Технологическая карта к уроку литературного чтения

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: “Образ детства в стихотворении И.Сурикова “Детство”

Текст для исследования: И.З. Суриков “Детство”

Тема

Образ детства в поэзии. Чтение с отношением.

Кол-во учебных часов

1 час

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Развивать умение анализировать текст, выделять главное.
Познакомить с изобразительными средствами создания образа детства в лирическом стихотворении.

Формировать умение осознанного, правильного, выразительного чтения.
Формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.
Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного стихотворения; выражать отношение к персонажам.
Обсуждать текст в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.
Формировать действия контроля и оценки.

Основной тезаурус уроков

Стихотворение, персонаж, характеристика персонажа, интонация.

Детство, любовь, дружба, уважение, впечатлительность.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (особенности жанра “стихотворение”).

Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа; освоение диалоговых форм общения).

Парная работа.
Фронтальная работа.

Учебник Ефросининой Л.А. “Литературное чтение”, 2 класс, 1 часть
Портрет И.З. Сурикова
Рабочая тетрадь № 1.

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях повествовательного жанра.

Любите детство: поощряйте его игры, его забавы. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?

Ж.-Ж. Руссо

Слово “детство” закрыто.
Высказывание предположений, что за слово закрыто?

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания, результаты деятельности учеников

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно о стихотворении, и определить тему урока с помощью заглавия стихотворения.

Знакомство со стихотворением И.З. Сурикова.

Ответы на вопрос: “Что такое стихотворение?”, делятся впечатлениями, настроением.

Варианты заголовка, выяснение правильного

Возвращаемся к высказыванию Руссо и открываем слово “детство”.

Продолжить предложение:

Стихотворение – это…

2. Анализ, интерпретация стихотворения

Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать стихотворение; формировать умение характеризовать личные качества автора на основе его биографии; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).

1) Составление характеристики героя стихотворения – автора.
2) Установление фактов биографии И.З. Сурикова с помощью стихотворения и сравнение с биографическим текстом.
3) Выразительное чтение отрывка стихотворения как вариант интерпретации авторского видения темы.
4) Выяснения общего в замысле И.З. Сурикова и Ж.-Ж. Руссо.
5) Сравнение с замыслом изученных ранее произведение раздела “Снежок порхает, кружится…”, именно К.Д. Ушинского “Мороз не страшен”.
6) Объяснения значения выражения “Детство – пора золотая”.

Вопросы учителя с целью анализа и интерпретации текста.
Схема, напоминающая ученикам известные им критерии выразительного чтения.

III этап. Интерпретация произведения (выразительное чтение)

Урочная деятельность

Цель: формировать умение работать в паре по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса.

1) Перечитывание отрывка стихотворения с целью подготовки выразительного чтения наизусть.
2) Работа в парах по подготовке выразительного чтения, обсуждения способов передачи характеров персонажей.

Подготовка выразительного чтения стихотворения.

Внеурочная деятельность

Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, сотрудничать в группе.

1) Иллюстрирование произведения.
2) Подготовка презентации или мультфильма на тему “Золотая пора детства”.
1) Выставка детских работ-иллюстраций.
2) Презентация или мультфильм по мотивам стихотворения.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: формировать действие контроля, действие оценки и самооценки учащихся.

Учитель задет вопросы:
“Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?”
“Кто из ребят помог вам лично, всему классу сделать открытие?”
“Что удивило?”
“О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока, а может быть о чём-либо спросить?”

Сочинение:

“Самый счастливый день детства”
“Самый грустный день детства”

 При составлении технологической карты использованы материалы:

  1. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)/Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева// Серия “Новые образовательные стандарты”. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 176 с.
  2. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/ Л.А. Ефросинина. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 304 с.