Цели: воспитание у обучающихся чувство бережного отношения к окружающей среде;
Задачи:
- расширение представлений о морских обитателях дельфинах;
- развитие памяти, речи, мышления, творческой деятельности, внимания, наблюдательности;
- коррекция двигательных навыков учащихся.
Форма проведения: заседание клуба «Любителей природы».
Оборудование:
- Презентация Microsoft PowerPoint, кроссворд “Океан”;
- видеоматерьял из Сочинского дельфинария;
- иллюстрации, фото;
- работы детей.
- литература:
- а) Большая энциклопедия для дошкольников, М. 2003;
- б) газета «Комсомольская правда», ноябрь, 2004;
- в) А. Дитрих, Г. Юршин, Р. Кошурникова «Почемучка» 4-е изд., 1992;
- г) сборник по страницам Красной книги СССР, 1993.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости, ребята. Мы начинаем наше очередное заседание клуба « Любителей природы». Ребята напомните, пожалуйста, о чём шла речь на наших прошлых заседаниях? (Слайд № 1.)
Дети: Мы говорили о лесе нашей полосы, растениях, птицах, морских обитателях.
Воспитатель: Ребята, каких морских обитателей вы уже знаете?
Дети: Рыб, акул, осьминога …
Воспитатель: Верно ребята, а сегодня я хочу познакомить и подружить, а вот с кем вы узнаете отгадав мою загадку (Слайд №2):
В бассейне любит он нырять,
И ловкостью нас покорять.
Блестящий, гладкий, как графин,
Спаситель в море наш…
Дети: Дельфин. (Слайд №3)
Воспитатель: Правильно ребята. Это дельфин. Существует мнение, что дельфины подобно людям жили на суше, потом ушли в море. В море у дельфинов начал изменяться организм. Они лишились рук и ног, а вместо этого у них появились ласты и хвост. Прошло много лет изменился не только внешний облик дельфина, но и вырос головной мозг. В настоящее время мозг дельфина весит 1,7 кг, а взрослого человека 1,5 кг. Как вы считаете у кого вес головного мозга больше? (Слайд №4).
Дети: У дельфина. (Слайд№5).
Воспитатель: Верно. Ребята дельфины перейдя в море не стали рыбой, потом у что рыба дышит под водой, а дельфину необходимо подыматься на поверхность воды, чтобы набрать воздуха в лёгкие. А воздух в лёгкие попадает через носовое отверстие, которое находиться на голове дельфина. Через него он захватывает воздух, когда выпрыгивает из воды.
Вы внимательно слушали меня, а сейчас проведём физкультминутку.(Слайд№6;7;8).
Физкультминутка
Проводится гимнастика для пальцев рук.
- а) «плыву как дельфин»;
- б) «прыжки дельфина по волнам»;
- в) «дельфин ловит рыбу».
Воспитатель: Молодцы! Ребята дельфин не только гибкое, ловкое, но и самое быстрое морское животное.(Слайд№9). У него очень высокая скорость движения в воде. А для того чтобы быстро двигаться в воде. А для того чтобы быстро двигаться в воде и не потерять свои силы, что необходимо дельфину?
Дети: Дельфину нужна пища.
Воспитатель: Правильно. Но чтобы поймать рыбу он должен и видеть, что вокруг него происходит и самое главное слышать. Слышит дельфин с помощью звукового сигнала. Он падает звуковой сигнал на предмет, как бы ощупывая его и получает представление, что это за предмет, если что является рыбой, дельфин угадывает вид рыбы. Поэтому ребята его считают самым умным морским животным. А кто знает как общаются дельфины?(Слайд№10).
Дети: Дельфины разговаривают щелчками и свистом. Так они могут обозначать, что угодно. Например «там есть еда» или «стой, опасность».
Воспитатель: Ребята из вас кто-нибудь может воспроизвести как говорит дельфин.
Дети имитируют звуки дельфинов.
Воспитатель: Спасибо. Ребята я ранее говорила вам, что дельфин не является рыбой. А как вы думаете кто он?
Дети: Дельфин является морским животным.
Воспитатель: Верно. Дельфин морское животное и относится он к млекопитающим животным. Млекопитающие кормят своих детей молоком. К ним относятся кошки, собаки, лошади и т.д… (Слайд№11).Мама дельфин родившегося своего ребёнка тоже кормит молоком. Она 5 лет учит своего малыша, ласкает, играет с ним как мы люди. Я знаю, что вы подготовили стихотворение «Дельфинёнок» и готовы выступить.
Дети читают стихотворение «Дельфинёнок».
Во сне, как в таинственном фильме,
Из самых синих глубин
В царство свое дельфинье
Меня приглашает дельфин.
Дельфин мне подставит спину,
Скажет: - Держись! И в путь!
В беде я тебя не покину
И ты про меня не забудь…
И ты про меня не забудь!
Воспитатель: Спасибо ребята! А сейчас вашему вниманию я предложу кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. При правильном угадывании подходите к стенду, где находится кроссворд и вписывать ответ. (Слайд№12;13).
Кроссворд
- На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (сом). Слайд №14;15.
- Через море- океан
Плывёт чудо- великан,
А ус во рту прячет. (кит). Слайд №16;17.
- В тишине морских глубин
Смело плавает…(дельфин). Слайд№18;19.
Хищная большая рыба
Налетела, словно глыбы.
Мигом жертва заглотнула
Ненасытная…(акула).
Воспитатель: Прочитайте какое слово у вас получилось?
Дети: Океан.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, что дельфин прекрасный охотник на рыб, они работают проводниками водолазов и морскими почтальонами. А кто мне скажет какую пользу они ещё приносят людям?(Слайд№20).
Дети: Они спасают людей в море.
Воспитатель: Верно. Специально обученные дельфины помогают искать и поднимать со дна океана или моря затонувшие предметы. Но самая популярная профессия дельфина - артист. Люди- тренеры общаются с дельфинами, например жестов. Имеется много видов жестов общения с дельфинами, например хлопок по воде ладонью означает подзывание дельфинов к себе. Ребята, а знаете ли вы как называется место, где работают дельфины?
Дети: Дельфины- артисты выступают в дельфинарии. (Слайд№21).
Воспитатель: Правильно ребята. Я знаю, что многие из вас были в дельфинарии, но те кто не видел я предлагаю посмотреть на видео отрывок из представления Сочинского дельфин ария.
Просмотр отрывка видеороллика Сочинского дельфинария.
Воспитатель: Ребята понравились вам выступления дельфинов- артистов?
Дети: Да.
Воспитатель: В нашем кабинете находиться стенд, который оформляли ребята. Они рисовали, лепим из пластилина, клеим из цветной бумаге, вышиваем своих любимцев. Сколько любви, тепла и доброго отношения к этим морским животным вложено в работы. Спасибо ребята. А сейчас мы с вами поиграем.
Игра на внимание «Найди пару дельфину». (Слайд №22).
Перед ребятами находиться стенд на котором изображены дельфины со знаком отличия. Нужно угадать и показать дельфина, который похож на дельфина под номером 2.
Далее воспитатель предлагает детям игру- мозаику «Собери дельфина». (Слайд №23).
Игра-мозаика «Собери дельфина»
Воспитатель: Ребята разделитесь на две команды. Команда «Осьминог» и команда «Морские волки». Перед вами находиться мозаика с дельфинами. Вам нужно собрать своего дельфина из разрезанных картинок.
Посмотрим какая из команд первая правильно соберёт мозаику с дельфинами. Итак на старт, внимание, марш!(дети собирают мозаику).
Воспитатель: Ура, ребята! Команда «Морские волки» первая собрала мозаику. Сейчас мы проверим правильно ли они собрали.
Дети: Дельфин собран верно.
Воспитатель: Молодцы! А теперь нужно помочь дельфину поймать рыбу. Вашему вниманию предлагается лабиринт по которому должен проплыть дельфин за своей пищей. Проводится игра- лабиринт «Охота на рыбу». (Слайд №24).
Игра-лабиринт «Охота на рыбу»
Воспитатель: ребята а знаете ли вы, что за последние годы численность дельфинов сократилось. Я прочитаю отрывок из сказки «Ая» А. Гатненко, а вы скажете кто являются одной из причин снижения численности дельфинов. Слушайте внимательно.
Воспитатель читает отрывок из сказки «Ая» А. Гатненко.
Воспитатель: Ребята кто виноват в истребление дельфинов?
Дети: Виноваты люди- браконьеры. (Слайд №25).
Воспитатель: Правильно ребята, но не только виной подпольная добыча дельфинов людьми, но и увеличение количества ядовитых веществ, отходов в море, океане, что естественно сказывается на жизнеспособности дельфинов.
Наше государство принимает все необходимые меры по спасению и защите этих прекрасных морских обитателей. Я хочу показать вам сборник по страницам Красной книги, где зарегистрированы многие виды дельфинов. (Слайд№26). А какие виды дельфинов вы знаете?
Дети: Черноморский дельфин-афалин, касатка.
Воспитатель: Верно. Существуют ещё такие виды как белуха, пятнистый дельфин, тёмный дельфин. Ребята вот и подошло к концу наше заседание клуба «Любителей природы». Я хочу спросить вас. Кого мы сегодня обсуждали?
Итог занятия:
Дети: Мы говорили о дельфинах.
Воспитатель: Верно. А где они живут и чем питаются?
Дети: Дельфины живут в море, океане, а питаются рыбой.
Воспитатель: Ребята, а как они помогают человеку?
Дети: Они являются спасателями, помогают ловить рыбу рыбакам.
Воспитатель: А какая профессия самая замечательная у дельфинов?
Дети: Артист.
Воспитатель: Правильно ребята. Спасибо всем за хорошую работу.
Разрешите наше заседание закончилось. До новых встреч. (Слайд №27).