Тема: Звук [б] и буква б.
Цель: коррекция нарушений навыков чтения и письма.
Задачи:
- Закрепить знания учащихся о звуке [б] и букве Б.
- Учить выделять звук [б] в слогах, словах.
- Развивать навык чтения с буквой Б.
- Формировать навык письма прописной буквы б.
- Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие; артикуляционную моторику, тонкую моторику с использованием элементов здоровье сберегающих и игровых технологий.
- Обогащать словарный запас по теме «Осень».
- Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь по отношению к живой природе.
Оборудование: ноутбук, аудио магнитофон, аудио кассета с муз. композицией «Осень», СD-диск с музыкой для физминутки, календарь времён года, мягкая игрушка белка, корзина с листьями большая, корзина маленькая для грибочков, грибочки пластилиновые – 5 шт., магнитная доска, индивидуальные зеркала, профиль артикуляции звука [б], игрушка «Весёлый Язычок», картинка белка, сигнальные карточки, экран, демонстрационные карточки с буквой Бб, буквы разрезной азбуки, крышечки, трафареты букв, письменные элементы буквы б, компьютерные презентации «Звуки в разные времена года», « Четвёртый лишний», разрезные элементы буквы б, зашумлённая картинка белки с буквой б, пособие для дыхательной гимнастики «Осенний ветерок», пособие гимнастики для глаз, слоговые таблицы и упражнения для чтения, трафареты письменной буквы б, карточки для развития тактильных ощущений, листочки с письменными упражнениями, ручки, синие карандаши, магнитики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Психологический настрой
Психолог: Ребята, здравствуйте, поздоровайтесь с нашими гостями. Сегодня они будут присутствовать на нашем занятии , но мы не будем отвлекаться, и будем очень внимательными.
Стали мы учениками
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз
На носочки поднялись
То присели, то нагнулись
И друг другу улыбнулись.
Взялись за руки друзья
На занятие пора!!!
II. Актуализация знаний
Логопед: Ребята, какие времена года вы знаете?
Ответы детей: Зима, лето, осень, весна.
(Включается презентация компьютерной игры «Учимся говорить правильно», звуки в разное время года на ноутбуке.)
Логопед: Ребята, послушайте внимательно звуки, и скажите к какому времени года они соответствуют.
(Дети по звукам определяют время года, а педагог показывает им изображение на ноутбуке, если они отгадали правильно).
Логопед: Давайте отметим стрелкой, какое время года сейчас.
(Дети отмечают на календаре времён года – осень. Включается презентация компьютерной игры «Четвертый лишний» на ноутбуке.)
Логопед: Ребята, назовите какие времена года изображены на картинках? Выделите лишнее время года, из четырёх картинок.
(Дети называют времена года, выделяют лишнее время года).
Логопед: Молодцы!
(Включается музыкальная аудиокомпозиция «Осень» на магнитофоне).
Психолог: Дети, о каком времени года идёт речь?
Ответы детей: Об осени.
Психолог: Ребята поиграем в «Хлопочки».
– Какие изменения происходят в природе осенью? Если такое бывает осенью, то вы хлопайте в ладоши.
- Солнце светит ярко.
- Опадают листья.
- Улетают птицы на юг.
- Идут дожди.
- Собирают урожай.
- Дети купаются в речке.
- Дует холодный ветер
- Звери готовятся к зиме.
Психолог: Молодцы, ребята. Зима – это
холодное и голодное время года. Поэтому, чтобы
перезимовать, животные к зиме делают запасы.
Ребята, посмотрите у нас в гостях на занятии
белка. Белка просит нас помочь ей собрать грибы
на зиму. Давайте поможем белке, подготовится к
зиме. И мы посмотрим, какие вы добрые помощники.
Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес за
грибами для белки. Мы должны с вами постараться
выполнить все задания. Задания находятся в этой
корзинке. За правильно выполненные задания
грибочек попадёт в корзинку для белки.
III. Работа со звуком [б]
(Один из детей достаёт грибочек из корзинки с листвой).
Логопед: 1-й грибочек получим, если выполним гимнастику с «Весёлым Язычком».
(Выполняется перед индивидуальными зеркалами).
- Упражнение «Заборчик».
- Упражнение «Надуть щёки».
- Упражнение «Трубочка».
- Упражнение «Часики».
– Молодцы! У всех упражнения выполнены правильно, и 1-й грибочек отправляется в корзину к белочке.
(Один из детей достаёт грибочек из корзинки с листвой).
Логопед: 2-й грибочек получим, за работу со звуком [б].
(Показ предметной картинки «белка»).
Логопед: Ребята, произнесите слово «белка».
(Дети произносят слово «белка»).
Логопед: Какой звук мы слышим первым? Произнесите его чётко, перед индивидуальными зеркалами.
Дети: Звук «б».
(Вывешивается на доску профиль артикуляции звука [б]).
Логопед: При произношении звука «б». Губы сомкнуты и размыкаются от выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Положите ладонь к горлу, и произнесите звук [б]. Дрожит горло или нет?
(Дети произносят звук [б]).
Дети: Дрожит.
Психолог: Ребята, запомните, когда произносим звук [б] – губы сомкнуты.
– Поиграем в игру со звуком [б] . Поднимите сигнальную карточку если услышишь звук [б].
(Психолог закрывает рот экраном).
А, б, с, у, б, б, о, б.
Психолог: Молодцы! Поработали со звуком [б] – отправляем 2-й грибочек в корзинку белки.
IV. Работа с буквой Бб
(Один из детей достаёт грибочек из корзинки с листвой).
Психолог: 3-й грибочек получим, если поработаем с буквой Б.
(Показ демонстрационной карточки изображения буквы Бб).
Логопед: Звук [б] – обозначается буквой Б.
(Вывешивается буква из разрезной азбуки на доску – печатная буква Б).
Психолог:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Психолог: Найдите среди букв разрезной азбуки большую букву Б.
(Дети ищут букву Б).
Психолог: Обведите большую букву Б – пальчиком. Сконструируйте большую букву Б из крышечек, на трафаретах букв.
(Демонстрация письменной буквы б).
Логопед: Ребята, из каких элементов состоит буква б?
Дети: Овала и хвостика направленного вверх .
Логопед: Соберём букву б из элементов.
(Дети выполняют задание).
Логопед: Посмотрите, на картинку, что за лесной зверёк на ней?
Дети: Белка.
Логопед: Какая буква спряталась в этой картинке? (Ответы детей.)
Показ зашумленной картинки белки с изображением буквы б.
Логопед: Посмотрите, внимательно. Пушистый хвост белки направлен вверх. Прописная буква б вписывается в силуэт белки. При написании прописной буквы б, запомните, она похожа на белку.
Логопед: Молодцы! Поработали с буквой Б – отправляем 3-й грибочек в корзинку белки.
V. Физминутка
Психолог: Ребята, вы наверное наблюдали такую картину когда осенью ветер срывает с деревьев листья. Представим, что мы с вами осенние листочки.
(Движения выполняются под классическую музыку, со словами).
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер– полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели–
И на землю снова сели.
(Детям раздаются пособия для дыхательной гимнастики «Осенний ветерок»).
Психолог: Давайте, поиграем в «осенний ветерок».
(Дети выполняют дыхательную гимнастику).
VI. Работа по чтению с буквой Б слогов, слов
(Один из детей достаёт грибочек из корзинки с листвой).
Логопед: 4-й грибочек получим, когда почитаем с буквой Б слоги, слова.
Чтение слоговых таблиц.
БА-БА-БА-БА
БО-БО-БО-БО
БУ-БУ-БУ-БУ
БО-БО – НЕ-БО
БУ-БУ – БУ-СЫ
БЫ-БЫ – ГРИ-БЫ
Чтение предложений.
БЫ-БЫ-БЫ – В ЛЕ-СУ ГРИ-БЫ.
Логопед: Молодцы! Почитали с буквой Б, заработали 4-й грибочек .
VII. Письменные упражнения с буквой б.
Логопед: 5-й грибочек получим, если научимся писать букву б.
Психолог: А, сейчас мы понаблюдаем глазками, как ветер может играть с листочками.
(На доске вывешивается гимнастика для глаз, и с помощью указки с листочком. Дети выполняют гимнастику для глаз).
Логопед: Ребята, поработаем с буквой б по образцу. Возьмите ручки и обведите трафарет сначала овал, потом ведём прямую линию вверх, и закругляем палочку вправо, вспоминаем хвост у белки.
(Педагог вывешивает на доску образ белки с буквой б).
Психолог: А, сейчас поработаем пальчиками. Обведём букву б. Сначала овал, потом ведём прямую линию вверх, и закругляем палочку вправо, вспоминаем хвост у белки.
(Педагог раздаёт детям карточки буквы б, изготовленное на развитие тактильных ощущений).
Психолог: Сделаем пальчиковую гимнастику с шишками.
(Дети с шишками выполняют пальчиковую гимнастику).
Логопед: В нашем осеннем лесу листопад, и листочки не простые, а с письменными упражнениями.
- Обведите букву б, по точкам.
- Ребята, а сейчас вы должны написать самостоятельно букву б.
б б б б б б б б б б б
- Напишите слоги с буквой б.
ба бо бу
- Напишите слова с буквой б: Айгуль, Руслан
бобы, бусы
- Подчеркните в слогах и словах букву б синим карандашом.
Логопед: Молодцы! Вы научились писать букву б – отправляем 5-й грибочек в корзинку белки.
VIII. Итог занятия
Логопед: Ребята, с каким звуком вы сегодня работали? (Ответы детей.)
Логопед: Ребята, какой буквой обозначается звук «б»? (Ответы детей.)
Психолог: Давайте, возвращаться в школу. Для этого нам нужно посчитать, сколько грибочков мы сегодня заработали для белочки.
Дети: 1, 2, 3, 4, 5 – грибочков (счёт хором).
Психолог: Ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями. Вы действительно добрые помощники. Так как помогли белочке подготовиться к зиме, но мы думаем, что вы будите делать добро не только сегодня на занятии, но и в жизни. А белка приготовила вам лесное угощение.