Информационная карта проекта
Автор проекта: воспитатель СП “Детский сад “Журавушка”” ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево Фомина Анна Анатольевна
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта: творческий
Вид проекта: краткосрочный
Цель, направление деятельности проекта: Развитие основ экологической культуры и интереса к познанию природы. Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о речных обитателях.
Краткое содержание проекта: проект направлен на формирование знаний детей о речных рыбах в целом и о рыбах, живущих в реке Кинель.
Сроки проведения: месяц
Количество участников проекта: 20 человек
Возраст детей: 4-5 лет.
Ожидаемые результаты (продукт проекта): альбом "Рыбы реки Большой Кинель".
Задачи:
- Сформировать представления детей о обитателях реки Б.Кинель. Рассказать как называются рыбы, чем питаются рыбы и где живут;
- Формировать умение применять полученные знания в разных видах продуктивной деятельности;
- Развивать и пополнять словарный запас дошкольников;
- Совершенствовать умение оценивать результаты деятельности по реализации поставленной цели.
Актуальность: Вокруг нас много неизведанного и прекрасного. Хотелось, чтобы дети познакомились с загадочным и таинственным речным миром реки Б.Кинель и его обитателями. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует “погружению” детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Участие детей в проекте “ Кто живет в реке Кинель?” позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Гипотеза: Если мы спросим у родителей, рассмотрим фотографии о рыбалке, познакомимся с названиями речных рыб, то мы узнаем, кто же живет в реке Б. Кинель.
Ожидаемые результаты:
- Сформировано понятие “речные рыбы”;
- Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки;
- Составлять описательный рассказ о речных обитателях.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о рыбах?
- Рыбы плавают в воде. (Аня)
- Тело рыб покрыто чешуей. (Вика)
- Рыбы бывают разного цвета. (Кирилл)
- Они очень скользкие. (Динил)
- Бывают маленькие и большие. (Радмир)
Что мы хотим узнать?
- Чем питаются рыбы? (Линар)
- Правда, что рыбы спят? (Оля)
- Для чего рыбам хвост? (Паша)
- Чем дышат рыбы? (Дамир)
- Какие виды рыб обитают в реке Кинель? (Дима)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Расспрашивать папу, маму, дедушку, бабушку (Матвей)
- Рассматривать иллюстрации в книжках, журналах, энциклопедиях, альбомах (Лера)
- Искать информацию в интернете (Софья)
- Задавать вопросы воспитателям, друзьям (Даша)
Формы и методы исследования: беседы, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, наблюдения.
Схема реализации проекта
№ |
Интеграция образовательных областей |
1. |
Образовательная область “Чтение
художественной литературы”: Г.Косова "Азбука подводного мира", С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", Г.Х.Андерсен "Русалочка", Н.Носова “Карасики”. Разучивание стихотворений В.Орлов "Золотые рыбки", И.Токмакова "Где спит рыбка?", А.Богдарин "Два веселых пескаря". “Развитие речи”: рассматривание картины "Рыбы", "Аквариумные рыбки", "Речные рыбы". Составление рассказа по серии сюжетных картин” Удачная рыбалка” |
2. |
Образовательная область “Художественное
творчество”: Рисование "Волшебный мир", "Речные рыбы", "Рыбки плавают в аквариуме” "Золотая рыбка"; Аппликация "Моя рыбка", "Рыбки плавают”, коллективная аппликация "Подводная сказка"; Лепка ""Золотая рыбка", “Рыбки в аквариуме”, налеп пластилином "Моя река". |
3. |
Образовательная область “Познание”: Конструирование из природного материала (сухие листья) "Рыбки", из бросового материала (ракушки, камешки) "Необычные рыбки"; оригами "Рак", "Рыбка". “Формирование целостной картины мира”: "Что мы знаем о рыбах", "Рыбы - кто оно?", "Рыбы нашей реки Кинель”, "Речное рыбье царство". |
4. |
Образовательная область “Музыка”:
"“Синяя вода”, музыка В.Шаинского (Из мультфильма “Кораблик”) “Вперёд смотрящий”, музыка Т.Назаровой “Песня отважных капитанов”, музыка А.Струве (Из мультфильма “Разноцветные моря”) Произведения о море: “Море”, музыка Э.Грига из симфонической сюиты “Пер Гюнт” “Океан море синее”, музыка Н.Римского-Корсакова из оперы “Садко” |
Список используемой литературы
1. "Большая энциклопедия дошкольника" И. Котраба, А. Кравец, И. Мельникова, Е. Щеголева;
2. "Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ" - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., Бондаренко Т.М. 2009 г.;
3. "Все обо всем" Джойс И. Ньюсон “Животные”;
4. "В мире животных" Роберт Коуп 2011 г.;
5. “Окружающий мир” авторы составители И.Р Колтунова, О.Н. Лазарева, М.Н. Данилова.;
6. "Твоя первая энциклопедия" Домашние питомцы, Патриция Рени, Валентина Бологова 2011 г.;
7. "Что есть что" Рыбы, Джеффри Коу;
8. Энциклопедия для детей “Обо всем на свете” от А до Я, Тара Бенсон;
9. Энциклопедия "Живая планета" Пол Беннет и Барбара Тейлор., 2008
10. "Я открываю мир" Животные, Л.Я. Гальперштейн.