Урок обществознания с кейс-технологией. 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели урока:

  • Образовательная: формирование понятий: преступление,  причины преступлений, виды преступлений, ответственность за    преступление
  • Развивающая: развитие умений анализировать, составлять план, обобщать, работать в паре и группе,  делать выводы на основе уже имеющихся и полученных знаний
  • Воспитательная: воспитание уважения к закону, способность брать на себя ответственность, отстаивать свои права

Ожидаемые результаты:

По завершению урока учащиеся должны:

1. Иметь представление: о преступлении, о причинах совершения  преступлений, о видах преступлений, об  ответственности за совершение противоправных действий.
2. Уметь:  формулировать проблему, предлагать пути её решения,  анализировать ситуации, обобщать, делать выводы,  применять полученные знания в конкретных ситуациях.
3. Занимать позицию по обсуждаемому вопросу, толерантно относиться к чужому мнению.

Основные понятия и термины: проступок, преступление, виды преступлений, юридическая ответственность, уголовная ответственность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: учебник  Кравченко А. И. Обществознание 7 класс,   Уголовный Кодекс РФ,  карточки с  кейсами

План учебного занятия:

1.  Проблемно-мотивационный этап
1.1. Мотивация
1.2. Постановка проблемы
1.3. Поиск путей решения проблемы
2.  Основной этап
2.1. Информационный блок
2.2. Аналитический блок
3.  Заключительный этап
3.1. Оценивание
3.2. Рефлексия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Проблемно-мотивационный этап

1.1  Мотивация

 

Начинает урок за 2 минуты до звонка!!!
Задает вопрос: – Какое право нарушил учитель?
– Вспомните права ребенка и докажите, что ребенок – полноценная личность.
– Сделайте вывод: какое отношение к правам ребенка существует в современном мире?

Учащиеся в недоумении.
Отвечают: учитель нарушил право ученика отдыхать в перерывах между уроками. Вспоминают права ребенка. Вывод: права ребенка защищены
1.2. Постановка проблемы Сравните два информационных источника:
а) объявление в газете: «Прошу вернуть детство за вознаграждение».
б) данные статистики: «Некоторое время назад число преступлений, совершенных подростками за год, составило около 250 тыс.; среди подростков, в течение года задерживавшихся милицией, было выявлено свыше 44тыс., не имеющих начального образования; нигде не работают и не учатся 30% от числа подростков, совершивших преступление»
Вопросы:
1) почему автор просит вернуть детство, да еще и за вознаграждение?
2) проанализируйте статистические данные и сделайте  вывод: все ли дети счастливы?
3) в чем противоречие?
4)  какая  проблема возникает?
5) запишем проблему (тему) в тетрадь «Опасный путь преступной жизни»
Индивидуальная работа.
Рассуждают,
отвечают на вопросы, делают выводы: 1)детство – лучшая, счастливая пора жизни
2) детство – «опасный» период в жизни человека
3) противоречие в том, что для одних – детство – это счастье, для других – «опасный» период
4) возникает  проблема: почему детям не живется счастливой жизнью и что их толкает на преступления?
5) записывают проблему (тему) в тетрадь
1.3. Поиск путей решения проблемы Составим план:
– На какие вопросы нам нужно ответить, чтобы решить проблему?

Пишет план на доске:

1. Преступление.
2. Причины преступлений.
3. Виды преступлений.
4. Ответственность за    преступление

Работа в парах

Составляют и озвучивают примерный  план решения проблемы:

Пишут план в тетради

2. Основной этап

2.1. Информационный блок

Дает задание: прочитать §19 (пункты 1-2), выделить главное, согласно плану, приготовиться отвечать на вопросы:

– Что такое преступление?
– В чем разница между проступком и преступлением?
– Назовите причины преступлений.
– Кого закон относит к несовершеннолетним? 
– С какого возраста наступает уголовная ответственность по общим основаниям? 
– За какие виды преступлений уголовное наказание наступает с 14 лет?
– Применяется ли к подросткам смертная казнь? 
–  Какой максимальный срок наказания полагается несовершеннолетним?

Читают §19
(пункты 1-2), выделяют главное, согласно плану.

Отвечают на вопросы
Фронтальный опрос

2.2. Аналитический блок Делит класс на группы. Каждая группа получает кейс и статьи УК РФ Работа в группах с кейсами, статьями УК РФ
Кейс №1.  Определите преступления и проступки:    
А) 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.  
Б) Виктор П. управлял машиной в нетрезвом состоянии.  
В) В городе N была организована вооруженная пистолетами и автоматами группа для осуществления нападений на граждан и организации
Г) Яков Ш. присвоил авторство произведения, созданного другим человеком.  
Кейс №1:

А)  проступок – повреждение имущества
Б) проступок – управление машиной в нетрезвом виде
В) преступление – бандитизм
Г) проступок – нарушение авторских прав

Кейс №2. Определите, в какой форме совершено преступление: умысел или неосторожность.  
А) 14-летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен.
Б) Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом.
В) Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой участок леса. Нанесен был значительный ущерб.
Г) Группа подростков ограбила магазин. Сторожу магазина были нанесены тяжкие телесные побои.
 

Кейс №2

А) неосторожность
Б) умысел
В) неосторожность
Г) умысел

Кейс № 3.   Инсценируйте ситуацию, придумайте  разные окончания этой истории. Сергей и Алёша учатся в 9 классе. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. Последнее время они мечтают купить скейтборды, которые стоят очень дорого. Один из знакомых, предложил купить у него доски за полцены, но деньги нужны срочно. Сергей был уверен, что отец даст положенную сумму, у Алёши мама работала санитаркой, и денег хватало только на продукты. Знакомый предложил оказать ему услугу, за которую обещал хорошо заплатить. Как вы думаете, как поступят мальчики? Кейс №3.  Инсценируют ситуацию, придумывают разные окончания этой истории
Кейс №4: Определите, о каких видах преступлений идет речь
А) 14-летние подростки Иванов и Петров, зная, что семья их одноклассника Тищенко уехала отдыхать в санаторий, проникли в их квартиру и похитили ценные вещи
Б) Несовершеннолетние Сидоров и Уваров ночью напали на прохожего, избили его, забрали у него часы, деньги, часы и норковую шапку
В) Чем кража отличается от грабежа?
Г) Будут ли наказаны Сидоров и Уваров, если:
Сидоров судебно-психиатрической экспертизой признан невменяемым?  Уварову в день преступления исполнилось 14 лет?
Кейс №4

А) кража
Б) грабеж
В)  кража –  тайное хищение чужого имущества, грабеж – открытое хищение чужого имущества
Г) Сидоров – нет;
Уваров – нет, т.к. уголовная ответственность наступает не в день рождения, а через сутки после него

Кейс №5:  Определите обстоятельства совершения преступления, которые  смягчают наказание, ужесточают наказание.
1. Несовершеннолетие;
2. Рецидив, т.е. повторное совершение преступления;
3. Беременность;
4. Явка с повинной, отказ от совершения преступления;
5. Преступление, совершенное в составе преступной группы (соучастие );
6. Преступление, совершенное впервые;
7.Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств;
8. Добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда;
9. Аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
10. Наличие малолетних детей у виновного;
11. Преступление, совершенное с особой жестокостью
Кейс №5

смягчают наказание: 1, 3, 4, 6, 7, 8, 10
ужесточают наказание: 2, 5, 9, 11

 

 

 

Представление своих работ

3. Заключительная часть

3.1. Оценивание

3.2. Рефлексия

Итоги.
1) Составьте синквейн понятия «преступление»
2) Предлагает ответить на вопросы:
– Какая информация была для вас новой на данном занятии?
– Где можно применить полученные знания?
– Какие идеи были для вас наиболее значимыми? Почему?
– Продолжите фразу: каждый человек имеет право выбора…
3)  Предлагает  провести взаимооценивание учащихся в группах
4)  Высказывает свое мнение, обобщает

Домашнее задание: написать эссе на тему «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений» (Виктор Гюго)

Работа в группах:
составляют синквейн,
осуществляют рефлексию, делают вывод, что каждый человек имеет право выбора: пойти законным путём или нарушить закон. Оценивают работу друг друга, обобщают