Урок математики по теме "Масса". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить учащихся с понятием “масса”.

Задачи:

  • сформировать представление о массе тела;
  • выявить зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки;
  • познакомить с различными видами весов, единицей измерения массы – килограммом;
  • сформировать способность к измерению массы с помощью чашечных весов, решению примеров на сложение и вычитание масс предметов;
  • развивать речь учащихся;
  • создавать устойчивую мотивацию к изучению математики.

Оборудование: учебник по математике Л.Г.Петерсон для 1 класса 3 часть, презентация, различные виды весов, набор геометрических фигур.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный звонок –
Начинается урок.
Ты проверь себя, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручки и тетрадка?

2. Актуализация знаний.

На доске геометрические фигуры (1 большой желтый круг - 1 большой синий круг, 1 маленький синий квадрат - 1 маленький синий треугольник, 1 большой синий квадрат - 1 маленький красный квадрат).

  • Сколько всего геометрических фигур?
  • Сколько синих фигур?
  • Сколько не треугольников?
  • Сколько маленьких фигур?
  • На сколько синих фигур больше, чем красных фигур? Мы считали геометрические фигуры, а теперь мы их сравним.
  • Что изменилось? Чем отличаются фигуры каждой пары?

3. Постановка проблемы.

На столе учителя два мешочка, одинаковых по цвету, форме, размерам, но разных по массе (в одном мешке вата, а в другом - рис).

- Чем отличаются эти мешочки? (ученики, ориентируясь на известные им свойства предметов, затрудняются назвать признаки отличия)

- Оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такие свойства, надо взять предметы в руки.

4. “Открытие” нового знания.

(1 ученик берет пакеты в руки и обнаруживает, что один из них легче, а второй – тяжелее).

- Когда мы говорим легче и тяжелее, то имеем в виду свойство, которое называется масса (на доске открывается запись масса). Сегодня на уроке вы будете учиться сравнивать предметы по массе.

- Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (весы)

Учитель показывает распространенные виды весов.

- Как используют весы? Какие еще виды весов вы встречали?

Учитель ставит пакеты на чашечные весы.

- Какой пакет тяжелее? (тот, который находится на нижней чаше весов).

- Какой пакет легче? (на верхней чаше)

-Обозначим массу пакета с рисом буквой р, а массу пакета с ватой – в. Сравните.

(р > в, в < р.)

5. Первичное закрепление.

- Откройте в учебнике 4 урок и найдите №1. Объясните записи под рисунками (а < д, м = р, т > к).

- Значит, предметы можно сравнивать по массе с помощью знаков <, >, =. Можем ли мы сказать, что масса является величиной? Докажите. (Да, так как предметы можно сравнивать с помощью знаков <, >, =)

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Ну а шесть – тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
И работать вновь начнем.

6. Постановка проблемы необходимости использования при сравнении масс единой мерки.

На данном этапе учащиеся выполняют №2 , стр. 6 с проговариванием в громкой речи.

- Как можно измерить массу лисички? (надо выбрать мерку и уравновесить ее с лисичкой)

- Какие единицы измерения использованы для ее взвешивания? (зайчики и белочки)

- Какова масса лисички в зайчиках? Допишите равенство (л=3з)

- Какова масса лисички в белочках? Сделайте запись (л=5з)

Дети приходят к выводу: чем больше единица измерения массы, тем меньше ее значение. Поэтому, как и при измерении длины, сравнивать, складывать и вычитать массы можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.

- Современной общепринятой единицей измерения массы является килограмм (слово на доске). Он показан в задании №3, стр. 6. Для измерения масс используются гири в 1 килограмм, 2 килограмма, 3 килограмма, 5 килограммов.

- Какова масса мешочка в задании 3? (1 кг)

- Посмотрите на рисунок в №4. Как измерить массу в килограммах с помощью гирь? Покажите ответ на счетном веере. (Арбуз уравновешивают гири в 2 кг и 5 кг, поэтому масса арбуза равна 7 кг.

7. Закрепление и самоконтроль. Сложение и вычитание масс предметов.

(Приложение 1) На доске слайд 1 презентации:

- Определите массу снеговика. (На счетном веере дети показывают и объясняют)

- Определите массу лукошка с грибами.

Слайд 2 презентации:

- Как определить массу 1 капусты? 1 кабачка?

Слайд 7 презентации:

- Как определить массу корзины с ягодами?

-А другой способ?

- Найдите массу дыни и тыквы в задании №5 (выполняют самостоятельно)

- Выполните № 6 (1 столбик). Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаш и проверьте у соседа (на доске правильный вариант).

8. Итог урока. Домашнее задание.

- С какой величиной знакомились на уроке? Почему вы считаете, что масса это величина? Какую единицу измерения массы вы знаете? С помощью какого прибора измеряют массу?

Дома вы выполните практическую работу. Будете измерять массу предметов с помощью весов.

Практическая работа по теме: “Величины. Масса”.

  • 3 апельсина (яблока, груши, киви) - …………………..
  • 6 картофелин - ………………….
  • мой пустой портфель - ……………………..
  • портфель с учебниками - ……………………….
  • мой вес - ………………….
  • игрушки, которые я беру в школу - …………………………….
  • …………………………………………………………………..
  • ……………………………………………………………………..

На уроке использована презентация, составленная Беликовой Т.В., учителем ГБОУ СОШ №1945.