Работа с родителями

Разделы: Работа с родителями


За долгие годы работы в школе я убедилась в том, что без взаимопонимания, без сотрудничества между учителем и родителями успеха в учебном процессе не добиться. Я считаю, что 80% успешности в учении зависит от учителя, а 20% – от родителей. Всем известно, что дети любят хорошо учиться. У большинства это получается, и они с радостью приходят в школу. А у отдельных малышей с самого начала учеба не заладилась. Начинаю искать причины, которые мешают детям в учении. Ведь о поступивших в школу малышах учитель мало знает о семье, о его здоровье, о бытовых условиях, в которых живет. Поэтому с первых дней учебы я провожу с родителями анкеты, которые помогают мне узнать многое о семье каждого ученика. Но иногда родители скрывают истинные причины неуспешности ребенка (ранее перенесенные заболевания, операции, наблюдение у какого-либо врача, семейные неурядицы: развод родителей и т.д.). Тогда я приглашаю родителей этих учеников для индивидуальной беседы, из которой в максимально тактичной форме я получаю интересующую меня информацию. Тактичность и уважение ко всем родителям (никакого панибратства).

В классе у меня 25 учеников. Посещаемость родительских собраний можно сказать 100% (22-23 родителя: мамы, папы или бабушки) стабильно. Родительское собрание проводится в интересах учащихся и их родителей, а присутствие родителей на собрании – свидетельство уважения к школе и труду педагога, их внимания к проблемам и делам своих детей.

Моих коллег всегда интересует вопрос, чем я привлекаю своих родителей на родительские собрания? Готовясь к встрече с родителями надо помнить: «По одежке встречают…» Это немаловажный момент (особенно при знакомстве с родителями первоклашек), ведь мне нужно расположить к себе незнакомых людей, найти в них поддержку в последующем. И, кстати, об окончании поговорки: «по уму провожают». К собранию я готовлюсь неделю, тщательно продумываю, о чем буду говорить. Опрашиваю учителей-предметников, записываю их похвалы и порицания, рекомендации отдельным ученикам.

Если сформулировать основные принципы подготовки родительского собрания, то это может быть следующее:

  1. Родители должны знать определенный день проведения собрания в классе. Необходимым моментом становится запись в дневниках учащихся о дне и времени проведения родительского собрания для напоминания родителям. Тогда родители могут заранее планиовать освобождение вечера этого дня и психологически подготовиться на обязательность посещения.

  2. Свое выступление перед родителями обязательно начинаю с поздравления с успешным окончанием очередной четверти или года. Окончание всегда бывает успешным в моем классе, т.к. неуспевающих не бывает. В течение 34 лет ни одного ребенка не оставила на повторный год.

  3. Делаю полный анализ успеваемости всего класса и отдельно каждого ученика по всем предметам, отражая его сильные и слабые стороны, даю советы и рекомендации по их ликвидации. Чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе собрания, обязательно показываю деятельность их детей (участие и победы в школьных, городских, всероссийских конкурсах, олимпиадах, спортивных состязаниях, поездки на экскурсии.

  4. Никогда не «отчитываю» родителей за промахи его ребенка и не выставляю на общее обозрение его неуспехи, потому что родители после таких моментов перестают посещать собрания. О проблемах говорю наедине до или после собрания.

  5. Пользуюсь скорой предметной помощью по телефону. Результаты тестов и проверочных работ по русскому языку и математике показывают уровень усвоения учебного материала. Данный вид работы позволяет планомерно и эффективно отслеживать степень обученности учащихся. После этого обращаюсь к родителям с просьбой помочь ликвидировать пробелы в обучении ребенка. Предупреждаю родителей слабоуспевающих учащихся о предстоящей контрольной работе по предмету, чтобы подготовили ребенка.

Дети часто забывают дома тетрадь, линейку, спортивную форму, выучить стихотворение и т.д.

Такая забывчивость идет от неорганизованности. А навыки учебного труда сами собой не приходят. Воспитывать в ребенке организованность – значит учить учиться. Я советую родителям на первых порах помогать маленькому школьнику готовиться к следующему дню: вместе выучить уроки, собрать портфель по расписанию уроков, проверить содержимое пенала. Постепенно пусть учится делать так же сам. Но и тогда нужен контроль со стороны родителей неустанный, тактичный. Детям необходима психологическая поддержка семьи. Ребенок должен всегда чувствовать, что родители огорчаются, когда у него не ладятся дела, и радуются вместе с ним его успехам. Поэтому соприсутствие заинтересованных лиц – важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома.

С первых дней первого класса рекомендую родителям читать детям сказки, рассматривать вместе иллюстрации, беседовать о прочитанном по вопросам и постепенно переходить к пересказу данного произведения. Чтение является ведущим предметом в школе. А хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением математических задач.

В нашем классе сложились определенные традиции. Вот некоторые из них.

  1. Мы никогда не забываем о надолго заболевшем или попавшем в больницу ребенке. Родительский комитет из классного фонда организует материальную помощь семье на приобретение лекарств или покупают соки, фрукты для больного ученика. Дети тоже принимают активное участие: пишут ему письма, делают поделки своими руками, приносят сладости, игрушки (я тоже в этом принимаю участие). Все это передаем в семью. Ребята звонят ему по телефону, справляются о здоровье, рассказывают о новостях в классе, школе. После выписки из больницы ребята навещают его дома, объясняют пропущенный материал, чтобы не отстал в учебе. Такая забота о больном ученике способствует скорейшему выздоровлению и ограждает его от одиночества, хандры.

  2. По окончанию четверти я пишу в дневнике слова благодарности родителям отличников и тех учеников, успеваемость которых улучшилась по какому-то предмету.

  3. Родительский комитет поощряет детей за победы в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях (если командные, то покупается торт, если личные – то шоколадки, блокноты, ручки и т.д.).

  4. По окончанию учебного года родительский комитет из фонда класса детям-отличникам оказывает материальное вознаграждение в сумме 300 рублей каждому, а по окончанию 4 класса – по 500 руб. (Материальная помощь и вознаграждение согласованы со всеми родителями на первом родительском собрании).

Все это способствует успешной учебе моих учеников. Все начинается с детства. И от нас, учителей и родителей, зависит, чтобы к каждому пришел успех в учении, а его школьные годы стали ступеньками становления человека и гражданина.

И последнее, хотелось бы предложить советы педагогам и родителям.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить людей в этом мире.