Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Вода ‒ источник здоровья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:

– формировать способы звукового анализа на основе слова “вода”,
– развивать умение правильно выделять и произносить в слове и вне слова гласные и согласные, обозначать их по качественным характеристикам,
– осмыслять свою деятельность, уметь правильно использовать термины: слово, звук, гласный звук, твердый / мягкий согласный звук,
– расширять картину мира знаниями о здоровом образе жизни, что вода является главным условием жизни человека,
– уметь читать слова слитно, осмысляя прочитанное,
– воспитывать положительное отношение к тому, что способствует укреплению здоровья.

Материал к занятию: Таблицы Зайцева, набор букв, карточки со словами, доска, магниты, рисунок воды.

Каждому ребенку: Фишки, карточки с четырьмя клеточками.

Ход занятия

– Сегодня на занятии мы будем читать и продолжать учиться звуковому анализу, но вначале давайте поработаем над дыханием.

– Читаем по таблице, как? (Правило: читаем то, что показывает указка, слитно или отдельно по таблице Зайцева 3 столбика, выделяя в каждом один слог.)

– Вот теперь ваше дыхание и внимание готовы к работе.

– Зачем нам нужно уметь читать? (Чтобы узнавать новое.)

– Узнаем, что здесь написано, как? (Прочитаем.)

– Можем ли мы прочитать вот это слово? В_ ДА (Нет.)

– Почему? (В нем пропущена буква).

– Как узнать это слово? (Надо подставлять буквы и читать.) Подставляем буквы и читаем все варианты пока не получится слово – вода .

– Какое слово мы прочитали? (Вода.)

Выставляю картинку.
Я очень добродушная,
Текучая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень подточу!
Разольюсь когда, беда!
Я капризная вода.

– Что вы знаете о воде? (Она бывает жидкая, твердая, парообразная в различных случаях, ее встретишь в реке, озере, из крана, воду любят растения и животные.)

– Ребята, когда я готовилась к этому занятию, в книге прочитала, что наш организм тоже состоит из воды, и вода занимает больше половины нашего веса. И очень важно какую воду мы пьем, чтобы не навредить своему здоровью. (Очищенную и кипяченную.)

– Ну вот, буквы нам рассказали о слове и ушли (убираю буквы), а домики остались. Чьи это домики?

– Да, здесь живут звуки какого слова?

– Ну, если мы заговорили о звуках, давайте вспомним, что мы о них знаем. (Мы их слышим, произносим, обозначаем, они бывают гласные и согласные, произносятся твердо и мягко.)

– И так, что мы сейчас будем делать? (находить звуки в слове вода.)

– Как найти первый звук? (Произнести слово , выделить голосом и послушать.)

– Читаем и выделяем голосом(веду указкой по схеме в-в-вода, спрашиваю 2-3 детей, что они услышали)

– Назовите имя первого звука (в ).

– Как узнали? (Услышали.)

– Что теперь об этом звуке надо узнать? (Гласный или согласный звук), вспомнить способы работы.

– Какой фишкой обозначим? Почему?

Второй звук определяем по аналогии. Третий звук предлагаю обозначить ребенку и объяснить свои действия.

– Вы согласны? (Дети отвечают хлопком.)

– Четвертый звук обозначьте сами. (Использую прием ошибки, чтобы увидеть насколько самостоятельно дети работают.)

– Давайте определим ударный звук, как это сделать? (Позвать слово.)

– Все звуки нашли, давайте подведем итог работы:

– сколько звуков в слове вода?
– сколько гласных звуков?
– назовите ударный гласный звук.
– назовите безударный звук.
– сколько согласных?
– как узнали?

– А теперь поиграем: надо убрать ударный звук (у кого так – похвалите себя); убрать первый согласный звук (контроль); убрать звук Д; назовите звук, который остался.

– Кто не допустил ошибки, похвалите себя.

– Продолжим разговор о воде. Чтобы быть здоровым необходима чистая вода. А что еще помогает сохранить нам крепкое здоровье?

На столе лежат слова, предлагаю вам выбрать те, которые говорят о крепком здоровье и поместите их на доске, и те слова, которые говорят о вреде здоровью, поместите их на другой доске. (Дети читают и укрепляют слова на двух досках.)

– Давайте проверим свою работу. Читаем:

1. Мыло.

Без водицы не годится
А в водице растворится
Станешь мыться – пригодится.

2. Вода.

Вода – мать полей
А без матери не проживешь. (Кит.)

3. Зубная паста.

Домик мягкий открываю
И на стены нажимаю
Появляется сметана
Ею зубы чистить стану.

Как зубная паста поможет нашему здоровью?

4. Зубная щетка.

Костяная спинка
Жесткая щетинка
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит.

4. Воздух.
5. Солнце.
6. Гимнастика.
7. Бег.
8. Ходьба.
9. Прыжки.
10. Прогулка.
11. Закаливание.

После прочтения этих слов выяснить, как они укрепляют наше здоровье (кровообращение и т.д.).

Прочитать слова на другой доске:….(любые слова противоположные понятию – здоровье).

– Вот мы с вами и узнали, что поможет укрепить здоровье, потому что смогли прочитать. А еще мы сегодня укрепили знание о том, как делать звуковой анализ слов. И наше занятие я хочу закончить японской пословицей:

Скопление воды образует глубину,

Скопление знаний – мудрость.

Занятие закончено.