Зал украшен плакатами с занимательными задачами по математике и изречениями великих математиков.
Ведущий: Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться вместе с нами в веселую страну «МАТЕМАТИКА». Не забудь взять с собой быстроту мысли, находчивость и смекалку.
Открывается занавес. На сцене под музыку появляются цифры.
Математика:
Это цифры по порядку
И про каждую из нас
Сочиним мы вам рассказ.
Один:
В задачнике жили один да один.
Пошли они драться один на один.
Но скоро один зачеркнул одного
И вот не осталось от них ничего.
А если б дружили они меж собою,
То долго бы жили и было б их двое!
Два:
Две сестрицы – две руки
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто в две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Три:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет – проезда нет.
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!
Четыре:
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они – за две минуты.
Пять: (показывает пальцы руки)
Перед тобой – пятерка братьев,
Дома все они без платьев,
А на улице зато
Нужно каждому пальто.
Шесть:
Шесть котят есть хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.
Семь:
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
Ручка чтобы все писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал и карандаш,
И букварь–приятель ваш.
Восемь: (держит в руках матрешку).
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
Вот поставленные в ряд
Сестры-куколки стоят.
– Сколько вас? У них мы спросим,
И ответят куклы: – восемь!
Девять:
К девяти без тридцати,
К девяти без тридцати,
К девяти без тридцати,
Надо в школу вам идти:
Слышится звонок,
Начинается урок.
Ноль:
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый ноль
Соседке – единице:
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым гордым взглядом:
Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: – Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою!
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа!
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим,
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто,–
С двумя нулями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – даже двести.
(После этого все цифры садятся на стулья).
Математика: (услышав грустную музыку, обращается к Музыке) В чем дело, милая, почему ты не веселишься, посмотри, какое разнообразие!
Музыка: О! Дорогая! Вот это разнообразие и наводит меня на размышления. Твои придворные так причудливо ведут себя, я ничего не понимаю!
Математика: А почему это тебя удивляет? Ведь они все разные, эти числа. Отличаются друг от друга не только внешним видом и положением в обществе, но и характером. Хочешь, я расскажу тебе кое-что о них?
Музыка: Буду тебе очень благодарна. Думаю, что новый рассказ заинтересует и наших сестер. Не так ли мои дорогие?
Геометрия: Конечно, конечно.
Математика: (обращается в зал к Пифагору) Мудрый Пифагор, наши дорогие гости интересуются моими придворными – натуральными числами. Я хотела рассказать об их причудливом мире, но передумала, ведь ты сделаешь это гораздо лучше меня. Будь добр, не откажи нам в просьбе, я с удовольствием послушаю тебя.
Пифагор: (выйдя к царице и
поклонившись) Рад служить Вам, царица. Я к
Вашим услугам. В мире нет ничего интереснее
чисел!
Каждое число неповторимо и таит в себе ряд
замечательных свойств.
Возьмем к примеру число Один. Конечно вы
заметили, как гордо вошел он в зал.
Наш Один имеет на это право – он первый в ряду
натуральных чисел и обладает необычайными
свойствами: на него делится нацело каждое
натуральное число, он же делится только на самого
себя. Это единственное число, имеющее только один
делитель. Примечательно, что при делении и
умножении на Один другие числа не меняются. Все
его уважают и ценят. Он олицетворяет равенство, в
то время, как Два есть начало неравенства.
Замечательными свойствами обладает Три: помимо
того, что Три является треугольным числом, это
первое нечетное простое число. Но и этого еще
мало. Три – единственное число равное сумме
предыдущих чисел: 1 + 2 = 3. Интересными свойствами
обладают Четыре и Пять. Но свойства числа Шесть
еще замечательнее. Посмотрите, в чем заключается
его превосходство. Оно в том, что это число равно
сумме своих собственных делителей: его делители
1, 2, 3,сумма же их: 1 + 2 + 3 = 6. Это же совершенство! Я
его так и называю Совершенным Числом.
Геометрия: Замечательно! Неужеле других таких чисел нет?
Пифагор: (улыбаясь) Есть, но их очень мало. Это и естественно: ведь красота встречается, к сожалению, не так уж часто, а ведь совершенство– это красота. Мне известны четыре Совершенных числа – одно однозначное – 6, одно двузначное – 28, одно трехзначное – 496 и одно четырехзначное – 8128.Заметили ли вы, что все названные мною числа четные? Пока мне не удалось найти ни одного нечетного Совершенного числа. Я уверен, что таких чисел нет.
История: Это и в самом деле замечательно. Дорогая математика, поручи своим слугам продолжить поиски Совершенных чисел!
Математика: Конечно, исследования нашего уважаемого Пифагора будут продолжены. А неужеле вас, дорогие сестры, не удивляет поведение чисел 220 и 284?
Музыка: Как же, я сразу заметила, что эти два числа все время вместе. Но почему? – Не знаю.
Пифагор: Это настоящие друзья,
разъединить их никто не в силах. Я их называю
дружественными, и вот почему: сумма собственных
делителей каждого из них равна другому.
Вот, пожалуйста, собственные делители числа 220: 1,
2, 4, 5, 10, 11, 20, 22, 44, 55, 110; сумма их равна 284.
Собственные делители числа 284: 1, 2, 4, 71, 142; их сумма
равна 220. Когда недавно один человек меня спросил,
что такое друг, я ему ответил: друг – это второе я!
И привел в пример числа 220 и 284. Мне известны еще
три такие пары, но это очень большие числа.
Геометрия: А я еще заметила, что числа как-то странно разделились на пары. Например , 11и 13, 17 и 19, 29 и 31. А вот 5 сидит то с 3, то с 7.В чем дело?
Пифагор: О, это очень просто. Это числа-близнецы. Числа Р и Р + 2 близнецы. А число 5 будет и для 3, и для 7 близнецом.
Геометрия: Ох, как же я не смогла заметить этого? Ведь я очень хорошо знаю простые числа.
Математика: Ничего, сестра, не горюй. Давайте поблагодарим нашего дорогого Пифагора за интересный рассказ.
История: Конечно. Спасибо тебе большое!
Алгебра: Спасибо тебе дорогой друг, спасибо за службу твою верную.
Пифагор: Я вам тоже очень благодарен за внимание ко мне и заверяю вас, что и впредь буду верно служить вам.
Музыка: А теперь дорогие гости
приглашаю вас на вальс. (Танцуют сестры, цифры,
несколько пар чисел в зале).
– Посмотрите-ка, это кто там веселится в конце
зала? (Раздается короткий смех и тихое
напевание).
– Да ведь это кажется мои племянницы явились на
бал. Ох и шкодницы-непослушницы. Как же это они
пробрались сюда? Ну что же, мне остается только
просить тебя царица прощения для них. Давно они
просились к тебе. И подарок приготовили.
Математика: Ну что ты, сестричка, я очень рада таким гостям. Да и все остальные, думаю, с удовольствием послушают песни Веселых Ноток.
(Играет музыка, под музыку Нотки подходят к сцене и исполняют две песни: «Дважды два – четыре», «То ли еще будет»).
Алгебра: Ну и молодцы же вы, Нотки. Спасибо вам большое.
Математика: Очень благодарна и рада вам. Занимайте лучшие места в зале. Будьте гостями. Есть у меня в моем царстве знаменитый фокусник. Хочу я, чтобы и он нас развлек.
(На сцену под музыку выходит факир).
Факир: Я смогу угадать задуманное вами число (обращается в зал). Задумайте двузначное число, теперь увеличьте число его десятков в 2 раза, к произведению прибавьте 5, сумму увеличьте в 5 раз и к этому произведению прибавьте сумму числа единиц задуманного числа и число 10. Теперь скажите, сколько у вас получилось? (Гости называют результат, а фокусник называет им задуманное ими число, для этого он отнимает от результата 35).
Факир: Уважаемая царица
Математика, когда я был среди твоих гостей, то
заметил две группы чисел, которые беспрестанно
старались соревноваться друг с другом в
находчивости и смекалке.
И знаешь, это было очень интересно наблюдать. Не
хочешь ли ты пригласить их к себе в палату и
порадоваться такому интересному состязанию.
Математика: Очень буду рада этому.
Играет музыка, а в это время фокусник и цифры уходят в зал,а команды КВН поднимаются на сцену и начинается игра команд.