Учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика».
Цель урока: ввести названия компонентов и результата действия деления.
Задачи урока:
- совершенствовать устные вычислительные навыки;
- закрепить знания компонентов и результатов изученных арифметических действий;
- закреплять умения работы по алгоритму;
- совершенствовать навыки осознанного выбора арифметического действия при решении задач изученных видов;
- развивать навык устного счета;
- развивать математическую речь учащихся, внимание, логическое мышление;
- развивать умение правильно формулировать свои мысли в процессе общения;
- воспитывать активную личность, умеющую работать самостоятельно и в коллективе.
Средства обучения:
- ПК, мультимедийный проектор;
- презентация Power Point к уроку;
- карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в космическое путешествие. Как вы думаете, а почему именно сегодня мы полетим в космос?
Сегодня. 12 апреля– день космонавтики.
– Что вы знаете об этом дне?
12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин впервые в истории полетел в космос на космическом корабле «Восток». Он совершил один оборот вокруг нашей планеты и благополучно вернулся на Землю.
– О полёте Ю.Гагарина мы ещё поговорим, а сейчас я хочу проверить, готовы ли вы отправиться в путь. А чтобы наше путешествие прошло успешно, вам нужно внимательно слушать, думать и правильно считать.
II. Устный счёт. Повторение.
1. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел:
9, 12, 16, 21, 27, 34, …, …, … . | РА | /42, 51, 61/ |
13, 15, 19, 25, 33, …, …, … . | КЕ | /43, 55, 69/ |
81, 84, 80, 83, 79, …, …, … . | ТА | /82, 78, 81/ |
– И так, мы будем путешествовать на ракете.
– Оцените свою работу.
2. – Займите свои места в ракете. Откройте бортовые журналы – тетради и запишите сегодняшнее число.
3. Математический диктант.
– Записывает только ответы, в строчку через клеточку.
- 1 слагаемое 40, второе 16. Найдите значение суммы.
- Уменьшаемое 80, вычитаемое 7. Найдите значение разности.
- Найдите сумму чисел 63 и 8.
- 1 множитель 6, второй множитель 3. Найдите значение произведения.
- Найдите разность чисел 75 и 21.
- Найдите произведение чисел 8 и 4.
- Отрезок длиной 12 см разделили на 4 равные части.
Чему равна длина каждой части?
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте ответы.
56 | 73 | 71 | 18 | 54 | 32 | 3 |
Т | ! | Ь | У | П | В |
Запишите эти числа в порядке возрастания и прочитайте команду.
3 | 18 | 32 | 54 | 56 | 71 | 73 |
В | П | У | Т | Ь | ! |
– Какую команду получили?
– Какие знания вы применили?
– Какими арифметическими действиями пользовались во время устных вычислений?
– Оцените свою работу.
III. Актуализация имеющихся знаний. Постановка проблемы.
1. – Назовите компоненты и результат действия сложения.
– Назовите компоненты и результат действия вычитания?
– Назовите компоненты и результат действия умножения?
– Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
IV. Сообщение темы. Объяснение нового материала.
– Верно, сегодня мы узнаем название компонентов и результата действия деления.
– Пока вы вспоминали названия компонентов и результатов различных арифметических действий, наша ракета приблизилась к первой космической станции «Запоминай-ка», на которой мы и познакомимся с названием компонентов и результата действия деления.
– Прочитайте выражение: 6 : 2 = 3 . /6 разделить на 2, получится 3/
– А как бы вы назвали эти числа?
– Первый компонент – первое число при делении, что мы с ним делаем? /делим/
– Как можно его назвать? делимое
– Второй компонент указывает на сколько разделили?
– Как можно его назвать? делитель
– Результат действия деления – это значение части?
– Как можно его назвать? частное
– Повторим и запомним. Как называется число, которое делим? делимое
– Как называется число, на которое делим? делитель
– Как называется результат действия деления? частное
– Как называется само выражение? частное
– Давайте вместе прочитаем запись, используя новые термины, хором. Делимое 6, делитель 2, частное 3.
– А как можно прочитать по другому? Частное чисел 6 и 2 равно 3.
– Оцените свою работу.
– Молодцы! Держим путь дальше!
V. Физ. минутка.
– В космосе есть понятие «состояние невесомости».
– Кто знает, что это такое?
– Да, это когда все предметы находятся в движении, они невесомы.
– Расстегните ремни! Встаньте!
– Давайте сейчас под музыку изобразим состояние невесомости.
VI. Закрепление нового материала.
1. – Молодцы, для закрепления новых терминов отправимся на станцию «Закрепляй-ка».
– Прочитайте выражение. 16 : 2
– Чему равно его значение? 8
– Вспомните названия компонентов действия деления.
– Прочитайте по – разному.
– Запишите в свои бортовые журналы числовые выражения: делимое 10, делитель 5. Что надо найти? частное
– Чему равно частное? Частное равно 2. 10 : 5 = 2
– Прочитайте по-другому. Частное чисел 10 и 2 равно 5
– Запишите примеры: делимое 18, делитель 6. 18 : 6 = 3
– Прочитайте по-другому.
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебники на стр.54, №1.
– Запишите в свои бортовые журналы числовые выражения во 2 столбик самостоятельно. 6:3=2
– Прочитайте по-другому. 12:6=2
– Оцените свою работу.
VII. Повторение изученного.
– Мы прибыли на станцию «Решай-ка». Запишите – «задача».
– Возьмите карточки, которые лежат у вас на столе.
– Работая в парах, по памятке решите задачу.
Для освещения космического корабля потребовалось 12 ламп. Сколько отсеков на корабле, если в каждом отсеке по 4 лампы?
Памятка:
- Прочитай задачу и представь себе то, о чём говорится.
- Обозначь каждую лампу кружком и запиши задачу кратко(выбери и начерти рисунок, который подходит к данной задаче).
- Объясни, что показывает каждое число, и повтори вопрос задачи.
- Выбери выражение, которое является решением задачи.
- Запиши решение и ответ задачи.
- 1. 12 – 4 = 8 (л.)
- 2. 12 : 4 = 3( отс.)
- 3. 12 : 4 = 3(л.)
12 : 4 = 3 ( отс.)
– Прочитайте решение задачи, называя компоненты действия деления.
Ответ: на корабле 3 отсека.
VIII. Итог урока.
– Наше путешествие подходит к концу.
– Расскажите мне по схеме, что вам дал сегодняшний урок математики?
узнал | ||
Я | представил | |
смог |
IX. Рефлексия.
– При помощи солнышка и тучки, поставьте оценку за урок себе? Всему классу?
X. Домашнее задание.
стр. 54 № 3, 8 (с промежуточными результатами), по желанию – разгадать магические квадраты на полях учебника.
Тем, кто плохо запомнил название компонентов и результата действия деления, я рекомендую почитать стр. 54.