Задачи: учить детей рассматривать картину; развивать связную речь, воображение; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родине.
Ход
Сели правильно, спины выпрямили, ноги поставили ровно. Тема, над которой мы начинаем работу, называется “О живописи, театре, кино”. А тема нашего классного часа “Беседа по картине В. Васнецова “Богатыри”.
Ребята, рисовать люди научились ещё в глубокой древности, в доисторические времена. Им приходилось жить в пещерах, на стенах которых позднее и были найдены их первые рисунки. Шли века, и в этом своём умении некоторые люди достигли высокого мастерства. Так постепенно развивалось изобразительное искусство. Тот, чья профессия художник, пользуясь карандашом, красками может остановить время вокруг себя. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем; через изображённое на них мы узнаём о мыслях и чувствах художника.
Одной из самых любимых тем для художников является сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова (1848-1926гг.)
Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “Богатыри”.
- Ребята, как вы понимаете слова “репродукция картины”? (ответы детей)
Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник.
Картина “Богатыри” была написана в 1898 году. Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.
- Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)
- Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.
Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?
-Что такое задний план картины?
-Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)
- Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)
- Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)
Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?
- Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)
Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.
- Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)
По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.
-Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)
- Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)
- Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)
- Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)
А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.
- Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)
- У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)
- Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)
Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.
- Как вы считаете, богатыри готовы к бою?
-Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)
Физкультурная минутка.
Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Хорошо, молодцы, ребята.
(включаю музыку) И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.
Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.
Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.
Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.
Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш классный час закончен, всем спасибо.