Цели урока:
Образовательная: закреплять умение решать задачи с величинами «цена, количество, стоимость», повторить смысл терминов «цена, количество, стоимость»;
Воспитательная: формировать чувство взаимопомощи, навыки аккуратности, умение организовать свое рабочее место.
Развивающая: развивать речь, мышление, внимание, умение анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения, развивать математические навыки.
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.
Примечание: данный урок предполагает проведение проверочной работы, которая осуществляется в форме тестирования. В связи с этим каждому ученику необходим персональный компьютер (урок можно провести в компьютерном классе). Если такой возможности нет, можно использовать раздаточный материал (см. Приложение).
План урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Устный счет (3 мин.)
- Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий (7 мин.)
- Организация упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков (15 мин.)
- Проведение проверочной работы с последующим выставлением оценок учащимся (7 мин.)
- Итог урока (5 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну чисел попадём.
В страну чисел мы отправимся вместе с Машенькой и её друзьями – Жучкой и Муркой (Презентация 1 слайд 2). А куда именно они отправятся, вы узнаете, выполнив задание.
II. Устный счет.
(Презентация 1 слайд 3)
Расшифруйте запись:
2 | 20 | 4 | 18 | 20 | 16 | 18 |
3·6= | А | |
2·8= | К | |
12:3= | М | |
5·4= | Р | |
18:9= | Я |
(Ответ: ярмарка)
Молодцы, ребята! Справились с заданием! Сегодня мы вместе с нашими сказочными гостями отправимся на ярмарку (Презентация 1 слайд 4). А вы знаете, что такое «ярмарка»? (Ярмарка – большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время. – С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
III. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
Подошла Машенька к воротам, за которыми находится ярмарка, а ворота закрыты на три огромных замка (Презентация 1 слайд 4). Эти замки непростые – математические, и ключи им нужны тоже математические. Помогите Машеньке и её друзьям попасть на ярмарку. Разгадайте секрет математических ворот.
Что значат обозначения на замках?
Ц=С:К | С=Ц·К | К=С:Ц |
(Ц – цена, К – количество, С – стоимость. Ключи – знаки арифметических действий, с помощью которых можно найти данные величины).
Для того чтобы справится с этим непростым заданием, предлагаю вспомнить, что значат понятия «цена», «количество», «стоимость».
(Цена – количество денег за единицу товара. Количество – число единиц товара. Стоимость – сумма денег за покупку.)
Какой ключ нужен, чтобы открыть первый замок? (Ключ со знаком деления, потому что, разделив стоимость на количество, найдем цену. Аналогичная работа проводится со вторым и третьим замками.)
Заскрипели ключи в замках, и ворота открылись! Теперь Машенька может купить на ярмарке подарки для своих родных и друзей.
IV. Организация упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков.
Подошла Машенька к торговцу лукошками, чтобы купить 3 корзиночки для своей бабушки. Одна корзинка стоит 10 рублей. Сколько денег заплатит Машенька за покупку? (Презентация 1 слайд 5)
Заполнение таблицы (Презентация 1 слайд 6). Решение задачи в тетрадях.
Цена | Количество | Стоимость |
10 руб. | 3 шт. | ? руб. |
10·3=30 (руб.)
Ответ: 3 корзинки стоят 30 рублей.
Для мамы Машенька купила 8 одинаковых пуговиц (Презентация 1 слайд 7). За всю покупку девочка заплатила 32 рубля. Сколько стоит одна пуговица?
Заполнение таблицы (слайд 8). Решение задачи.
Цена | Количество | Стоимость |
? руб. | 8 шт. | 32 руб. |
32:8=4 (руб.)
Ответ: 1 пуговица стоит 4 рубля.
Для братца Иванушки Машенька купила пряники (Презентация 1 слайд 9). Один пряник стоит 6 рублей. Сколько пряников для брата купила девочка, если за всю покупку она заплатила 36 рублей?
Заполнение таблицы (Презентация 1 слайд 10). Решение задачи.
Цена | Количество | Стоимость |
6 руб. | ? шт. | 36 руб. |
36:6=6 (руб.)
Ответ: Маша купила 6 пряников.
Жучка и Мурка тоже хотели купить что-нибудь на ярмарке.
Мурка решила купить 3 рыбки по 5 рублей каждая. За всю покупку она заплатила 8 рублей, но продавец отказался отдавать кошке рыбу. Почему? Помогите Мурке. Сколько рублей надо доплатить, чтобы продавец отдал Мурке покупку? (Презентация 1 слайд 11)
(Мурка неправильно посчитала стоимость покупки. Дети решают задачу, записывают решение в тетради. Один ученик работает у доски).
- 3·5=15 (руб.) – стоят 3 рыбки
- 15-8=7 (руб.) – надо доплатить за покупку
Ответ: надо доплатить 7 рублей.
У Жучки было 20 рублей (Презентация 1 слайд 12). Она решила купить 4 косточки. Продавец предложил ей косточки по 5 рублей каждая и по 6 рублей каждая. Жучка растерялась и не знает, на какие косточки ей хватит денег. Помогите собачке правильно совершить покупку.
(Решение задачи в тетрадях. Один ученик работает у доски.)
V. Проведение проверочной работы с последующим выставлением оценок учащимся.
(Презентация 2)
VI. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие по Стране Чисел. Машенька, Мурка и Жучка хотят сказать вам спасибо за помощь (Презентация 1 слайд 13), ведь благодаря вам они купили много подарков для своих друзей и родственников. Предлагаю небольшую викторину, чтобы проверить, насколько вы были внимательны во время путешествия.
Блиц-опрос:
- Сумма денег за всю покупку – это … (стоимость).
- Количество денег за единицу товара – это … (цена).
- Число единиц товара – это … (количество).
- Чтобы найти количество, надо … (стоимость разделить на цену).
- Чтобы найти стоимость, надо … (цену умножить на количество).
- Чтобы найти цену, надо … (стоимость разделить на количество).
Молодцы, ребята! Вижу, что путешествие не прошло даром, и вы отправляетесь домой с прочными знаниями!
VII. Домашнее задание.
учебник (Математика. 3 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.) с.20 №2, 6.