Беседа "Вежливым и воспитанным будь"

Разделы: Внеклассная работа


1-й уч-к:

Дается недешево счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог.

2-й уч-к:

Этой мерой измеряются все земные труды,
Может вырасти деревце на земле Кулунды?

3-й уч-к:

Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету плавок мирным трудом?

4-й уч-к:

Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее - хорошеть самому.

Ведущий:

Сегодня мы говорим о таких качествах, как доброта и вежливость.

Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.

Песня “Улыбка” /С.М. Пляцковского, М.В. Шаинского/.

Ведущий:

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица: “Доброе слово и кошке приятно”. Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой.

Доброту понимают даже животные. Добрый и вежливый человек внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.

Иногда ребята ведут себя грубо, или, кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.

Ведущий:

Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчишки, но и девочки.

Песня “Вежливая песня”

/сценка: “Мальвина и Буратино/

М: Здравствуй, Буратино!

Б: Здравствуй, Мальвина!

М: Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Б: Плохо я справился с заданием.

М: Почему?

Б:(злобно выкрикивает) Потому что не умею себя сдерживать.

М: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Б: Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

М: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Б: Что значит, каким тоном? Обыкновенным.

М: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли утебя обыкновенный тон. (Дети высказывают свои мнения). Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но. К сожалению, и с папой Карло.

Б: Не было этого, не было, не было…

М: Ну, вот, опять ты свое. А когда ты говорил папе Карло: “Хочу мороженое, хочу мороженое” или “Хочу в школу, хочу в школу” - разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?

Б: Может быть я иногда, и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот, вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: “Ну как посадка прошла?” Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот, учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел: “Клякса - вакса – гуталин, на носу горячий блин!” Что тут было! Он очень рассердился. А ведь я развеселить его хотел. Правда, ребята? (выслушиваются ответы детей).

М: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Б: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут…. А замолчали? Потому что многие из них похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из - за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше ведет себя, а просто все станем добрее. Хорошо я придумал, Мальвина?

М: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: “ Слово лечит, слово ранит”. Запомни это!

Частушки /Георгия Ладонщикова/

  1. Заиграй-ка балалайка, балалайка три струны!
    Подпевайте, не зевайте, выходите плясуны.
  2. Тетя Сима попросила слазить Витю на чердак.
    – извините, тетя Сима, я вам вовсе не батрак.
  3. Лида в круг вбежала смело, завертелась как юла,
    и под музыку запела про знакомые дела.
  4. Коля ссорится с друзьями, в ход пускают кулаки.
    У задиры под глазами не проходят синяки.
  5. В поезд входят три юнната. – Уж, народу сколько тут.
    Занимай места ребята, а то бабушки займут.
  6. Говорит лентяйке мать: - Убери свою кровать!
    – Я бы мама убрала, только я еще мала.
  7. Петя ловко ловит рыбу, может лодки мастерить.
    Только “здравствуй” и “ спасибо” не умеет говорить.
  8. Ты играй повеселее, Балалайка - три струны!
    Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь плясуны.

Ведущий:

Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться “волшебными” словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В основе заключена великая сила. Доброе слово может рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо всегда и во всем быть полезным.

Ребенок:

На урок пришел учитель, положил на сто журнал
Следом Витя: “ Извините, я немного опоздал”

Спор давно ведется в классе - вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.

Ведущий:

Что же неправильно сделал Витя?

/ответы детей/

Ведущий:

Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к ним внимательно, по - доброму, с уважением. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Песня: “Дружба крепкая”

Ведущий:

Мы на праздниках с друзьями, славно время проведем,
Чтобы было веселее, нашу пляску заведем.

Танец.

Ведущий:

Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться “волшебными” словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.

*- Добрый день! - тебе сказали
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали – теплоты и доброты.

***

*- Здравствуйте!-
Ты скажешь человеку.
- Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

***

Песня “Что такое здравствуй?”

Отменить, что ли слово “пожалуйста”
Повторяем его поминутно. Нет. Пожалуй, что без “пожалуйста”,
Нам становится не уютно.

***

Простите, я больше не буду нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать. И, что обещал – забывать.
Но, если, я все же забуду, - простите, я больше не буду.

***

Будьте добры, - это я говорю по секрету.
Будьте добры, - и не ждите за это конфету.
Будьте добры, - без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте скорее добры.

Эти слова всем известны давно, видишь , они просты, и не новы;
Но я еще повторю все равно; - Добрые люд, будьте здоровы!

***

Добрые слова не лень повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота, всем идущим на работу,
Кузнецу, врачу, ткачу “ С добрым утром!” я кричу.
“Добрый день!” - кричу я в след всем идущим на обед.
“Добрый вечер!” - так. Всех домой спешащих к чаю.

Песня: “Выглянуло солнышко”

Ведущий:

Ребята я сейчас вам буду читать стихотворения, а вы должны их дополнить в рифму.

  1. Видел Настю второклашку, я на улице сейчас,
    Настя – славная девчонка, посещает второй класс.
    Но давно уже от Насти я не слышу слова ….
  2. (здравствуйте!).

  3. Он про внучку говорил: - Экаядосада –
    Я портфель ей подарил, вижу очень рада!
    Ну нельзя ж молчать как рыба, ну сказала бы ….
  4. (спасибо)

  5. Встретил Витю я, соседа, встреча грустная была.
    Но меня он, как торпеда, налетел из-за угла.
    Но, представьте, зря от Вити ждал я слова …..

(извините)

Песня: “Спешите сделать добро!”

  1. Стать добрым волшебником ну-ка проблема!
    Тут хитрости вовсе не нужно особой.
  2. Понять и исполнить желание другого –
    Одно удовольствие, честное слово!
  3. На клумбе – цветок, его листья повисли.
    Грустит он о чем? Угадай его мысли?
  4. Он хочет напиться, эй, дождик полей!
    И дождик струится из лейки твоей.
  5. А что же сестренка скучает в сторонке?
    Волшебное что-нибудь сделай сестренке?
  6. И ты обернулся ретивым конем –
    Галопом сестренка помчалась на нем!
  7. Хоть мама еще не вернулась с работы,
    Не трудно узнать ее дома заботы.
  8. “Вернусь, хорошо бы пошить, почитать
    Да надо с уборкой возиться опять”.
  9. И ты совершаешь великое чудо –
    Пол засверкал, засияла посуда!
    И ахнула мама, вернувшись, домой:
    - да это, как в сказке, волшебник ты мой!

Песня: “Если все вокруг подружатся”

Ведущий:

Все вы, ребята, должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, космонавтами, капитанами…. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

Дети:

Слова: “до свидания!”, “Спасибо”, “Простите”, “Пожалуйста”, “Здравствуйте” - щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них не возможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

Песня: “Большой хоровод”.