Цель: закрепить знания о музыкальном инструменте фортепиано; познакомить с роялем, его внешнем видом; дать понятие, что по тембру звучания фортепиано и рояль одинаковы; познакомить с предшественником клавесином; учить импровизировать под музыку, подбирать по характеру музыки движения, атрибуты и музыкальные инструменты.
Подготовительная работа:
- Аудиозапись «Ноктюрн» Ф.Шопен (фортепиано)
- Предметы для танцевальной импровизации (ленточки, султанчики, цветы и т.д.)
- Музыкальные инструменты (колокольчики, палочки, треугольники, металлофоны.
- Иллюстрации клавесина, рояля.
- Аудиозапись звучания клавесина.
- Полумаски (девочка – рояль, струны, молоточки, клавиши)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Нотка-загадка: | Играть умеет он И «форте» и «пиано», За это назвали его… (фортепиано) |
Музыкальный руководитель: | Дети, много есть на свете разных инструментов. Я вам сегодня расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальных занятиях. |
Прослушивание аудиозаписи на фортепиано Ф. Шопена «Ноктюрн».
Музыкальный руководитель: | Да, правильно, это пианино. Вот он перед вами. Скажу вам по секрету – этот инструмент мой самый лучший на свете друг! Почему? Да потому что, он как никто другой умеет чувствовать, понимать и откликаться на мое настроение. Когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе и играю. Сейчас я с помощью музыки, а вы движениями передадите нежный, ласковы характер. |
Дети подбирают атрибуты (ленточки, разноцветные султанчики, цветы и т.п.) и импровизируют под пьесу «Сладкая греза» П.И. Чайковского, которая звучит в исполнении педагога.
Музыкальный руководитель: | Мой друг умеет быть разным. Когда мне весело, он ликует и радуется вместе со мной. Вот послушайте и попробуйте узнать это произведение. |
Музыкальный руководитель исполняет фрагмент
«Полька»
П.И. Чайковского. Дети узнают, называют
называние и автора.
Музыкальный руководитель: | А чтобы передать характер веселой польки, украсим ее музыкальными инструментами. |
Звучит «Полька» П.И. Чайковского, дети с музыкальными инструментами (колокольчиками, палочками, треугольниками, металлофонами) «украшают» музыкальную пьесу.
Музыкальный руководитель: | Пианино еще называют – фортепиано, если перевести это слово на русский язык: значит громко – форте, тихо – пиано. Такое имя ему дали потому, что в отличии от своего предшественника по имени клавесин. |
Показ иллюстрации клавесина из фотоальбома «Музыкальные инструменты»
Музыкальный руководитель: | Клавесин был очень похож на пианино, но издавал звуки только одинаковой силы и громкости. |
Прослушивание аудиозаписи клавесина – музыкальная пьеса Ф. Куперона.
Музыкальный руководитель: | А на фортепиано можно играть громче или тише: форте и пиано. |
Исполняется фрагмент пьесы по выбору педагога, где акцентируют динамические оттенки.
Музыкальный руководитель: | На громко – бегаем на носочках, на тихо – присесть или исполнить пластичные движения рук. |
Игра «Громко – тихо» (на динамические оттенки). Звучит музыка, в конце входит девочка или взрослый в белом костюме с короной рояля. В исполнении детей показ «Сказка».
Девочка-рояль: | Здравствуйте, любители музыки, меня
зовут Рояль, что в переводе означает
«королевская». Я – Королева на престоле, Я создана для этой роли Прислали в бандероли Меня из мастерской Для этой самой роли И больше никакой (Королева Рояль) Живут во мне деревянные молоточки и металлические струны. Жизнь у них скучная, целый день нечем заняться. |
Музыкальный руководитель: | Вовсе нет. Они в хлопотах целыми днями. Девочки – струночки выполняют легкий бег, а мальчики – молоточки дотрагиваются до них, мешая танцевать. |
Девочки-струны (дети): | Ой-ой-ой! Как больно, меня ударили, спасите (высоким звуком), а меня кто-то толкнул (средний звук), по нам тоже постучали (низким звуком). |
Девочка-рояль: | Ах, какие драчуны эти молоточки! Вам бы только баловаться, да драться! Как же вам не жалко? Сколько же вы раз стучите? |
Мальчики-молоточки (по одному): | Считать научился я до миллиона, |
Клавиши: | А нас заставляют играть ваши пальчики. |
Музыкальный руководитель: | Пальчики ударяют по клавишам, клавиши по молоточку, молоточки по струнам и в конце появляется волшебный звук. |
Показ иллюстрации рояля из фотоальбома «Музыкальные инструменты»
Музыкальный руководитель: | На фортепиано и рояле играют совершенно
одинаково. Рояль – большой и важный музыкальный
инструмент. Весь мир знает прославленных
пианистов, в том числе Святослав Рихтер,
пользуется известностью и любовью среди
слушателей. А теперь мы вспомним впечатления свои, Что сегодня мы узнали, ты, попробуй, назови! |
Дети делятся впечатлениями от занятия, вспоминают с какими музыкальными инструментами сегодня познакомились. |