Пояснительная записка
В настоящее время в современном образовании происходит процесс глубоких перемен, который выдвигает в качестве приоритетной проблему развития креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу, креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Задача развития личности ребенка привела к необходимости организации в начальной школе регулярных занятий развивающей направленности вне урока. Дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые и нестандартные задачи, которые не связаны с учебным материалом, смогут совершенствовать свои интеллектуальные возможности.
Кружковая работа – одна из форм развития учащихся. Очень часто обучение в начальной школе построено по принципу повторяй за мной и делай как я. Когда же ребенок подрастает, и от него требуется самостоятельность и творческий подход к решению задач, то он (за редким исключением) не может их проявить. Занятия в кружках привлекают детей именно тем, что у детей появляется возможность проявить самостоятельность и творчество.
Курс “Бумажная симфония” предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: художественно-эстетический вкус, конструкторское, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Программа кружка “Бумажная симфония” является программой внеурочной деятельности младших школьников общекультурной направленности. Педагогическая целесообразность программы – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Программа актуальна тем, что обеспечивает развитие интеллектуальных и общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса и расширение кругозора в процессе освоения разнообразных техник работы с бумагой.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучать детей различным техникам и приемам работы с бумагой, создавать композиции из изделий, выполненных в различных техниках;
- совершенствовать умения работы с необходимыми инструментами и приспособлениями при работе с бумагой;
- формировать образное, пространственное, креативное мышление и умение выразить свою мысль через создание картины, панно, объемных форм и т.д.;
- закреплять и расширять знания, полученные во время учебной деятельности на различных уроках;
- формировать умения следовать устным инструкциям, работать со схемами и эскизами изделий, планировать свою деятельность.
Развивающие:
- развивать творческие способности и фантазию детей;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- развивать память, мышление, воображение, изобретательность;
- развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- развивать навыки владения инструментами и материалами.
Воспитывающие:
- прививать культуру труда;
- учить аккуратности при выполнении работы, экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- воспитывать любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям;
- воспитывать культуру общения, умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь товарищам.
Режим работы кружка.
Программа кружка “Бумажная симфония” рассчитана на 1 год. Возраст детей – 6,5 – 8 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному занятию, всего 66 часов. Продолжительность одного занятия 35 минут.
Основной вид занятий – практический.
Форма контроля: наблюдение, диагностика, рефлексия. В конце каждой четверти проводится выставка детских работ. Также организуются выставки работ, приуроченные к какому-либо событию.
Дидактическое и техническое оснащение занятий: методические пособия и книги; трафареты, шаблоны; таблицы, схемы, технологические карты, образцы работ; инструменты и материалы.
Особенность программы заключается в том, что на занятиях учащиеся могут более подробно познакомиться с разнообразными техниками работы с бумагой. Рассматриваются примеры выполнения работ с применением нескольких техник одновременно. Положительным моментом в программе является и то, что результат каждого занятия виден сразу. Сколько занятий – столько и изделий, причем некоторые изделия можно будет использовать для создания других работ, например, коллективных, созданию которых уделяется большое внимание.
Тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
теор. |
практ. |
|||
I. |
Введение: правила техники безопасности. | 1 |
1 |
- |
1. |
Инструменты и материалы, используемые при работе с бумагой. Правила техники безопасности. |
1 |
1 |
- |
II. |
История возникновения бумаги. Цветоведение. |
2 |
1 |
1 |
2. |
История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги. |
1 |
1 |
- |
3. |
Цвет. Цветовой круг. Создание таблицы сочетания двух цветов. |
1 |
- |
1 |
III. |
Вырезывание. |
3 |
- |
3 |
4. |
Знакомство с техникой вырезывания. Силуэтное вырезывание “Кошки”. АТС-карточки. |
1 |
- |
1 |
5. |
Птички. Силуэтное вырезывание, композиция из нескольких деталей. |
1 |
- |
1 |
6. |
“Эти забавные животные”. Вырезание более двух слоев гармошкой. |
1 |
- |
1 |
IV. |
Аппликация. |
12 |
- |
12 |
7. |
История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Аппликация “Цветы”. |
1 |
- |
1 |
8. |
“Фрукты”. Пластическая аппликация из мятой бумаги. Коллективная работа. |
1 |
- |
1 |
9. |
“Фантазия” Аппликация-коллаж из картинок старых журналов. АТС-карточки. |
1 |
- |
1 |
10. |
“Деревья”. Объемная аппликация. |
1 |
- |
1 |
11. |
“Пушистики из ладошек”. Аппликация из гофрированной бумаги, салфеток. |
1 |
- |
1 |
12. |
“На дне океана”. Коллективная работа. Аппликация из ладошек. |
1 |
- |
1 |
13. |
“Цветочная корзинка”. Аппликация. |
1 |
- |
1 |
14. |
“Фея”. Смешанная техника (силуэтное вырезывание и аппликация). |
1 |
- |
1 |
15. |
“Колокольчики”. Аппликация из гофрированного картона. |
1 |
- |
1 |
16. |
“Веселый зверинец”. Аппликация из разноцветных шариков (гофра, салфетка). |
1 |
- |
1 |
17. |
“Веточка сирени”. Аппликация из разноцветных шариков. |
1 |
- |
1 |
18. |
“Забавный песик”. Коллаж из сердечек. |
1 |
- |
1 |
V. |
Торцевание бумагой. |
5 |
1 |
4 |
19. |
История возникновения техники. Материалы и инструменты. |
1 |
1 |
- |
20. |
“Деревья в разные времена года”. Торцевание на пластилине. |
1 |
- |
1 |
21-22. |
“Цветущий кактус”. Торцевание на пластилине. |
2 |
- |
2 |
23. |
“Букет в вазе”. Торцевание на пластилине. Коллективная работа. |
1 |
- |
1 |
VI. |
Айрис-фолдинг. |
3 |
1 |
2 |
24. |
История возникновения техники айрис-фолдинг. Приемы работы. Материалы и инструменты. |
1 |
1 |
- |
25. |
Кораблик. |
1 |
- |
1 |
26. |
Дракончик. |
1 |
- |
1 |
VII. |
Оригами. |
10 |
1 |
9 |
27. |
История развития техники оригами. Бумага для оригами. Инструменты и материалы. |
1 |
1 |
- |
28. |
Квадрат – основная фигура оригами. Способы получения квадрата. |
1 |
- |
1 |
29. |
Базовая форма “Стрела”. Кленовые листочки. |
1 |
- |
1 |
30. |
Базовая форма “Рыба”. Цветочная тарелочка “Космея”. |
1 |
- |
1 |
31. |
Базовая форма “Конверт”. Конверт с зайчиком. |
1 |
- |
1 |
32. |
Базовая форма “Двойной квадрат”. “Розы”. |
1 |
- |
1 |
33-34. |
Базовая форма “Треугольник”. “Городок”. Коллективная работа. |
2 |
- |
2 |
35. |
“Тропическое дерево”. Оригами из кружочков бумаги. |
1 |
- |
1 |
36. |
“Цветущая яблоня”. Оригами из кругов. |
1 |
- |
1 |
VIII. |
Бумагопластика. |
12 |
1 |
11 |
37. |
Знакомство с техникой “Бумагопластика”. Инструменты и материалы. |
1 |
1 |
- |
38. |
“Корзинка с урожаем”. |
1 |
- |
1 |
39. |
“Букетик из ладошек”. |
1 |
- |
1 |
40-41. | “Птичка в клетке”. |
2 |
- |
2 |
42. |
“Шляпа-клумба”. |
1 |
- |
1 |
43-44. |
Ручной зоопарк. Смешанная техника (бумагопластика и аппликация). |
2 |
- |
2 |
45. |
Туфелька для мамы. Смешанная техника (бумагопластика и аппликация). |
1 |
- |
1 |
46. |
Птичий домик. Бумагопластика из гофрированного картона. |
1 |
- |
1 |
47-48. |
“Цветочный шар”. Розочки из гофры. Коллективная работа. |
2 |
- |
2 |
IX. |
Квиллинг. |
8 |
1 |
7 |
49. |
История возникновения техники квиллинга. Материалы и инструменты. |
1 |
1 |
- |
50. |
“Фрукты из гофрокартона”. АТС-карточки. |
1 |
- |
1 |
51. |
Забавные животные из гофрированного картона.46 |
1 |
- |
1 |
52. |
Цветы из гофрированного картона. |
1 |
- |
1 |
53. |
“Львенок”. Контурный квиллинг. |
1 |
- |
1 |
54-55. | “Цыплёнок”. Модульный квиллинг. |
2 |
- |
2 |
56. |
Веселые мухоморы. Смешанная техника (аппликация и квиллинг). |
1 |
- |
1 |
X. |
Свит-дизайн. |
2 |
- |
2 |
57. |
Знакомство с техникой свит-дизайн. “Тюльпан”. |
1 |
- |
1 |
58. |
“Сладкий букетик”. Создание букета в технике свит-дизайн по собственному замыслу. |
1 |
- |
1 |
XI. |
Мозайка. |
2 |
- |
2 |
59. |
“Ослик”. Контурная мозаика из дырокольных кружочков. |
1 |
- |
1 |
60. |
“Рыбка”. Сплошная мозаика. |
1 |
- |
1 |
XII. |
Витраж. |
2 |
- |
2 |
61. |
Знакомство с техникой “Витраж”. “Деревце”. |
1 |
- |
1 |
62. |
“Цветочек”. Витраж из кальки. |
1 |
- |
1 |
XIII. |
Гофротрубочки. |
2 |
- |
2 |
63. |
Знакомство с техникой гофротрубочки. “Аленький цветочек”. |
1 |
- |
1 |
64. |
Создание композиции “Сказочный лес”. |
1 |
- |
1 |
XIV. |
Пейп-арт. |
2 |
- |
2 |
65. |
Знакомство с техникой пейп-арт. Способы кручения бумаги. “Цветы”. |
1 |
- |
1 |
66. |
“Веточка сакуры”. Смешанная техника: пейп-арт и оригами из кружочков бумаги. |
1 |
- |
1 |
Планируемые результаты
Освоение детьми программы кружка “Бумажная симфония” направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 1-го класса начальной школы следующих личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
- проявление познавательных мотивов и осознание своих творческих возможностей;
- готовность и способность к саморазвитию;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства ответственности;
- развитие самостоятельности суждений и нестандартности мышления;
- развитие чувства прекрасного и эстетические чувства;
- развитие навыка самостоятельной работы, работы в паре, группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке;
- воспитание трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим.
Регулятивные результаты:
- выбирать необходимые материалы для создания творческих работ;
- решать композиционные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах обработки бумаги;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ;
- применять навыки работы с разнообразными материалами;
- оценивать правильность выполнения своей работы;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- проявлять познавательную инициативу.
Познавательные результаты:
- ставить и формулировать проблему;
- осуществлять поиск информации;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения при работе с бумагой, картоном;
- создавать и преобразовывать схемы в изделия;
- осваивать разнообразные особенности материалов и техник работы с бумагой;
- развивать художественный вкус;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
Коммуникативные результаты:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь;
- доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль;
- договариваться о распределении обязанностей в совместной деятельности;
Предметные результаты:
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в технологической карте, схеме для выполнения задания;
- составлять алгоритм работы;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль;
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- объяснять выполняемые и выполненные действия;
- анализировать различные варианты решения задачи, выбирать из них правильные;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения;
- конструировать несложные задачи;
- знать историю возникновения и развития различных техник работы с бумагой, сведения об инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;
- добывать необходимую информацию (устную и графическую);
- уважать и ценить творческую деятельность человека.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, создании портфолио.
Выставки: однодневные, тематические, итоговые.
В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов собственного творчества, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Список литературы
- Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
- Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
- Васина Н.С. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Гусакова М. А. Аппликация. – М., “Просвещение”, 1992. Программы общеобразовательных учреждений. - М., “Дрофа”, 2010.
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во “Учитель”, 2007.
- Нагибина М.И. Волшебная бумага. Аппликация, фигурки, оригами/ М.И. Нагибина; - Ярославль: ООО “Академия развития”, 2012.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Интернет-ресурсы.