение №3. «Найди слова».
Упражнение №4. «Кулак – ребро – ладонь».
Упражнение №5. «Логические задачи».

Занятие 29

Упражнение №1. «Горизонтальная восьмерка».
Упражнение №2. «Немного перепутал».
Упражнение №3. «Сортировка».
Упражнение №4. «Свеча».
Упражнение №5. «Мостики».

Занятие 30

Упражнение №1. «Лезгинка».
Упражнение №2. «Логические задачи».
Упражнение №3. «Способы применения».
Упражнение №4. «Огонь и лёд».
Упражнение №5. «Найди слова».

Список литературы:

  1. Д.А.Глазунов «Сборник развивающих занятий для учащихся 4-го класса»,  http://festival.september.ru
  2. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Глобус, 2008.
  3. Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Глобус, 2009.
  4. Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Глобус, 2010.
  5. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  7. “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  9. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: изд-во «Совершенство», 1998г.