Цель: познакомить учащихся с понятием “масса”.
Задачи:
- сформировать представление о массе тела;
- выявить зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки;
- познакомить с различными видами весов, единицей измерения массы – килограммом;
- сформировать способность к измерению массы с помощью чашечных весов, решению примеров на сложение и вычитание масс предметов;
- развивать речь учащихся;
- создавать устойчивую мотивацию к изучению математики.
Оборудование: учебник по математике Л.Г.Петерсон для 1 класса 3 часть, презентация, различные виды весов, набор геометрических фигур.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный звонок –
Начинается урок.
Ты проверь себя, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручки и тетрадка?
2. Актуализация знаний.
На доске геометрические фигуры (1 большой желтый круг - 1 большой синий круг, 1 маленький синий квадрат - 1 маленький синий треугольник, 1 большой синий квадрат - 1 маленький красный квадрат).
- Сколько всего геометрических фигур?
- Сколько синих фигур?
- Сколько не треугольников?
- Сколько маленьких фигур?
- На сколько синих фигур больше, чем красных фигур? Мы считали геометрические фигуры, а теперь мы их сравним.
- Что изменилось? Чем отличаются фигуры каждой пары?
3. Постановка проблемы.
На столе учителя два мешочка, одинаковых по цвету, форме, размерам, но разных по массе (в одном мешке вата, а в другом - рис).
- Чем отличаются эти мешочки? (ученики, ориентируясь на известные им свойства предметов, затрудняются назвать признаки отличия)
- Оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такие свойства, надо взять предметы в руки.
4. “Открытие” нового знания.
(1 ученик берет пакеты в руки и обнаруживает, что один из них легче, а второй – тяжелее).
- Когда мы говорим легче и тяжелее, то имеем в виду свойство, которое называется масса (на доске открывается запись масса). Сегодня на уроке вы будете учиться сравнивать предметы по массе.
- Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (весы)
Учитель показывает распространенные виды весов.
- Как используют весы? Какие еще виды весов вы встречали?
Учитель ставит пакеты на чашечные весы.
- Какой пакет тяжелее? (тот, который находится на нижней чаше весов).
- Какой пакет легче? (на верхней чаше)
-Обозначим массу пакета с рисом буквой р, а массу пакета с ватой – в. Сравните.
(р > в, в < р.)
5. Первичное закрепление.
- Откройте в учебнике 4 урок и найдите №1. Объясните записи под рисунками (а < д, м = р, т > к).
- Значит, предметы можно сравнивать по массе с помощью знаков <, >, =. Можем ли мы сказать, что масса является величиной? Докажите. (Да, так как предметы можно сравнивать с помощью знаков <, >, =)
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Ну а шесть – тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
И работать вновь начнем.
6. Постановка проблемы необходимости использования при сравнении масс единой мерки.
На данном этапе учащиеся выполняют №2 , стр. 6 с проговариванием в громкой речи.
- Как можно измерить массу лисички? (надо выбрать мерку и уравновесить ее с лисичкой)
- Какие единицы измерения использованы для ее взвешивания? (зайчики и белочки)
- Какова масса лисички в зайчиках? Допишите равенство (л=3з)
- Какова масса лисички в белочках? Сделайте запись (л=5з)
Дети приходят к выводу: чем больше единица измерения массы, тем меньше ее значение. Поэтому, как и при измерении длины, сравнивать, складывать и вычитать массы можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.
- Современной общепринятой единицей измерения массы является килограмм (слово на доске). Он показан в задании №3, стр. 6. Для измерения масс используются гири в 1 килограмм, 2 килограмма, 3 килограмма, 5 килограммов.
- Какова масса мешочка в задании 3? (1 кг)
- Посмотрите на рисунок в №4. Как измерить массу в килограммах с помощью гирь? Покажите ответ на счетном веере. (Арбуз уравновешивают гири в 2 кг и 5 кг, поэтому масса арбуза равна 7 кг.
7. Закрепление и самоконтроль. Сложение и вычитание масс предметов.
(Приложение 1) На доске слайд 1 презентации:
- Определите массу снеговика. (На счетном веере дети показывают и объясняют)
- Определите массу лукошка с грибами.
Слайд 2 презентации:
- Как определить массу 1 капусты? 1 кабачка?
Слайд 7 презентации:
- Как определить массу корзины с ягодами?
-А другой способ?
- Найдите массу дыни и тыквы в задании №5 (выполняют самостоятельно)
- Выполните № 6 (1 столбик). Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаш и проверьте у соседа (на доске правильный вариант).
8. Итог урока. Домашнее задание.
- С какой величиной знакомились на уроке? Почему вы считаете, что масса это величина? Какую единицу измерения массы вы знаете? С помощью какого прибора измеряют массу?
Дома вы выполните практическую работу. Будете измерять массу предметов с помощью весов.
Практическая работа по теме: “Величины. Масса”.
- 3 апельсина (яблока, груши, киви) - …………………..
- 6 картофелин - ………………….
- мой пустой портфель - ……………………..
- портфель с учебниками - ……………………….
- мой вес - ………………….
- игрушки, которые я беру в школу - …………………………….
- …………………………………………………………………..
- ……………………………………………………………………..
На уроке использована презентация, составленная Беликовой Т.В., учителем ГБОУ СОШ №1945.