Коррекционно-образовательные задачи:
учить и сравнивать звуки С-Ш по акустическим и артикуляционным признакам;
формировать умение согласовывать имена числительные и имена существительные.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать мелкую и артикуляционную моторику;
развивать мимическую мускулатуру;
учить дифференцировать звуки С-Ш в слогах, в словах, в предложениях;
продолжать развивать фонематический слух;
продолжать отрабатывать длительный выдох;
учить подбирать рифмы к словам.
Коррекционно-воспитательная задача:
воспитывать желание помогать персонажам в трудной ситуации.
Оборудование: панно “Рифмованное дерево” (приложение №1); картинки: солнце и облака с мимическими изображениями; игрушки: стрекоза, белка, змея, Смешарики (Крош, Совунья); силуэты грибов, орехов; прищепки; “Поющие камушки” (изображения гласных звуков: А, О, У); два воздушных шарика.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня я вам предлагаю побывать в сказке. Вы, согласны? Посмотрите, кто это прячется за кустом? (Смешарики). Вы их узнали? (Крош и Совунья). Сейчас я начну рассказывать сказку, а вы мне помогайте.
2.Развитие артикуляционной моторики.
Жили-были Смешарики - Крош и Совунья. У каждого был свой домик, но Смешарики любили ходить друг к другу в гости и путешествовать. И вот однажды, рано утром проснулись наши Смешарики, потянулись в своих кроватках, затем улыбнулись, почистили зубы, выпили чай, съели по блинчику и выглянули в окошко, не идёт ли дождь. Дождь уже закончился, а по небу плыли интересные облака. У каждого облака было своё настроение.
3.Развитие мимических мышц (Игра “Покажи настроение”).
Посмотрите на облака. Какое у них настроение? (удивлённое, испуганное, капризное, сердитое). Покажите эти настроения (дети изображают настроение каждого облака). А вот и солнышко. Солнышко, какое? (весёлое). Ребята, а вам какое настроение больше всего нравится? Покажите (дети показывают). От ваших улыбок Смешарикам стало очень весело и радостно. Они взяли свой любимый воздушный шарик и отправились погулять. Но с ними что-то произошло, когда они гуляли. Послушайте, сейчас я вам расскажу (читаю стихотворение “Смешарики”).
Смешарикам нашим смешинки попали,
Целые сутки они хохотали.
Всё им смешным казалось тогда…
И шарик из рук улетел в облака.
Ребята, что произошло у Смешариков? (улетел шарик). Давайте поможем Смешарикам. Вместе с ними поищем их любимый шарик. Вы согласны? (да). Аделя будет сопровождать Совунью, а Петя Кроша.
4. Упражнение на развитие длительного выдоха (Игра “Помоги стрекозе”).
Дети, посмотрите какие красивые цветы вокруг. А вы знает, как они называются? (ромашки). На одной ромашке сидит какое-то насекомое (стрекоза). У неё крылья намокли под дождём. Давайте подуем на них, чтобы они высохли (дети поочерёдно дуют, не надувая щёк, на крылья стрекозы).
5. Дифференциация звуков С-Ш в слогах (Игра “Поющие камушки”).
Идём дальше. Слышите, здесь кто-то шипит. Ой, осторожно, это змея. Как она, шипит? (“ш-ш-ш”). А сейчас я слышу другую песенку (“с-с-с”). Чья это, песенка? (“Песенка водички”). Спойте её (дети произносят звук “С”). Посмотрите, какое здесь озеро. Нам нужно перебраться на другой берег этого озера. Может быть там воздушный шарик. Как мы это сделаем? (перейдём по камушкам). Эти камушки необычные – они поющие. Посмотрите, на них изображены гласные звуки. Идти по ним нужно осторожно, проговаривая слоги. Совунья будет проговаривать слоги со звуком “С”, а Крош со звуком “Ш”. Готовы? Пошли (дети проговаривают слоги “СА-СО-СУ, ША-ШО-ШУ”). Здесь нет воздушного шарика, одни лягушки. Возвращаемся обратно так же по камушкам, только слоги произносим наоборот, начиная с гласного звука (УС-ОС-АС, УШ-ОШ-АШ).
6. Развитие мелкой моторики (Игра “Помоги белке”).
Я вижу ещё тропинку. Давайте свернём туда. Посмотрите, какое могучее дерево (дуб). А вот и белка. Сколько орехов и грибов она собрала. Давайте ей поможем развесить их на дубе. Совунья будет развешивать орешки, а Крош - сыроежки (дети развешивают орешки и сыроежки, используя прищепки). А теперь давайте сосчитаем (Игра “Сосчитай до 5” со словами: орешек и сыроежка).
7. Развитие умения находить рифмы к словам (Игра “Рифмованное дерево”).
Где же наш шарик? Может он зацепился за ветки дерева? Ведь это дерево необычное. Каждому листочку нужно найти пару – в рифму. Давайте попробуем (дети ищут листьям пары).
8. Итог занятия.
Как жаль – всё мы здесь обошли, а шарик воздушный так и не нашли. Давайте вспомним, где мы были (дети называют места, где искали шарик). И тут появляется воздушный шарик да не один, а целых два шарика.
Список литературы
- Волина В. В. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
- Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ и Д, 2009.
- Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш В игровых упражнениях. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ и Д, 2009.
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996.
- Светлова И. Е. Домашний логопед – М.: Изд-во Эксмо, 2002.